Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  
[Правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности пользуются педагогические работники образовательных учреждений. То есть право на данную меру социальной поддержки принадлежит только указанным специалистам, следовательно, носит персонифицированный характер, но при этом не ограничивает объем предоставляемых мер социальной поддержки в виде возмещения затрат на жилищно-коммунальные услуги количеством совместно с ними проживающих лиц.]

Постановление Конституционного суда Республики Марий Эл

от 12 мая 2008 года

по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Республики Марий Эл от 02 декабря 2004 года № 48-З «О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг» в связи с обращением граждан Петровой Валентины Михайловны и Петряковой Лилии Ивановны


Конституционный суд Республики Марий Эл в составе Председателя З.В.Эргубаева, судей А.В.Бабина, Л.С.Топоровой, с участием представителя Государственного Собрания Республики Марий Эл Е.П.Поповой, представителя Президента Республики Марий Эл Е.И.Кисличенко,

руководствуясь статьей 95 Конституции Республики Марий Эл, пунктом 2 части первой статьи 3, статьями 34, 70, 82, 92, 93 и 95 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл», рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке соответствия Конституции Республики Марий Эл отдельных положений Закона Республики Марий Эл от 02 декабря 2004 года № 48-З «О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг».

Поводом к рассмотрению дела явилось обращение граждан В.М.Петровой и Л.И. Петряковой. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Марий Эл положения пунктов 1, 2, 3, 4 статьи 3 Закона Республики Марий Эл от 02 декабря 2004 года № 48-З «О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг», действующего с изменениями от 11 мая 2005 года и от 01 марта 2006 года.

Заслушав сообщение судьи-докладчика Л.С.Топоровой, объяснения представителей Государственного Собрания Республики Марий Эл и Президента Республики Марий Эл, выступления представителей: от Министерства финансов Республики Марий Эл – Н.В.Ковиной, от Министерства образования Республики Марий Эл – Е.С.Шутовой, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Марий Эл
установил:

1. Граждане В.М.Петрова и Л.И.Петрякова оспаривают конституционность положений пунктов 1, 2, 3 и 4 статьи 3 Закона Республики Марий Эл от 02 декабря 2004 года № 48-З «О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг».

Закон Республики Марий Эл от 02 декабря 2004 года № 48-З «О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг» регулирует правоотношения, связанные с оказанием социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг некоторым категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, и наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Закон принят Государственным Собранием Республики Марий Эл 25 ноября 2004 года, подписан Президентом Республики Марий Эл 02 декабря 2004 года, опубликован в газете «Марийская правда» 09 декабря 2004 года № 235.

На момент обращения заявителей в Конституционный суд Республики Марий Эл указанный Закон действовал с изменениями от 11 мая 2005 года и от 01 марта 2006 года. Статьей 3 было установлено, что:

- социальная поддержка по оплате жилищно-коммунальных услуг носит персонифицированный характер и оказывается гражданам, указанным в пунктах 2 и 4 статьи 2 Закона (пункт 1 статьи 3);

- социальная поддержка оказывается в виде возмещения затрат по оплате жилищно-коммунальных услуг в следующих размерах:

100 процентов платы за наем жилого помещения в пределах социальной нормы общей площади жилья;

50 процентов оплаты электрической энергии в пределах норматива потребления:

100 процентов оплаты тепловой энергии в пределах норматива потребления на социальную норму общей площади жилья;

100 процентов оплаты газа сетевого, используемого для отопления жилых помещений в пределах норматива потребления на социальную норму общей площади жилья;

100 процентов оплаты твердых видов топлива (дрова, уголь, торфобрикеты), приобретаемого в пределах нормативов потребления (пункт 2 статьи 3).

- стандарты социальной нормы общей площади жилья и нормативы потребления твердых видов топлива, электрической и тепловой энергии, газа сетевого, используемого для отопления жилых помещений, устанавливаются Правительством Республики Марий Эл (пункт 3 статьи 3);

- граждане, имеющие право на социальную поддержку, оплачивают жилищно-коммунальные услуги полностью, предоставляя для возмещения произведенных расходов оплаченные квитанции в соответствующее учреждение бюджетной сферы. Порядок и условия возмещения расходов устанавливаются Правительством Республики Марий Эл (пункт 4 статьи 3).

