Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[К вопросам местного значения муниципальных районов относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Ответственность за проведение капитального ремонта в помещении спортивного зала в муниципальном образовательном учреждении возложена на собственника – орган местного самоуправления.]


РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 1 июня 2011 г. N 33-1031


(извлечение)


Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования - Сараевский муниципальный район на решение Сараевского районного суда Рязанской области от 15 апреля 2011 года, которым постановлено:

Заявление прокурора Сараевского района Рязанской области в защиту прав неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области и отдела образования администрации муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области незаконным и обязывании провести капитальный ремонт в помещении спортивного зала в муниципальном образовательном учреждении - Сараевская средняя общеобразовательная школа удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области и отдела образования администрации муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области и отдел образования администрации муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области провести капитальный ремонт в помещении спортивного зала в муниципальном образовательном учреждении - Сараевская средняя общеобразовательная школа, расположенном по адресу: <...>, выполнив ремонт цоколя, ремонт карниза с заменой разрушенной кирпичной кладки, заменить перемычки, заделать швы между плитами покрытия, выполнить ремонт полов, заменить плоскую кровлю на скатную и заменить дверные блоки в срок до 1 сентября 2011 года.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Вергазовой Л.В., заключение прокурора М.Т.Н., полагавшей решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия


установила:

Прокурор Сараевского района Рязанской области обратился в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области и отдела образования администрации муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области незаконным и обязывании провести капитальный ремонт в помещении спортивного зала в муниципальном образовательном учреждении - Сараевская средняя общеобразовательная школа.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой района в ходе проведения проверки исполнения законодательства, направленного на обеспечение общедоступности, бесплатности и безопасности общего образования детей в МОУ - Сараевская СОШ, расположенном по адресу: <...>, в ходе, которой были выявлены нарушения законодательства об образовании. 19 ноября 2009 года Рязанским региональным отделением Общероссийского Общественного Фонда "Центр качества строительства" проведено обследование технического состояния помещения спортивного зала МОУ - Сараевская СОШ, расположенном по адресу: <...>. В ходе визуального и инструментального обследования, комиссией в составе исполнительного директора Рязанского регионального отделения Общероссийского Общественного Фонда "Центр качества строительства" ФИО5, директора МОУ - Сараевская СОШ ФИО6 и главного специалиста Рязанского регионального отделения Общероссийского Общественного Фонда "Центра качества строительства" ФИО7 было установлено, что помещение спортивного зала находится в ограниченно работоспособном состоянии, поскольку вследствие длительного увлажнения, кладка фундамента подвергалась лещению и выветриванию раствора, наружные стены в вертикальном положении, в перемычках над оконными проемами имеют трещины, отслоение защитного слоя бетона, стена по главному фасаду имеет дефекты в виде лещения кирпича на уровне карниза и низа окон, выветривание раствора в швах, полы в помещении прогнулись и прогнили, дверные блоки в результате температурного - влажностного воздействия деформировались.

Комиссия пришла к выводам о необходимости проведения срочного капитального ремонта, а именно цоколя, полов, карниза с заменой разрушенной кирпичной кладки, заменой перемычки, заделкой швов между плитами покрытия, с заменой плоской кровли на скатную и дверных блоков.

7 сентября 2010 года директор МОУ - Сараевская СОШ ФИО8 обратилась письменно к главе муниципального образования - Сараевский муниципальный район ФИО9, где сообщила, что помещение спортивного зала находится в ограниченно работоспособном состоянии, требует капитального ремонта, и его эксплуатация невозможна, поскольку проведение занятий по физической культуре в помещении спортивного зала невозможно и создает угрозу жизни и здоровью учащихся.

Приказом директора МОУ - Сараевская СОШ ФИО8 N <...> от 10 сентября 2010 года, в связи с аварийным состоянием помещения занятия по физической культуре в помещении спортивного зала запрещены.

Поскольку проведение образовательного процесса в МОУ - Сараевская СОШ при отсутствии оснащенного и отремонтированного помещения спортивного зала нарушает лицензионные требования и провозглашенное ч. 2 ст. 47 Конституции РФ право обучающихся на гарантированность, общедоступность основного общего образования в муниципальном образовательном учреждении, прокурор просил признать бездействие администрации муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области и бездействие отдела образования администрации муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области в части непринятия мер направленных на проведение капитального ремонта помещения спортивного зала в здании МОУ - Сараевская СОШ, расположенного по адресу: <...>, незаконным и обязать администрацию муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области и отдел образования администрации муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области провести капитальный ремонт помещения спортивного зала МОУ - Сараевская СОШ, выполнив ремонт цоколя, провести ремонт карниза с заменой разрушенной кирпичной кладки, заменить перемычки, заделать швы между плитами покрытия, выполнить ремонт полов, заменить плоскую кровлю на скатную и заменить дверные блоки, в помещении спортивного зала МОУ - Сараевская СОШ, расположенного по указанному адресу.

