Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  
[Федеральное законодательство не предусматривает такого вида образовательных учреждений, как платные учебные заведения, а определение видов и типов учебных заведений, категорий обучающихся в них к полномочиям органов местного самоуправления не относится.]

УСТАВНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 декабря 1999 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ УСТАВНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ДЕЛУ

О ПРОВЕРКЕ СООТВЕТСТВИЯ УСТАВУ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

АБЗАЦА 4 ПРИМЕЧАНИЯ К ПУНКТУ 4.3 "ПРАВИЛ ПОЛЬЗОВАНИЯ

ТРАМВАЕМ, ТРОЛЛЕЙБУСОМ И АВТОБУСОМ В ГОРОДЕ ЕКАТЕРИНБУРГЕ",

УТВЕРЖДЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ГЛАВЫ ГОРОДА

ОТ 15 ИЮНЯ 1995 ГОДА № 403


Уставный Суд Свердловской области в составе Председателя Суда В. И. Задиоры, судей А. В. Гусева, Н. А. Жилина, Н. Д. Мершиной, с участием гражданки Фадеевой А. А., обратившейся с запросом в Уставный Суд,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке соответствия Уставу Свердловской области абзаца 4 примечания к пункту 4.3 "Правил пользования трамваем, троллейбусом и автобусом в городе Екатеринбурге", утвержденных постановлением Главы города от 15 июня 1995 года № 403 (с последующими изменениями и дополнениями).

Поводом к рассмотрению дела явилось обращение гражданки Фадеевой А. А. о проверке соответствия указанной нормы Уставу Свердловской области.

Заслушав сообщение судьи - докладчика Н. Д. Мершиной, объяснения заявительницы Фадеевой А. А., выступления приглашенных представителей: Администрации города Екатеринбурга Ивановой В. П., Екатеринбургской городской Думы Колотова А. Р., Министерства общего и профессионального образования Свердловской области Седухиной Н. А., Министерства экономики и труда Свердловской области Соломеиной М. Н., исследовав материалы дела, Уставный суд


УСТАНОВИЛ:

1. В Уставный Суд Свердловской области обратилась гражданка Фадеева А. А., которая просит признать не соответствующим Уставу Свердловской области положение абзаца 4 примечания к пункту 4.3 "Правил пользования автобусом, трамваем и троллейбусом в городе Екатеринбурге", утвержденных постановлением Главы города Екатеринбурга от 15 июня 1995 года № 403 (в редакции постановлений Главы города Екатеринбурга от 31 октября 1996 года № 742, от 25 февраля 1998 года № 148 и от 22 сентября 1998 года № 746).

В примечании к пункту 4.3 указанных Правил установлено, что правом льготного проезда в общественном городском транспорте пользуются школьники, учащиеся профессионально - технических училищ, учащиеся техникумов, учащиеся дневных отделений колледжей, средних специальных учебных заведений, студенты дневных отделений высших учебных заведений.

Абзацем 4 этого примечания предусматривается, что данная льгота не распространяется на учащихся платных курсов переподготовки, переориентации по направлениям служб занятости, учащихся платных учебных заведений, студентов, обучающихся на заочных, вечерних факультетах. По мнению заявительницы, оспариваемая норма нарушает права обучающихся в негосударственных учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, противоречит федеральному и областному законодательству об образовании и статье 2 Устава Свердловской области.

На основании статьи 83 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" правом на обращение в Уставный Суд обладают граждане, чьи права нарушаются нормативным актом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Заявительница является студенткой Гуманитарного университета города Екатеринбурга - негосударственного высшего профессионального учебного заведения.

Таким образом, предметом рассмотрения по данному делу является положение абзаца 4 примечания к пункту 4.3 "Правил пользования автобусом, трамваем и троллейбусом в городе Екатеринбурге" в той части, согласно которой льготный проезд не распространяется на студентов "платных учебных заведений".

2. В соответствии со статьей 92 Устава Свердловской области решение вопросов транспортных перевозок местного значения относится к компетенции органов местного самоуправления. Решая вопросы транспортных перевозок местного значения, органы местного самоуправления могут устанавливать правила транспортного обслуживания на территории муниципального образования, включая правила пользования городским общественным транспортом (пункт 20 статьи 5 и пункт 4 статьи 6 Областного закона "О местном самоуправлении в Свердловской области"). Таким образом, принятие "Правил пользования трамваем, троллейбусом и автобусом в городе Екатеринбурге" относится к компетенции органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 94 Устава Свердловской области компетенция местных сообществ регулируется в их уставах на основе общих принципов, установленных в федеральных и областных законах.

Как указывалось в постановлениях Уставного Суда Свердловской области по делам о проверке соответствия Уставу Свердловской области отдельных положений Уставов муниципальных образований "Ревдинский район" и "город Нижний Тагил", к общим принципам организации местного самоуправления Свердловской области относятся, в частности, принцип законности в деятельности органов местного самоуправления и принимаемых ими нормативных правовых актов (статья 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статья 39 Областного закона "О местном самоуправлении в Свердловской области") и принцип разграничения компетенции между органами и должностными лицами местного самоуправления (пункт 3 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статья 30 Областного закона "О местном самоуправлении в Свердловской области").

