Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  
[Иск о взыскании убытков, связанных с предоставлением педагогическим и медицинским работникам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, правомерно удовлетворен за счет средств казны РФ, поскольку из федерального бюджета в спорный период денежные средства на компенсацию указанных расходов субъекту РФ не предоставлялись.]

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июля 2009 г. N Ф03-3208/2009


(извлечение)


Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 16 июля 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ

на решение от 16.03.2009

по делу N А04-9/2009

Арбитражного суда Амурской области

по иску Домоуправления N 5 Благовещенской квартирно-эксплуатационной части

к Финансовому управлению администрации Ивановского района, Министерству финансов Амурской области, Министерству финансов РФ, Управлению Федерального казначейства по Амурской области

3-и лица: Муниципальное учреждение "Отдел образования администрации Ивановского района", Муниципальное учреждение здравоохранения "Ивановская центральная районная больница", Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа с.Черемхово"

о взыскании 220 290 руб. 83 коп.

Домоуправление N 5 Благовещенской квартирно-эксплуатационной части обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Финансовому управлению администрации Ивановского района, Министерству финансов Амурской области, Министерству финансов РФ, Управлению Федерального казначейства по Амурской области о взыскании (с учетом уточненных требований) 220 224 руб. 24 коп., составляющих убытки от предоставления педагогическим и медицинским работникам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, и 8 000 руб. судебных издержек в виде расходов на оплату юридических услуг.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Муниципальное учреждение "Отдел образования администрации Ивановского района", Муниципальное учреждение здравоохранения "Ивановская центральная районная больница", Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа с.Черемхово".

Решением Арбитражного суда Амурской области от 16.03.2009 с Амурской области в лице Минфина Амурской области за счет средств казны Амурской области взыскано 39 448 руб. 08 коп. убытков в связи с предоставлением льгот медицинским работникам, 1 433 руб. 01 коп. судебных издержек; с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет средств казны Российской Федерации взыскано 180 776 руб. 16 коп. убытков в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам, 6 566 руб. 99 коп. судебных издержек. В отношении Финансового управления администрации Ивановского района, Управления Федерального казначейства по Амурской области производство по делу прекращено в связи с отказом от иска к данным ответчикам.

В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Законность принятого по делу судебного акта проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 274, 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ, в которой просит его отменить в части удовлетворенных требований истца за счет казны РФ.

По мнению заявителя кассационной жалобы, компенсация расходов организациям, предоставляющим коммунальные услуги, должна осуществляться за счет средств областного бюджета.

В судебном заседании кассационной инстанции Домоуправление N 5 Благовещенской КЭЧ доводы жалобы отклонило по мотивам, изложенным в отзыве.

Другие лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.

От Минфина РФ поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя.

В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ законность обжалуемых судебных актов проверяется кассационной инстанцией в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истец во исполнение договоров от 01.01.2006 и от 01.01.2007, заключенных с МОУ СОШ с.Черемхово, в период с 01.10.2006 по 31.12.2007 предоставил педагогическим работникам, работающим и проживающим в с.Черемхово Ивановского района, льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Законом РФ "Об образовании", в результате чего у него образовались убытки в сумме 180 776 руб. 16 коп.

Невозмещение государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления расходов истца в указанной сумме явилось основанием обращения с настоящим иском.

В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

При этом, в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" от 06.05.2003 N 52-ФЗ (статья 2) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливается законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.

При рассмотрении спора арбитражный суд правомерно, руководствуясь вышеназванными законами, с учетом действующего в спорный период законодательства о разграничении расходных полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ, исходил из того, что финансовое обеспечение предоставления льгот педагогическим работникам должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета.

Согласно пункту 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действующей с 01.01.2005) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения субъектов Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Между тем, статья 26.3 названного Федерального закона не относит к полномочиям субъекта РФ, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.

Нормативно-правовых актов субъекта Федерации по отнесению названного вопроса к полномочиям, финансируемым за счет собственных средств регионального бюджета, также не принималось.

В связи с чем, финансирование рассматриваемых льгот, исходя из положений статьи 84 БК РФ, как обязательство, возникшее в результате принятия Федерального закона при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.

В силу пункта 7 статьи 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

Судом установлено, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на компенсацию расходов по предоставлению льгот гражданам согласно Закону РФ "Об образовании" субъекту РФ не предоставлялись.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что финансирование расходов на возмещение педагогическим работникам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг предусмотрено за счет средств областного бюджета, судом кассационной инстанции не может быть принят во внимание, поскольку указанные обстоятельства не являются основанием для освобождения Российской Федерации от исполнения ее собственных бюджетных обязательств.

Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Амурскую область в спорный период финансовыми средствами в полном объеме, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки, связанные с предоставлением льгот педагогическим работникам, в размере 180 776 руб. 16 коп. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.

Судебные издержки истца в виде расходов на оплату услуг представителя документально подтверждены и правомерно, согласно статьям 106, 110 АПК РФ, отнесены на ответчиков пропорционально удовлетворенным за их счет требованиям истца.

С учетом изложенного оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа


постановил:

решение от 16.03.2009 по делу N А04-9/2009 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.