Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  
[Учитывая, что предприниматель осуществляет образовательную педагогическую деятельность без образования юридического лица, образовательная деятельность проводится с целью повышения знаний учащихся и не сопровождается итоговой аттестацией и выдачей документов об окончании обучения, которые могли бы служить основанием для получения среднего, среднего специального, высшего образования, для повышения квалификации, права занимать определенную должность или заниматься определенным видом работ, в том числе свидетельств, дипломов и т.д., то есть влекущих наступление определенных юридически значимых последствий, арбитражный суд сделал вывод о том, что образовательная педагогическая деятельность не относится к виду лицензируемых услуг, определенных законодательством, и в деянии лица, привлекаемого к административной ответственности отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.]

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июня 2011 г. по делу N А72-742/2011


Резолютивная часть постановления объявлена: 15 июня 2011 года.

Постановление в полном объеме изготовлено: 16 июня 2011 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кузнецова В.В.,

судей Засыпкиной Т.С., Рогалевой Е.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Калибник Н.А.

с участием:

от прокурора - Самарцева А.В., удостоверение N 078959

от ответчика - Кирьякова К.А., доверенность от 01.06.2011 г.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 7 дело по апелляционной жалобе прокурора Заволжского района г. Ульяновска на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13 апреля 2011 года по делу N А72-742/2011 (судья Прохоров А.Е.),

по заявлению прокурора Заволжского района города Ульяновска, г. Ульяновск,

к индивидуальному предпринимателю Эдварсу Игорю Анатольевичу (ИНН 732809713550, ОГРН 304732810700046), г. Ульяновск,

о привлечении к административной ответственности,


установил:

прокурор Заволжского района города Ульяновска Ульяновской области (далее заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Эдварса Игоря Анатольевича (далее лицо, привлекаемое к административной ответственности) к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 13 апреля 2011 года по делу N А72-742/2011 в удовлетворении заявленного требования отказано, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя Эдварса Игоря Анатольевича прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Прокурор в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и удовлетворить заявленное требование, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела и судом неправильно применен закон.

Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Эдварс Игорь Анатольевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Администрацией Заволжского района г. Ульяновска 30.06.2003 (ОГРН 304732810700046; ИНН 732809713550).

Проведенной прокуратурой Заволжского района г. Ульяновска проверкой исполнения законодательства о лицензирование отдельных видов деятельности, было установлено, что индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица Эдварсом И.А. осуществляется предпринимательская деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от оказания платных образовательных услуг в помещениях МОУ "Авторский лицей Эдварса N 90", расположенных по адресу: г. Ульяновск, б-р Новосондецкий, 20. С родителями заключены договора на оказание платных образовательных услуг индивидуальным предпринимателем, по условиям которых предприниматель оказывает образовательные услуги - групповые занятия по предметам. Срок обучения в соответствии с учебным планом (в группе) составляет девять месяцев. Также индивидуальный предприниматель во время оказания образовательных услуг обеспечивает условия укрепления нравственного, физического и психологического здоровья, эмоционального благополучия потребителя с учетом его индивидуальных особенностей.

Оказание платных образовательных услуг осуществляется также 34 преподавателями, большая часть из которых работает в МОУ "Авторский лицей Эдварса N 90"

Образовательная деятельность осуществляется без лицензии, без образовательных программ, в нарушение Закона "Об образовании", Положения о лицензировании образовательной деятельности. Разрешения (лицензии) на ведение образовательной деятельности по образовательным программам индивидуальный предприниматель без образования юридического лица Эдварс И.А. не имеет.

Усмотрев в действиях предпринимателя Эдварса Игоря Анатольевича признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, 03.02.2011 г. прокурор Заволжского района г. Ульяновска вынес постановление о возбуждении в отношении предпринимателя производства по делу об административном правонарушении.

Индивидуальный предприниматель Эдварс Игорь Анатольевич с материалами проверки ознакомлен. Подписью указанного лица также удостоверен факт получения копии постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении. Права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, Эдварсу Игорю Анатольевичу разъяснены.