Устанавливая Правила пользования трамваем, троллейбусом и автобусом в городе Екатеринбурге, органы местного самоуправления муниципального образования обязаны руководствоваться этими принципами.

3. Из принципа законности, применительно к рассматриваемым отношениям, вытекает, что нормативные акты органов местного самоуправления, устанавливающие правила пользования общественным транспортом, не должны противоречить федеральному и областному законодательству.

В соответствии со статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации договор перевозки пассажиров является возмездным. Если законом или иным правовым актом установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, то расходы, понесенные перевозчиком, возмещаются за счет соответствующего бюджета.

Федеральное законодательство не устанавливает для студентов высших учебных заведений льгот по оплате проезда общественным транспортом за счет средств федерального бюджета. Льготы по проезду обеспечивает учредитель государственного или муниципального образовательного учреждения в пределах его компетенции (пункт 6 статьи 50 Закона Российской Федерации "Об образовании"),

Областным законодательством (пункт 11 части 1 статьи 34 Областного закона "Об образовании в Свердловской области") закреплено право обучающихся на пользование общественным транспортом на льготных условиях. В соответствии с частью 2 статьи 34 Областного закона "Об образовании в Свердловской области" финансирование данной льготы осуществляется на основании закона об областном бюджете на соответствующий год.

Провозгласив право обучающихся пользоваться общественным транспортом на льготных условиях, областной законодатель не определил характер льготы, ее размеры, порядок и способы реализации. Установление льготы предполагает обязательное наличие перечисленных элементов, иначе невозможно ее применение.

Не переданы областным законодателем органам местного самоуправления, как это предусмотрено пунктом 2 статьи 92 Устава Свердловской области, полномочия по установлению льгот для обучающихся по пользованию общественным транспортом, включая определение ее характера, размеров, порядка и способов реализации.

Таким образом, следует считать, что областным законодательством не установлено льгот для обучающихся по пользованию общественным транспортом.

4. Постановлением Главы города Екатеринбурга от 30 июля 1996 года № 538 "О повышении стоимости проезда в городском пассажирском транспорте" установлена меньшая (льготная) стоимость проездного билета на месяц для студентов и школьников, по сравнению со стоимостью проездного билета для других пассажиров, при этом размер предоставляемой льготы определен в твердой денежной сумме от 35 до 80 рублей в месяц. Установление такой льготы предполагает, что органы местного самоуправления берут на себя обязанность компенсировать транспортным организациям понесенные ими расходы по предоставлению льготы за счет средств местного бюджета.

Таким образом, органы местного самоуправления, частично принимая на себя расходы по оплате проезда студентов и школьников в общественном транспорте, фактически субсидируют эти категории граждан, то есть оказывают им социальную поддержку.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 28 статьи 6) и Областной закон "О местном самоуправлении в Свердловской области" (пункт 28 статьи 5) относят обеспечение социальной поддержки населения к предметам ведения местного самоуправления. Такая социальная поддержка осуществляется органами местного самоуправления за счет собственных и привлеченных средств (пункт 8 статьи 6 Областного закона "О местном самоуправлении в Свердловской области").

Заявительница полагает, что исключая для учащихся "платных учебных заведений", имеющих государственную аккредитацию, возможность пользоваться льготой по оплате проезда общественным транспортом, орган местного самоуправления нарушает принцип равенства прав граждан, гарантированный статьей 2 Устава Свердловской области и статьей 19 Конституции Российской Федерации.

Свидетельство о государственной аккредитации, полученное негосударственным высшим учебным заведением по результатам аттестации, является подтверждением того, что содержание, уровень и качество подготовки его выпускников соответствуют требованиям государственных образовательных стандартов. Наличие государственной аккредитации влечет ряд правовых последствий, к числу которых законодатель относит право обучающихся на получение льгот, установленных законодательством Российской Федерации, то есть федеральным и областным (пункт 20 статьи 50 Закона РФ "Об образовании"). Это положение не может быть распространено на льготы, установленные органами местного самоуправления, поскольку их акты не относятся к законодательству Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 94 Устава Свердловской области компетенция местных сообществ регулируется на основе общих принципов, установленных в федеральных и областных законах. Это положение относится и к компетенции местных сообществ в области социальной поддержки населения.

Действующее федеральное и областное законодательство не обязывает органы местного самоуправления оказывать социальную поддержку обучающимся в виде субсидирования расходов по оплате проезда общественным транспортом и не устанавливает принципа равенства для получения таких субсидий. Следовательно, органы местного самоуправления вправе самостоятельно вводить дополнительные меры социальной поддержки той или иной категории граждан за счет средств местных бюджетов, определяя круг лиц, характер, размер и порядок предоставления соответствующей льготы.

