Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[Деятельность по проведению тестирования иностранных граждан по русскому языку как иностранному языку не относится к образовательным программам, следовательно, лицензированию не подлежит.]



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 октября 2014 г. по делу № А02-169/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2014 года.

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Сидоровой А.В.,

судей Лаптева Н.В.,

Туленковой Л.В.,

при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Прокурора Республики Алтай на решение от 22.04.2014 Арбитражного суда Республики Алтай (судья Е.Ф. Кириченко) и постановление от 02.07.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Ярцев Д.Г., Сухотина В.М., Жданова Л.И.) по делу № А02-169/2014 по иску прокурора Республики Алтай к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" (119991, город Москва, улица Ленинские горы, 1, ОГРН 1037700258694, ИНН 7729082090), Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Горно-Алтайский государственный университет" (649000, город Горно-Алтайск, улица Ленкина, 1, ОГРН 1020400755880, ИНН 0411002237) о признании недействительным договора о сотрудничестве в сфере организации и проведения тестирования по русскому языку, как иностранному.

В заседании приняли участие представители: прокурора Тюменской области - Кабанова А.А. по поручению от 19.09.2014, Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" - Подейко В.А. по доверенности от 27.12.2013, Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Горно-Алтайский государственный университет" - Поликарпов В.А. по доверенности от 22.04.2014.

Суд

установил:


Прокурор Республики Алтай (далее - прокуратура) обратился в Арбитражный суд Республики Алтай с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" (далее - МГУ), Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Горно-Алтайский государственный университет" (далее - ГАГУ) о признании недействительным договора от 27.03.2013 о сотрудничестве в сфере организации и проведения тестирования по русскому языку как иностранному.

Решением от 22.04.2014 Арбитражного суда Республики Алтай, оставленным без изменения постановлением от 02.07.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе прокуратура просит решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение.

В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на необоснованный отказ суда в удовлетворении ходатайств о направлении запросов в Министерство образования и науки Российской Федерации и Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки по вопросу о необходимости наличия лицензии на право ведения образовательной деятельности по программе "Русский язык как иностранный" для включения в Перечень образовательных организаций (учреждений), проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному иностранных граждан и лиц без гражданства для приема в гражданство Российской Федерации, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.02.2004 № 735; прокуратура полагает, что суды сделали ошибочный вывод о том, что МГУ имеет право осуществлять на неподведомственной ему территории образовательную деятельность по выдаче сертификата о прохождении государственного тестирования граждан иностранных государств по русскому языку как иностранному.

Ответчиками представлены отзывы на кассационную жалобу, поддержанные представителями МГУ и ГАГУ в судебном заседании, в которых ответчики указывают на законность и обоснованность выводов судов первой и апелляционной инстанций, просят в удовлетворении кассационной жалобы отказать.

Проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судами, между МГУ (далее также - Центр МГУ) и ГАГУ (Университет) заключен договор от 27.03.2013 о сотрудничестве в сфере организации и проведения тестирования по русскому языку как иностранному (ТРКИ) (далее - договор о сотрудничестве), по условиям которого стороны осуществляют координацию проектов и программ сотрудничества в области лингводидактического тестирования по русскому языку как иностранному с целью осуществления стандартизированного контроля в системе преподавания русского языка как иностранного для определения подготовленности граждан зарубежных стран к активной учебной, трудовой и профессиональной деятельности в русскоязычной среде (пункты 1.1, 1.3 договора о сотрудничестве).

Прокуратура, полагая, что договор о сотрудничестве является ничтожной сделкой, в силу чего нарушает требования закона или иного правового акта, посягает на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, обратилась в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении требований, пришли к выводу об отсутствии оснований для признания спорной сделки недействительной.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют примененным нормам права, доказательствам по делу и установленным на основании них фактическим обстоятельствам.

Пунктом "д" части 1 статьи 13 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Такое Положение утверждено Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 № 1325 (далее - Положение № 1325).

Согласно абзацу десятому пункта 10 Положения № 1325 иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, при подаче заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, в том числе предоставляют сертификат о прохождении государственного тестирования по русскому языку как иностранному языку (в объеме не ниже базового уровня владения русским языком), выданный образовательной организацией на территории Российской Федерации или за рубежом, которая включена в определяемый Министерством образования и науки Российской Федерации перечень образовательных организаций, проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному языку.

Приказом от 18.02.2004 № 735 Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Минобрнаука РФ) утвержден Перечень образовательных организаций (учреждений), проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному иностранных граждан и лиц без гражданства для приема в гражданство Российской Федерации (далее - Приказ № 735), в который, в том числе включен МГУ (пункт 1.77).

