Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  
[Установление мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, является дополнительной мерой социальной поддержки, установление которых является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления, и осуществляется с учетом финансовой возможности.]

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ


по делу о проверке конституционности постановлений главы муниципального района «Усть-Вымский» - главы администрации района от 18 декабря 2009 года № 807 «О внесении изменений в постановление главы муниципального района «Усть-Вымский» - руководителя администрации района от 19 февраля 2009 года № 93 «О порядке предоставления отдельных мер социальной поддержки» и № 808 «О внесении изменений в постановление главы муниципального района «Усть-Вымский» - руководителя администрации района от 29 декабря 2009 года № 619 «О мерах по реализации статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» на территории МО МР «Усть-Вымский» по жалобе граждан Алексы М.П., Балиной Т.Н., Ершовой З.В., Калимовой Г.С., Карасовой Е.Е., Королевой Н.А., Кызъюрова В.М., Кызъюровой Г.А., Мартынец Н.Л., Матвеевой Н.В., Музыки Е.Е., Овчинникова С.И., Одинцовой Н.А., Петерман Е.В., Прокушевой С.Г., Тарасовой Т.В.

г. Сыктывкар 16 июня 2010 года

Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего Ю.В. Гаврюсова, судей М.Г. Аграновича, Д.Н. Басманова, А.В. Проскурова,

с участием Алексы М.П., Ершовой З.В., Калимовой Г.С., Карасовой Е.Е., Королевой Н.А., Кызъюрова В.М., Кызъюровой Г.А., Матвеевой Н.В., Музыки Е.Е., Овчинникова С.И., Одинцовой Н.А., Петерман Е.В., Прокушевой С.Г., Тарасовой Т.В. – граждан, подавших жалобу в Конститу- ционный Суд Республики Коми; Федоровой Л.К. – представителя администрации МР «Усть-Вымский», и.о. начальника Управления правовой и кадровой работы и по вопросам местного самоуправления администрации МР «Усть-Вымский»; Королева С.В. – заместителя начальника энергоинспекции Центрального межрайонного отделения ОАО «Коми энергосбытовая компания»,

руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, пунктом 2 части первой статьи 3, статьями 32, 90, 91, 92 и 93 Закона Республики Коми «О Конституционном Суде Республики Коми»,

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу граждан-учителей МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Айкино» Алексы М.П., Балиной Т.Н., Ершовой З.В., Калимовой Г.С., Карасовой Е.Е., Королевой Н.А., Кызъюрова В.М., Кызъюровой Г.А., Мартынец Н.Л., Матвеевой Н.В., Музыки Е.Е., Овчинникова С.И., Одинцовой Н.А., Петерман Е.В., Прокушевой С.Г., Тарасовой Т.В. на нарушение их конституционных прав постановлениями главы МР «Усть-Вымский» - руководителя администрации района от 18 декабря 2009 года № 807 «О внесении изменений в постановление главы МР «Усть-Вымский» - руководителя администрации района от 19 февраля 2009 года № 93 «О порядке предоставления отдельных мер социальной поддержки» и № 808 «О внесении изменений в постановление главы МР «Усть-Вымский» - руководителя администрации района от 29 декабря 2009 года № 619 «О мерах по реализации статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» на территории МО МР «Усть-Вымский».

Поводом к рассмотрению дела служит вышеуказанная жалоба граждан-учителей МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Айкино» на нарушение их конституционных прав перечисленными постановлениями главы МР «Усть-Вымский» - руководителя администрации района.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Коми постановления главы МР «Усть-Вымский» - руководителя администрации района от 18 декабря 2009 года № 807 и № 808.

Заслушав сообщение судьи-докладчика Ю.В. Гаврюсова, выступления сторон, эксперта, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми


у с т а н о в и л:

1. В соответствии с пунктом 1 постановления главы МР «Усть-Вымский» - руководителя администрации района от 29 декабря 2006 года № 619 «О мерах по реализации статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» на территории муниципального образования муниципального района «Усть-Вымский» педагогические работники муниципальных образовательных учреждений муниципального образования муниципального района «Усть-Вымский», проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на основании статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» пользуются правом на бесплатную площадь с отоплением и освещением, а именно:

-100-процентное освобождение от оплаты за пользование жилым помещением (платы за наем) в домах государственного, муниципального жилищного фонда или в домах жилищного фонда, находящихся в собственности организаций;

-100-процентное освобождение от оплаты за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме; указанная мера социальной поддержки предоставляется лицам, проживающим в домах независимо от жилищного фонда;

-100-процентное освобождение от оплаты коммунальных услуг за электроснабжение, отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления); указанная мера социальной поддержки предоставляется независимо от вида жилищного фонда.

