Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  
[Предписание оспариваемой нормы Закона Республики Бурятия, устанавливающей порядок и условия предоставления льготы педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, по своему конституционно-правовому смыслу является мерой социальной поддержки и не нарушает какие-либо конституционные права граждан]

Республика Бурятия

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о проверке конституционности части 2 статьи 2 Закона Республики Бурятия «Об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг специалистам, проживающим, работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)

на территории Республики Бурятия»


г. Улан-Удэ 21 мая 2007 года

Конституционный Суд Республики Бурятия в составе Председателя К.А.Будаева, судей Г.В.Егоровой, Ю.Р.Вольного,

с участием гражданки - А.А.Морозовой, ее представителя – А.Г.Оськина, Полномочного представителя Президента Республики Бурятия в Народном Хурале Республики Бурятия и Конституционном Суде Республики Бурятия, начальника Государственно-правового управления Президента Республики Бурятия - М.А.Магомедовой, консультанта – Т.Г.Бизиной, представителей Народного Хурала Республики Бурятия: начальника Правового управления Народного Хурала Республики Бурятия – А.И.Усковой, консультанта Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по социальной политике - Л.А.Кейзеровой,

представителей: Министерства труда и социального развития Республики Бурятия, заместителя начальника отдела правовой политики по предоставлению социальных выплат Управления социальных гарантий и компенсаций – Л.И.Французовой; Министерства образования и науки Республики Бурятия, специалиста – Л.И.Соловьевой; Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Бурятия, главного юрисконсульта – Л.Н.Москвитиной; муниципального образования «Кабанский район» - С.Н.Новолотского; Бурятской республиканской организации профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, правового инспектора труда – Е.В.Крашенинникова,

руководствуясь статьей 99, частью 3 статьи 100 Конституции Республики Бурятия, частью 3 статьи 3, статьями 47, 50, 55 Закона Республики Бурятия от 25 октября 1994 года № 42 – I «О Конституционном Суде Республики Бурятия» (в ред. законов Республики Бурятия

от 14.04. 2000г. № 373 - II, от 24.12.2001г. № 895 – II, от 07.03.2006г.

№ 1601-III),

рассмотрел в открытом заседании дело по заявлению гражданки А.А.Морозовой о проверке конституционности части 2 статьи 2 Закона Республики Бурятия от 24 марта 2005 года № 1047-III «Об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг специалистам, проживающим, работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Республики Бурятия» (в ред. Закона Республики Бурятия от 27.11.2006 г. № 1984-III).

Заслушав сообщение судьи-докладчика Ю.Р.Вольного, объяснения представителей сторон, исследовав имеющиеся документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Бурятия


УСТАНОВИЛ:

I. Закон Республики Бурятия «Об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг специалистам, проживающим, работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Республики Бурятия» принят Народным Хуралом Республики Бурятия 15 марта 2005 года, подписан Президентом Республики Бурятия 24 марта 2005 года, опубликован в газете «Бурятия» от 26 марта 2005 года № 51, действует в редакции от 27 ноября 2006 года.

Данный Закон установил категории специалистов, проживающих в сельской местности, в том числе вышедших на пенсию, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг. Статья 2 этого Закона гласит:

«1. Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются следующим категориям специалистов:

педагогическим работникам образовательных учреждений;

медицинским и фармацевтическим работникам;

работникам культуры и искусства;

социальным работникам;

специалистам государственной ветеринарной службы.

2. Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг также предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, вышедшим на пенсию при условии, что они проработали в соответствующих организациях в сельской местности не менее десяти лет, проживают там, и пенсия была назначена непосредственно по окончании работы в образовательных учреждениях, учреждениях культуры и искусства, социального обслуживания, в организациях здравоохранения, государственной ветеринарной службы.».

В своем заявлении в Конституционный Суд Республики Бурятия гражданка А.А.Морозова – пенсионерка, более десяти лет проработавшая педагогом в образовательных учреждениях в сельской местности, ушедшая на пенсию из районного отдела народного образования по возрасту, оспаривает конституционность части 2 статьи 2 Закона Республики Бурятия от 24 марта 2005 года № 1047-III. По мнению А.А.Морозовой названная норма, примененная судом в ее деле, не соответствует части 2 статьи 53 Конституции Республики Бурятия, согласно которой в Республике Бурятия не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

II. Деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, согласно статье 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществляется в соответствии с закрепленными ею принципами, в том числе принципом разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий (подпункты «е», «ж» пункта 1).

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 9 января 1998 года № 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации, федеральный законодатель при регулировании вопросов, относящихся к тому или иному предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, вправе, разграничивая полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, определять конкретные полномочия и компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе передавать им осуществление части полномочий, которые ранее реализовывались федеральными органами государственной власти.

В силу приведенной правовой позиции федеральный законодатель при определении в рамках реформирования системы социальной защиты конкретных форм участия в ее реализации органов государственной власти субъектов Российской Федерации, исходя из того, что координация вопросов здравоохранения и социальная защита, согласно статье 72 (пункт «ж» части 1) Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, передал субъектам Российской Федерации полномочие по установлению мер социальной поддержки тех или иных категорий граждан.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации были внесены изменения и дополнения в различные законодательные акты, в том числе в те, которые предоставляли льготы по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям квалифицированных работников, работающих и проживающих в сельской местности, в частности, в статью 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании». В соответствии с этими изменениями установление мер социальной поддержки данным категориям квалифицированных работников, их размер, условия и порядок возмещения расходов, было предоставлено субъекту Российской Федерации.

Абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях (статья 2 Федерального закона от 6 мая 2003 года № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг»).

Законом Республики Бурятия от 24 марта 2005 года № 1047- III «Об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг специалистам, проживающим, работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Республики Бурятия» была установлена мера социальной поддержки квалифицированным работникам, вышедшим на пенсию, в том числе и педагогическим работникам образовательных учреждений, при условии, что они проработали в соответствующих организациях в сельской местности не менее десяти лет, проживают там, и пенсия была назначена непосредственно по окончании работы в образовательных учреждениях.

Ранее действовавшие нормативные правовые акты Союза ССР и РСФСР, на которые ссылается в своем заявлении А.А.Морозова, предусматривавшие льготы по оплате жилья с отоплением и освещением для проживающих в сельской местности работников образовательных учреждений, не устанавливали такой льготы для вышедших на пенсию работников районных отделов народного образования.

Таким образом, правовое предписание части 2 статьи 2 оспариваемого Закона Республики Бурятия по своему конституционно-правовому смыслу в системе правовых норм, регулирующих общественные отношения в данной сфере, является мерой социальной поддержки, установленной для рассматриваемой категории граждан законодателем Республики Бурятия в рамках предоставленных полномочий, не нарушает какие-либо конституционные права граждан и не противоречит части 2 статьи 53 Конституции Республики Бурятия.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 61, 62, 88 Закона Республики Бурятия «О Конституционном Суде Республики Бурятия», Конституционный Суд Республики Бурятия


ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать не противоречащим Конституции Республики Бурятия правовое предписание части 2 статьи 2 Закона Республики Бурятия от 24 марта № 1047- III «Об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг специалистам, проживающим, работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Республики Бурятия» (в ред. Закона Республики Бурятия от 27.11.2006 г. № 1984-III).

2. В соответствии со статьей 66 Закона Республики Бурятия «О Конституционном Суде Республики Бурятия» настоящее Постановление вступает в силу после его провозглашения, является окончательным и обжалованию не подлежит.

3. Согласно статье 65 Закона Республики Бурятия «О Конституционном Суде Республики Бурятия» данное Постановление подлежит опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Бурятия.


Конституционный Суд Республики Бурятия