Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  
[Признан принятым с превышением полномочий приказ Министерства образования Сахалинской области "Об организации деятельности семейного детского сада, являющегося структурным подразделением дошкольного образовательного учреждения". Действовавшим на момент принятия решения Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении не исключаются семейные дошкольные группы, создаваемые с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях, имеющие общеобразовательную направленность или осуществляющие присмотр и уход за детьми без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.]

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 июня 2012 г. № 64-АПГ12-4


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего судьи Пирожкова В.Н.,

судей Калининой Л.А., Анишиной В.И.

при секретаре Аверине А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства образования Сахалинской области на решение Сахалинского областного суда от 14 марта 2012 г. о признании не действующим с момента вступления решения суда в законную силу пункта 1 приказа Министерства образования Сахалинской области от 17 ноября 2011 г. № 1309-ОД "Об организации деятельности семейного детского сада, являющегося структурным подразделением дошкольного образовательного учреждения".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:


прокурор Сахалинской области обратился в Сахалинский областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и не действующим с момента вступления решения суда в законную силу пункта 1 приказа Министерства образования Сахалинской области от 17 ноября 2011 г. № 1309-ОД "Об организации деятельности семейного детского сада, являющегося структурным подразделением дошкольного образовательного учреждения", которым утверждено примерное положение "Об организации деятельности семейного детского сада, являющегося структурным подразделением дошкольного образовательного учреждения Сахалинской области".

В обоснование заявления прокурор ссылался на то, что Министерство образования Сахалинской области, утвердив примерное положение об организации деятельности и создании семейного детского сада, превысило предоставленные ему полномочия.

Представитель Министерства образования Сахалинской области возражал против удовлетворения заявления прокурора.

Решением Сахалинского областного суда от 14 марта 2012 г. заявление прокурора Сахалинской области удовлетворено.

В апелляционной жалобе Министерство образования Сахалинской области просит решение суда первой инстанции отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.

Относительно апелляционной жалобы прокурором Сахалинской области поданы возражения.

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам полагает выводы суда о несоответствии федеральному законодательству оспариваемого правового регулирования по мотиву превышения субъектом Российской Федерации нормотворческой компетенции в области образования основанными на правильном толковании материального закона, регулирующего спорное правоотношение.

Общие вопросы воспитания, образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (пункт "е" части 1 статьи 72, части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании" федеральный законодатель, включая в систему правовых регуляторов в области образования законодательство субъекта Российской Федерации (статья 2), одновременно разграничил компетенцию Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В частности, разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях - прерогатива Российской Федерации (пункт 10 статьи 28).

В соответствии с пунктом 8 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 12 сентября 2008 г. № 666, действовавшего до 30 апреля 2012 г., основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа детей дошкольного возраста. В случае создания групп в образовательных учреждениях других типов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования в соответствии с лицензией, их деятельность регламентируется данным Типовым положением.

В настоящее время Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. № 2562, регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов. Для негосударственных дошкольных учреждений данное Типовое положение выполняет функцию примерного. Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения признается группа воспитанников дошкольного возраста. При этом данным Типовым положением не исключаются семейные дошкольные группы, создаваемые с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях, имеющие общеобразовательную направленность или осуществляющие присмотр и уход за детьми без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Очевидно, что при таких обстоятельствах никакой другой орган исполнительной власти, в равной мере как федеральный, так и региональный, не вправе устанавливать по своему усмотрению собственное нормативное регулирование по этому вопросу.

Иное толкование поименованных федеральных норм означает вторжение субъекта Российской Федерации в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

Доводы, приведенные Министерством Сахалинской области в апелляционной жалобе, не могут повлиять на отмену решения, все они были предметом судебного разбирательства, им дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, что нашло мотивированное и обстоятельное отражение в судебном решении.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации


определила:

решение Сахалинского областного суда от 14 марта 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства образования Сахалинской области - без удовлетворения.