На основании постановления главы МР «Усть-Вымский» - руководителя администрации района от 19 февраля 2009 года № 93 «О порядке предоставления отдельных мер социальной поддержки» утвержден порядок предоставления отдельных мер социальной поддержки на территории МО МР «Усть-Вымский» педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений МР «Усть-Вымский», проживающим и работающим в сельской местности или поселках городского типа (пункт 3, подпункт «б»), а также вышедшим на пенсию педагогическим работникам муниципальных учреждений муниципального образования МР «Усть-Вымский», имеющим стаж работы в сельской местности в указанных отраслях не менее 10 лет в соответствии с законодательством и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа (пункт 2, подпункт «в»). Им предоставляются следующие меры социальной поддержки:

освобождение от оплаты за пользование жилым помещением (плата за наем) в домах государственного и муниципального жилищного фонда или в домах жилищного фонда, находящихся в собственности организаций; содержание и ремонт жилого помещения, в том числе за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме; содержание и текущий ремонт лифтов, вывоз бытовых и иных отходов (за исключением услуг и работ по управлению многоквартирным домом и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме), предоставление коммунальных услуг (за исключением газоснабжения и электроснабжения в целях освещения); денежной компенсации расходов на оплату электроэнер-гии, приобретаемой в целях освещения жилых помещений.

При этом изменений в постановление главы МР «Усть-Вымский» - руководителя администрации района от 29 декабря 2006 года № 619 не вносилось и не существовало механизма оказания социальной поддержки только за освещение, поэтому педагогические работники района продолжали освобождаться от оплаты коммунальных услуг за энергоснабжение в целом.

Постановлением главы МР «Усть-Вымский» - руководителя администрации района от 18 декабря 2009 года № 807 в постановление главы МР «Усть-Вымский» - руководителя администрации района от 19 февраля 2009 года № 93 «О порядке предоставления отдельных мер социальной поддержки» были внесены следующие дополнения:

Пункт 7 дополнен абзацем следующего содержания: «Для получения мер социальной поддержки по оплате за электроснабжение в целях освещения жилых помещений дополнительно предоставляются документы, подтверждающие установку отдельного прибора учета электрической энергии в целях определения объема потребляемой электрической энергии по освещению, выданный энергоснабжающей организацией».

Пункт 11 дополнен абзацами 2, 3 следующего содержания: «Меры социальной поддержки педагогическим работникам по оплате за электрическую энергию, потребляемую в целях освещения жилого помещения, предоставляются в виде денежной компенсации за количество фактически потребленной электроэнергии по данным приборов учета электрической энергии, при этом имеются в виду отдельные приборы учета потребляемой электрической энергии в целях освещения.

В случае отсутствия отдельного прибора учета, фиксирующего количество потребляемой электрической энергии в целях освещения, расчет денежной компенсации за потребляемую электрическую энергию производится исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению, утвержденных уполномоченным органом государственной власти Республики Коми».

На основании пункта 1 постановления главы МР «Усть-Вымский» - руководителя администрации района от 18 декабря 2009 года № 808 в постановление главы МР «Усть-Вымский» - руководителя администрации района от 29 декабря 2006 года № 619 «О мерах по реализации статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» на территории МО МР «Усть-Вымский» внесены следующие изменения:

абзац 3 пункта 1, предусматривающий 100-процентное освобождение от оплаты за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исключен;

в абзаце 4 пункта 1, предусматривающего освобождение от оплаты коммунальных услуг за электроснабжение, уточнено – «в целях освещения».

В своей жалобе граждане-учителя МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Айкино» утверждают, что на основании постановлений главы МР «Усть-Вымский» - руководителя администрации района от 18 декабря 2009 года № 807 и № 808 они лишились льгот по оплате за содержание жилья и на поставку электроэнергии. Заявители просят признать оспариваемые постановления противоречащими Конституции Республики Коми, ее статьям 11, 17, 18.

Согласно частям второй и третьей статьи 68 Закона Республики Коми «О Конституционном Суде Республики Коми» Конституционный Суд Республики Коми выносит постановления и определения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которого подвергается сомнению в обращении, при этом Конституционный Суд Республики Коми принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальными и другими актами толкования или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов.

Кроме того, в соответствии с частями второй и третьей статьи 3 этого же Закона Конституционный Суд Республики Коми решает исключительно вопросы права, при осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

По этой причине не может быть предметом разбирательства постановление главы МР «Усть-Вымский» - руководителя администрации района от 18 декабря 2009 года № 807, которым не установлено ограничение денежной компенсации на оплату электроэнергии, расходуемой только на освещение жилых помещений. Это сделано в постановлениях от 19 февраля 2009 года № 93, а также от 18 декабря 2009 года № 808.

В постановлении № 807 содержатся нормы об установлении отдельного прибора учета электрической энергии в целях определения объема потребляемой электрической энергии на освещение и о расчете денежной компенсации за потребляемую электрическую энергию, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению, утвержденных уполномоченным органом государственной власти Республики Коми.

Разрешение поставленных заявителями вопросов, связанных с определением правильности и законности механизма реализации права на меры социальной поддержки в виде бесплатного предоставления жилого помещения с отоплением и освещением, к компетенции органов конституционной юстиции не относятся.

Об этом также свидетельствует правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, высказанная в Определении от 1 марта 2010 года № 240-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Конституционного Суда Республики Карелия о проверке конституционности положения абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Таким образом, предметом разбирательства Конституционного Суда Республики Коми является конституционность пункта 1 постановления главы МР «Усть-Вымский» - руководителя администрации района от 18 декабря 2009 года № 808 «О внесении изменений в постановление главы МР «Усть-Вымский» - руководителя администрации района от 29 декабря 2006 года № 619 «О мерах по реализации статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» на территории МО МР «Усть-Вымский».