Районный суд удовлетворил заявленные требования, постановив об этом указанное решение.

В кассационной жалобе Глава администрации муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным. В обоснование жалобы указано, что администрация муниципального района не бездействует. 7 сентября 2010 года директор Сараевской СОШ ФИО8 обратилась к главе администрации с письменным заявлением о том, что помещение спортивного зала находится в аварийном состоянии. Было составлено несколько смет на ремонт Сараевской СОШ, в том числе и на ремонт спортивного зала. В настоящее время составлена локальная смета, разработанная специалистами, на <...> руб., куда входит ремонт спортивного зала. Данная смета передана в Рязань для утверждения. Более того, администрацией еженедельно направляется в Правительство Рязанской области мониторинг общественно-политической ситуации, в котором каждый раз указывается, что идет разрушение спортивного зала Сараевской СОШ, в связи с чем необходим капитальный ремонт, на который требуется 2 млн. рублей. Таким образом, кассатором принимаются все необходимые меры для введения спортивного зала снова в эксплуатацию, в связи с чем вывод суда о бездействии кассатора не соответствует действительным обстоятельствам дела.

Проверив законность и обоснованность принятого решения по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что оснований для его отмены не имеется.

Так, из материалов дела усматривается, что в здании МОУ - Сараевская СОШ имеется спортивный зал, в котором не проводятся занятия по физической культуре ввиду того, что помещение находится в аварийном состоянии.

Из докладной записки директора МОУ - Сараевская СОШ ФИО8 на имя главы администрации муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области ФИО9 от 7 сентября 2010 года следует, что глава администрации был поставлен в известность о том, что в МОУ - Сараевская СОШ помещение спортивного зала требует срочного капитального ремонта, так как существует угроза жизни и здоровью учащихся.

Приказом директора МОУ - Сараевская СОШ ФИО8 N <...> от 10 сентября 2010 года подтверждается, что проведение занятий по физической культуре в спортивном зале запрещено.

Из акта обследования технического состояния здания средней общеобразовательной школы следует, что обследование проводилось для определения технического состояния элементов конструкций помещения спортзала. По итогам обследования было установлено, что помещение спортивного зала требует срочного капитального ремонта. При проведении ремонта необходимо выполнить следующие работы: выполнить ремонт цоколя, провести ремонт карниза с заменой разрушенной кирпичной кладки, заменить перемычки, заделать швы между плитами покрытия, выполнить ремонт полов, заменить плоскую кровлю на скатную, заменить дверные блоки.

При таких обстоятельствах, а также учитывая требования, содержащиеся в ч. 1 пп. 11 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003, в соответствии с которыми к вопросам местного значения муниципальных районов относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, а также ч. 1 п. 4 ст. 31 Закона РФ "Об образовании" от 10.07.1992, согласно которым к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, суд правомерно признал исковые требования прокурора обоснованными, признав бездействие администрации муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области и отдела образования администрации муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области незаконным и обязал администрацию муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области провести капитальный ремонт в помещении спортивного зала в муниципальном образовательном учреждении - Сараевская средняя общеобразовательная школа.

Доводы администрации муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области, содержащиеся и в кассационной жалобе, о том, что с их стороны нет бездействия, так как с сентября 2010 года разрабатывались сметы на ремонт здания МОУ - Сараевская СОШ, суд первой инстанции правильно признал несостоятельными, поскольку до настоящего времени смета на ремонтные работы не утверждена и не предпринято никаких мер по ремонту спортивного зала в МОУ - Сараевская СОШ.

На основании изложенного судебная коллегия полагает, что выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, сделаны на основе представленных сторонами доказательств, при правильном применении норм действующего законодательства, в связи с чем постановленное решение следует признать законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения.

Доводы кассационной жалобы о его незаконности и необоснованности являются несостоятельными, и не могут быть приняты во внимание по изложенным выше основаниям. По существу они не опровергают выводы суда, основаны на неправильном применении норм материального права, сводятся лишь к несогласию с выводами суда и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены обжалуемого решения суда.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия


определила:

Решение Сараевского районного суда Рязанской области от 15 апреля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области - без удовлетворения.