В силу пунктов 2, 4 Порядка выдачи сертификата о прохождении государственного тестирования граждан иностранных государств по русскому языку как иностранному, выдаваемого образовательным учреждением (организацией) на территории Российской Федерации или за рубежом, которому Министерством образования и науки Российской Федерации разрешено проведение такого тестирования, утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 13.07.2010 № 765 (далее - Приказ № 765), сертификат о прохождении государственного тестирования граждан иностранных государств по русскому языку как иностранному языку (далее - сертификат) выдается образовательным учреждением (организацией) на территории Российской Федерации или за рубежом, которому Минобрнауки РФ разрешено проведение такого тестирования (далее - организация). Сертификат выдается иностранному гражданину организацией на основании решения комиссии по проведению тестирования, созданной организацией.

Суды, проанализировав представленные в материалы дела доказательства в совокупности в порядке статьи 71 АПК РФ, в том числе условия договора о сотрудничестве (пункты 4.1.1.1, 4.1.1.2), регламент от 18.04.2013 проведения тестирования иностранных граждан по русскому языку, утвержденный ГАГУ, письмо Минобрнауки РФ от 19.09.2013 № 09-1150, установили, что ГАГУ уполномочен Центром МГУ на срок действия договора представлять интересы российской системы тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку с правом организации контроля уровня владения русским языком иностранными гражданами; Центр МГУ предоставляет ГАГУ закрытые тестовые материалы в пользование на время проведения тестовых испытаний; по результатам тестирования МГУ подготавливает и выдает ГАГУ документы, подтверждающие уровень владения русским языком, в том числе, сертификаты, таким образом, выдачу итогового документа по результатам тестирования (сертификата) осуществляет МГУ.

Учитывая изложенное, суды сделали верный вывод о том, что оспариваемый договор о сотрудничестве соответствует требованиям Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" Положения № 1325, Приказу № 735, Приказу № 765.

Довод прокураты об отсутствии у ГАГУ лицензии на проведение государственного тестирования по русскому языку как иностранному иностранных граждан и лиц без гражданства был предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонен в связи со следующим.

Частью 1 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) предусмотрено, что образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Пунктом 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" также предусмотрено, что образовательная деятельность подлежит лицензированию.

В пунктах 17, 18, и 19 статьи 2 Закона об образовании даны понятия образовательной деятельности - деятельность по реализации образовательных программ; образовательной организации - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана; организации, осуществляющей обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

В пункте 9 статьи 2 Закона об образовании указано, что образовательная программа предполагает наличие форм аттестации, учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин, а также оценочных и методических материалов.

Из анализа вышеперечисленных норм права следует, что лицензированию подлежат исключительно образовательные программы.

Согласно пункту 2 Порядка государственного тестирования по русскому языку как иностранному языку, утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 24.03.2010 № 207 (далее - Порядок № 207), тестирование иностранных граждан заключается в объективной оценке уровня владения и степени сформированности коммуникативной компетенции по русскому языку как иностранному языку иностранными гражданами в соответствии с федеральными государственными требованиями по русскому языку как иностранному языку, утвержденными Приказом Минобрнауки РФ от 28.10.2009 № 463 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14.12.2009, регистрационный № 15585).

Сертификат выдается гражданам иностранных государств (лицам без гражданства), прошедшим тестирование по русскому языку как иностранному в соответствии с Приказом № 207, а критерии степени владения языком определены Приказом от 28.10.2009 № 463 Минобрнауки РФ.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что деятельность по проведению тестирования иностранных граждан по русскому языку как иностранному языку не относится к образовательным программам, следовательно, лицензированию не подлежит.

Суд кассационной инстанции отклоняет довод прокуратуры о том, что ГАГУ и МГУ не могут осуществлять тестирование и выдавать соответствующие сертификаты на территории Республики Алтай, поскольку такого рода ограничения не указаны ни в Приказе № 735, ни в вышеизложенных законах и иных нормативных правовых актах.

С учетом изложенного, суды, не установив наличие в договоре о сотрудничестве признаков сделки, указанных в части 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, правомерно отказали в удовлетворении требований прокуратуры.

Довод заявителя относительно неправомерного отказа судом первой инстанции в удовлетворении ходатайства о направлении запросов в Минобрнауки РФ и Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонен на основании части 1 статьи 13 АПК РФ.

Доводов, влекущих безусловную отмену судебных актов, в жалобе не приведено, они основаны на неверном толковании вышеуказанных норм материального права, направлены на иную правовую оценку установленных судами обстоятельства дела, выводов судов не опровергают и не могут повлечь отмену по существу правильных судебных актов суда первой и апелляционной инстанций.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа


постановил:


решение от 22.04.2014 Арбитражного суда Республики Алтай и постановление от 02.07.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А02-169/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

А.В.СИДОРОВА

Судьи

Н.В.ЛАПТЕВ

Л.В.ТУЛЕНКОВА