2. На основании статьи 4 Конституции Республики Коми человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность Республики Коми. Социальная и экономическая политика Республики Коми направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 11).

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 16). Перечисление в Конституции Республики Коми основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Республике Коми не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (статья 18).

Вместе с тем, на основании статьи 65 Конституции Республики Коми законы и иные правовые акты Республики Коми не могут противоречить законам, принятым федеральными органами государственной власти в соответствии с полномочиями Российской Федерации.

Конституция Республики Коми, определяя направления социальной политики в Республике Коми, вместе с тем, не закрепляет конкретные меры такой защиты, равно как и объем и условия их предоставления тем или иным категориям граждан. Определение организационно-правовых форм и механизмов реализации социальной защиты, включая социальную поддержку, относится к полномочиям законодателя. При этом, поскольку социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Коми (статья 64, пункт «ж» Конституции Республики Коми), по данному предмету совместного ведения издаются законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Реализуя предоставленные ему полномочия, законодатель в абзаце третьем пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» закрепил право педагогических работников образовательных учреждений на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), предусмотрев, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Такое же право на бесплатное жилье с отоплением и освещением предоставлялось учителям на основании постановлений Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года и от 4 мая 1971 года, Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 (в редакции от 13 января 1996 года) «Об образовании».

Таким образом, союзное и российское законодательство всегда освобождало сельских учителей только от оплаты за пользование жилым помещением (плату за наем), отопление и освещение.

Статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, кроме оплаты за пользование жилым помещением, оплату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя оплату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также оплату за коммунальные услуги.

Такого же мнения придерживается Верховный Суд Российской Федерации, который в решении от 21 июня 2006 года № 60-106-12 указал, что точка зрения вхождения в состав платы за жилое помещение платы за содержание и ремонт жилья противоречит гражданскому законодательству, которое различает правоотношения по предоставлению (передаче) имущества во владение и (или) пользование и правоотношения, возникающие по поводу эксплуатации, содержания и ремонта полученного во владение (пользование) жилья.

Нельзя также считать аналогичными понятия «электроснабжение» и «освещение». В соответствии с пунктом 30 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, освещение – это часть электроснабжения. Электроснабжение включает расход электрической энергии для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома, а при наличии стационарных электрических плит - приготовления пищи.

Таким образом, постановление главы МР «Усть-Вымский» - руководителя администрации района от 18 декабря 2009 года № 808, исключившее из постановления главы МР «Усть-Вымский» - руководителя администрации района от 29 декабря 2006 года № 619 норму о 100-процентном освобождении от оплаты за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также установившего освобождение от оплаты электроснабжения только в целях освещения, является соответствующим Закону Российской Федерации от 10 июля 1992 года «Об образовании», и, следовательно, не противоречащим Конституции Республики Коми.

3. Действительно, как отмечают заявители, ранее они пользовались бесплатным энергоснабжением, а не освещением. Кроме того, учителя в сельской местности не платили не только за предоставление жилья, но и за его эксплуатацию. Изменения произошли в связи с появлением нового законодательства.

Если ранее расходы по предоставлению льгот сельским учителям брало на себя государство, то в соответствии с частью пятой статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в компетенцию органов местного самоуправления входит установление за счет средств бюджета муниципального образования дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Данные вопросы решаются органами местного самоуправления с учетом финансовых возможностей местных бюджетов.

Установление мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений в виде освобождения от оплаты за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, освобождения от оплаты за электроснабжение с учетом расходов электроэнергии на работу электробытовых приборов, являлось дополнительными мерами социальной поддержки, установление которых является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления, и осуществляется с учетом финансовой возможности.

Отказ от социальной поддержки сельских учителей на некоторые услуги вызван также изменениями жизни, резким возрастанием количества электробытовых приборов и агрегатов, повышением качества ремонта и содержания жилых помещений.

На основании изложенного, руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, частью первой статьи 66, частями первой, второй, третьей и четвертой статьи 68, статьями 69, 91, 93 и 94 Закона Республики Коми «О Конституционном Суде Республики Коми», Конституционный Суд Республики Коми


п о с т а н о в и л:

1. Признать пункт 1 постановления главы МР «Усть-Вымский» - руководителя администрации района от 18 декабря 2009 года № 808 «О внесении изменений в постановление главы МР «Усть-Вымский» - руководителя администрации района от 29 декабря 2006 года № 619 «О мерах по реализации статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» на территории муниципального образования муниципального района «Усть-Вымский» в части исключения положения о 100-процентном освобождении педагогических работников от оплаты за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также установления освобождения от оплаты за электроэнергию только в целях освещения, соответствующей Конституции Республики Коми, ее статьям 11, 17, 18.

2. Согласно статье 73 Закона Республики Коми «О Конституционном Суде Республики Коми» настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

3. Согласно статье 72 Закона Республики Коми «О Конституционном Суде Республики Коми» настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в «Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми» и в газете «Республика».


Конституционный Суд Республики Коми