09.02.2011 г. в соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ прокурор Заволжского района г. Ульяновска обратился с настоящим заявлением о привлечении ИП Эдварса Игоря Анатольевича к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В соответствии с пунктом 3 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

В силу данных требований Гражданского кодекса Российской Федерации согласно пунктов 1 и 3 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Согласно требованиям ч. 11 ст. 28 Закона РФ N 3266-1 от 10.07.1992 "Об образовании" под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Согласно требованиям ч. 11 ст. 28 Закона РФ N 3266-1 от 10.07.1992 "Об образовании" и Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 277, образовательная деятельность образовательных учреждений и образовательные организации, созданные в иных организационно-правовых формах, а также научные организации, реализующие в соответствии с законодательством Российской Федерации основные и (или) дополнительные образовательные программы, а также программы профессиональной подготовки подлежит лицензированию.

Согласно ст. 8 указанного Закона система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;

сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;

органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им

учреждений и организаций;

объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

Согласно ст. 11.1 указанного закона государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций, а согласно ст. 12. указанного Закона образовательное учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2). Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций) (ч. 3).

В соответствии со ст. 33.1 Закона лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (ч. 1). Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам (ч. 2).

Согласно п. 1 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 277 Положение устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений и образовательных организаций, созданных в иных организационно-правовых формах, а также научных организаций, реализующих в соответствии с законодательством Российской Федерации основные и (или) дополнительные образовательные программы, а также программы профессиональной подготовки (далее соответственно - образовательные учреждения, научные организации) (ч. 1).

При этом согласно ч. 2 указанной нормы не подлежат лицензированию: а) образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации; б) индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, в том числе в области профессиональной подготовки.

Аналогичные нормы содержатся в Положении о лицензировании образовательной деятельности, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 N 174.

Вместе с тем как установлено материалами административного производства, доказательствами, представленными в судебное заседание, ответчик осуществляет предпринимательскую деятельность по оказанию образовательных услуг без образования юридического лица, обучение проводится по собственным программам, а не по утвержденным государственным стандартам, каких либо документов об окончании обучения, которые могли бы служить основанием для получения среднего, среднего специального, высшего образования, для повышения квалификации, права занимать определенную должность или заниматься определенным видом работ, в том числе свидетельств, дипломов и т.д. по окончании обучения не выдается, аттестация, сопровождающаяся выдачей подобных документов, не проводится. Также их выдача не предусмотрена заключаемыми договорами на оказание образовательных услуг. Доказательств иного заявителем не представлено.

Таким образом, в совокупности указанных норм, учитывая, что предприниматель осуществляет образовательную педагогическую деятельность без образования юридического лица, образовательная деятельность проводится с целью повышения знаний учащихся и не сопровождается итоговой аттестацией и выдачей документов об окончании обучения, которые могли бы служить основанием для получения среднего, среднего специального, высшего образования, для повышения квалификации, права занимать определенную должность или заниматься определенным видом работ, в том числе свидетельств, дипломов и т.д., то есть влекущих наступление определенных юридически значимых последствий, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что образовательная педагогическая деятельность не относится к виду лицензируемых услуг, определенных законодательством, и в деянии лица, привлекаемого к административной ответственности отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, что в силу ст. 24.5 КоАП РФ исключает производство по делу об административном правонарушении.

Арбитражный суд первой инстанции обоснованно отклонил довод заявителя о том, что предприниматель должен был создать и зарегистрировать образовательное учреждение с правом юридического лица, после чего получить лицензию, поскольку это является правом лица, привлекаемого к административной ответственности, но не его обязанностью.

Довод заявителя о том, что к образовательной педагогической деятельности предпринимателем на основании трудовых договоров привлечены иные лица не может свидетельствовать о совершении предпринимателем вменяемого ему правонарушения.

При изложенных обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения рассматриваемого заявления о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд


постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13 апреля 2011 года по делу N А72-742/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.


Председательствующий

В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи

Т.С.ЗАСЫПКИНА

Е.М.РОГАЛЕВА