По мнению заявителей, оспоренный Закон в части определения порядка предоставления мер социальной поддержки специалистам государственной и муниципальной систем образования в той мере, в какой содержит ограничения в осуществлении права педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, противоречит федеральному законодательству, умаляет права человека и гражданина, принят с превышением полномочий, предоставленных Государственному Собранию Республики Марий Эл, и не соответствует Конституции Республики Марий Эл, ее статьям 4 (часть 1), 7 (часть 1), 55 и 73 (часть 2).

В период рассмотрения дела Законом Республики Марий Эл от 29 апреля 2008 года № 20-З в оспоренный Закон были внесены изменения, которыми установлено полное (стопроцентное) возмещение затрат специалистам государственной и муниципальной систем образования по оплате за наем жилого помещения, электрической энергии, используемой для освещения жилого помещения, тепловой энергии, газа сетевого, твердых видов топлива (дрова, уголь, торфобрикеты), используемых для отопления жилого помещения.

Тем самым установлено право указанной категории граждан на фактическую бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Нормативное закрепление полномочий Правительства Республики Марий Эл в части установления стандартов социальной нормы общей площади жилья и нормативов потребления твердых видов топлива, электрической и тепловой энергии и газа сетевого (пункт 3 статьи 3 оспоренного Закона) с учетом изменений, внесенных в оспоренный Закон Законом Республики Марий Эл 29 апреля 2008 года, не затрагивает права заявителей, равно как и права иных специалистов государственной и муниципальной систем образования.

По смыслу Закона Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл» Конституционный суд Республики Марий Эл в процессе конституционного судопроизводства проверяет конституционность действующих нормативных правовых актов. В настоящее время основания, в связи с которыми оспариваемая норма ущемляла права граждан – получателей мер социальной поддержки, отсутствуют, а поставленные заявителями вопросы в этой части разрешены законодательным путем.

Как признал Конституционный Суд Российской Федерации, устранение ранее нарушавших конституционные права и свободы законодательных положений из системы правовых норм и замена их новыми, восстанавливающими эти права, с учетом того, что ранее нарушенные права заявителей уже защищены судами общей юрисдикции, влечет прекращение производства по делу (Определения Конституционного Суда Российской Федерации № 135-О от 19 ноября 1998 года, № 281-О от 10 ноября 2003 года).

Заявителями в Конституционный суд Республики Марий Эл представлены копии вступивших в законную силу решений судов общей юрисдикции, свидетельствующих о восстановлении их нарушенных прав.

В связи с изложенным жалоба в части проверки конституционности пунктов 2 и 3 статьи 3 оспоренного Закона, по смыслу пункта 3 части первой статьи 41 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл» во взаимосвязи с пунктом 1 статьи 93, более не является допустимой, и, следовательно, производство по делу в этой части подлежит прекращению.

Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу являются взаимосвязанные нормативные положения пунктов 1 и 4 статьи 3 Закона Республики Марий Эл от 02 декабря 2004 года № 48-З «О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг» в той мере, в какой ими определен персонифицированный характер предоставления мер социальной поддержки в виде возмещения затрат по оплате жилищно-коммунальных услуг после фактической полной оплаты за жилье и коммунальные услуги, а также установлены полномочия органов государственной власти Республики Марий Эл на осуществление нормативного регулирования порядка возмещения расходов на предоставление мер социальной поддержки в виде возмещения затрат по оплате жилищно-коммунальных услуг специалистам государственной и муниципальной системы образования, проживающим в сельской местности, в том числе в поселках городского типа, и работающим в сельской местности в учреждениях, финансируемых за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл и бюджетов муниципальных образований Республики Марий Эл, а также, вышедшими на пенсию по возрасту, инвалидности, которые проработали в сельской местности в образовательных учреждениях бюджетной сферы не менее 10 лет и получали социальную поддержку к моменту прекращения трудовой деятельности.

В соответствии со статьей 70 (части вторая и третья) Закона Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл» Конституционный суд принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов. Конституционный суд принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и лишь в той части акта, конституционность которого подвергается сомнению. При этом суд при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

2. Конституция Республики Марий Эл провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и возлагает на государство обязанность признания, соблюдения и защиты этих прав и свобод (статья 2). Закрепляя принцип законности и единого правового пространства Российской Федерации, Конституция Республики Марий Эл в статье 7 (часть 1) устанавливает необходимость соответствия законов и иных правовых актов, принимаемых в Республике Марий Эл по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам.