Аналогичная правовая позиция была сформулирована в постановлении Уставного Суда Свердловской области от 23 ноября 1999 года по делу о проверке соответствия Уставу Свердловской области пунктов 1, 4, 10 решения Малого совета Екатеринбургского городского Совета народных депутатов от 13.02.92 года № 39 "О содержании детей в дошкольных детских учреждениях".

Льгота по оплате проезда в общественном транспорте представляет собой не только меру социальной поддержки обучающимся, но и согласно Закону РФ "Об образовании" является гарантией реализации конституционного права на образование (глава V. Социальные гарантии реализации прав граждан на образование).

Устав Свердловской области (пункт 1 статьи 92) относит социальную поддержку к вопросам местного значения, которые решаются органами местного самоуправления самостоятельно, но в соответствии с федеральными и областными законами.

В соответствии со статьей 31 Закона РФ "Об образовании" в компетенцию органов местного самоуправления входит установление дополнительных льгот в области образования за счет местных бюджетов. Согласно статье 12 Закона РФ "Об образовании" все образовательные учреждения высшего профессионального образования подразделяются на государственные, муниципальные и негосударственные. Статья 29 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" предусматривает, что платная образовательная деятельность может осуществляться как негосударственными, так и государственными и муниципальными высшими учебными заведениями.

Таким образом, федеральное законодательство не предусматривает такого вида образовательных учреждений, как платные учебные заведения, как указано в оспариваемом положении Правил.

Определение видов и типов учебных заведений, категорий обучающихся в них к полномочиям органов местного самоуправления не относится.

Следовательно, самостоятельно устанавливая за счет средств местного бюджета для студентов льготу по оплате проезда в общественном транспорте и определяя размеры этой льготы, порядок и условия ее предоставления, органы местного самоуправления обязаны руководствоваться соответствующими положениями Закона РФ "Об образовании", которыми определены формы реализации конституционного права на образование, виды и типы образовательных учреждений, категории обучающихся.

Предусматривая, что льготой по оплате проезда в городском общественном транспорте не пользуются студенты платных учебных заведений, органы местного самоуправления города Екатеринбурга, тем самым, в противоречие с вышеприведенными нормами федерального законодательства подразделяют образовательные учреждения на платные и бесплатные, вводят такую, не предусмотренную законодательством категорию обучающихся, как учащиеся платных учебных заведений.

Таким образом, абзац 4 примечания к пункту 4.3 "Правил пользования трамваем, троллейбусом и автобусом в городе Екатеринбурге", которым предусмотрено нераспространение льготы по оплате проезда городским общественным транспортом на учащихся, в том числе студентов, платных учебных заведений, противоречит действующему законодательству и статье 92 (пункту 1) Устава Свердловской области.

5. Из принципа разграничения компетенции между органами и должностными лицами местного самоуправления вытекает, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе принимать правовые акты исключительно по вопросам своего ведения (часть 1 статьи 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Полномочия по принятию этих актов определяются уставом муниципального образования в соответствии с федеральными и областными законами.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 1 части 1 статьи 32 Областного закона "О местном самоуправлении в Свердловской области" в исключительном ведении представительного органа местного самоуправления находится принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренным его уставом. В соответствии с этим положением законодательства, Устав города Екатеринбурга предусматривает, что принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования "город Екатеринбург" находится в исключительном ведении Екатеринбургской городской Думы (пункт 1 статьи 14 Устава города Екатеринбурга).

Правила пользования трамваем, троллейбусом и автобусом в городе Екатеринбурге, утвержденные постановлением Главы города от 15 июня 1995 года № 403 (с последующими изменениями и дополнениями), распространяются на всех граждан - пассажиров, то есть имеют общеобязательный характер. Следовательно, принятие Правил, в том числе и оспариваемого положения, входит в исключительную компетенцию Екатеринбургской городской Думы как представительного органа местного самоуправления.

Таким образом, абзац 4 примечания к пункту 4.3 "Правил пользования трамваем, троллейбусом и автобусом в городе Екатеринбурге", утвержденных постановлением Главы города, противоречит статье 94 Устава Свердловской области в связи с нарушением принципа разграничения компетенции представительных и исполнительных органов местного самоуправления.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 "в" статьи 60 Устава Свердловской области, статьями 4, 76, 83 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", Уставный Суд


ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать не соответствующим Уставу Свердловской области, его статьям 92 (пункту 1) и 94 (пункту 1), абзац 4 примечания к пункту 4.3 "Правил пользования трамваем, троллейбусом и автобусом в городе Екатеринбурге", утвержденных постановлением Главы города от 15 июня 1995 года № 403 (в редакции от 25 февраля 1998 года № 148), согласно которому льготный проезд не распространяется на студентов платных учебных заведений.

2. Согласно статье 77 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" настоящее постановление является окончательным, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

3. Согласно статье 76 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области постановление подлежит обязательному опубликованию в семидневный срок в "Областной газете" и опубликованию в "Собрании законодательства Свердловской области".


Уставный Суд

Свердловской области