Осуществляя нормативно-правовое регулирование отношений по оказанию мер социальной поддержки, законодатель должен учитывать закрепленное Конституцией Республики Марий Эл ограничение о недопустимости издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (статья 55, часть 2).

В соответствии со статьей 1 (подпункты «е» и «ж» пункта 1) Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с конституционными принципами разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.

Социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования, жилищное законодательство отнесены Конституцией Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты «е», «ж», «к» статьи 72). Законодательное регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Марий Эл осуществляет в пределах предоставленных полномочий Государственное Собрание Республики Марий Эл (статья 73, часть 2 Конституции Республики Марий Эл).

3. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» (с последующими изменениями и дополнениями), регулирующий отношения в области образования и создающий правовые гарантии для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации, в статье 55 (пункт 5) определил, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» от 06 мая 2003 года № 52-ФЗ (с изменениями от 29 декабря 2004 г.) установлено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года № 12-ФЗ), устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 01 декабря 2007 г.) был осуществлен пересмотр системы социальных гарантий, существовавших по состоянию на 31 декабря 2004 года. Изменения правового регулирования коснулись вопросов системы социальной защиты граждан, пользующихся льготами и социальными гарантиями, при этом изменился механизм предоставления социальных гарантий, льготы в натуральной форме заменены на денежные компенсации.

Персонифицированный характер предоставления мер социальной поддержки, закрепленный в оспоренном Законе, означает, что правом на их получение обладает определенная категория граждан, а именно, специалисты, проживающие в сельской местности, в том числе в поселках городского типа, и работающие в сельской местности в учреждениях, финансируемых за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл и бюджетов муниципальных образований Республики Марий Эл (пункт 1 и 2 статьи 2 Закона Республики Марий Эл «О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг»).

Нормативными положениями Закона Российской Федерации «Об образовании» установлено, что правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности пользуются педагогические работники образовательных учреждений. То есть право на данную меру социальной поддержки принадлежит только указанным специалистам, следовательно, носит персонифицированный характер, при этом не ограничивает объем предоставляемых мер социальной поддержки в виде возмещения затрат на жилищно-коммунальные услуги количеством совместно с ними проживающих лиц.

Нормативное регулирование условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением социальной поддержки данной категории граждан, Законом Российской Федерации «Об образовании» отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации. Именно субъекты Российской Федерации вправе избирать способ осуществления социальной защиты при установлении условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки. Реализуя данное полномочие в условиях реформирования жилищно-коммунального хозяйства и перехода на новую систему оплаты жилищно-коммунальных услуг, основанную на бездотационном режиме финансирования жилищно-коммунального хозяйства, Государственное Собрание Республики Марий Эл определило порядок и условия возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, установленный пунктом 4 статьи 3 оспоренного Закона, действуя при этом в рамках конституционных полномочий.

Таким образом, положения Закона Республики Марий Эл от 02 декабря 2004 года № 48-З «О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг» в той мере, в какой они устанавливают персонифицированный характер предоставления мер социальной поддержки в виде возмещения затрат по оплате жилищно-коммунальных услуг после фактической полной оплаты за жилье и коммунальные услуги, не противоречат Конституции Республики Марий Эл, установленным принципам соответствия республиканских законов, принятых по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, федеральному законодательству (статья 7, часть 1) и недопустимости издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (статья 55, часть 2), полномочиям Государственного Собрания на законодательное регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Марий Эл (статья 73, часть 2).

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 68, 69, 70 , 71, 75 и 96 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл», Конституционный суд Республики Марий Эл
постановил:

1. Признать не противоречащими Конституции Республики Марий Эл взаимосвязанные нормативные положения пунктов 1 и 4 статьи 3 Закона Республики Марий Эл от 02 декабря 2004 года № 48-З «О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг», действующего с изменениями от 11 мая 2005 года, от 01 марта 2006 года, от 29 апреля 2008 года в той мере, в какой ими определен персонифицированный характер предоставления мер социальной поддержки в виде возмещения затрат по оплате жилищно-коммунальных услуг после фактической полной оплаты за жилье и коммунальные услуги, а также установлены полномочия Государственного Собрания Республики Марий Эл на осуществление соответствующего нормативного регулирования.

2. Прекратить производство по делу в части проверки конституционности нормативных положений пунктов 2 и 3 статьи 3 Закона Республики Марий Эл «О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг» как не отвечающее критерию допустимости обращения.

3. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

4. Согласно статье 74 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл» настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Марий Эл.