Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  
[На педагогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия приказом общеобразовательного учреждения могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе. Финансовое обеспечение вознаграждения, установленного для работников краевых государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений за осуществление функций классного руководства вытекает из обязанности субъекта Российской Федерации в области образования, а поэтому, оно должно надлежащим образом исполняться, в том числе с соблюдением гарантий, предусмотренных статьями 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации. Отсутствие в оспариваемой норме критериев, положенных в основу исчисления объемов финансирования, свидетельствует о несоблюдении субъектом Российской Федерации требований ясности и определенности правового регулирования, что дает повод для неоднозначного ее толкования, порождающего произвол в правоприменительной практике.]

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 8 октября 2008 г. N 56-Г08-16


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Пирожкова В.Н., судей Калининой Л.А., Меркулова В.П.

рассмотрела кассационную жалобу администрации Приморского края об отмене решения Приморского краевого суда от 8 июля 2008 года, которым удовлетворено заявление прокурора Приморского края о признании противоречащим федеральному законодательству в части пункта 2.1 постановления администрации Приморского края от 1 февраля 2008 года N 13-па "О вознаграждении педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя в 2008 году" (в редакции постановления от 10 апреля 2008 года N 18-па).

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение законным и обоснованным, а поэтому, не подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации


установила:

прокурор Приморского края обратился в Приморский краевой суд с заявлением о признании недействующим пункта 2.1 постановления администрации Приморского края от 01.02.2008 N 13-па "О вознаграждении педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя в 2008 году" (в редакции от 10.04.2008 N 89-па), изложенного в следующей редакции: "Размер вознаграждения составляет 1000 рублей в месяц в классе с наполняемостью не менее наполняемости, установленной для образовательных учреждений соответствующими типовыми положениями об образовательных учреждениях, либо в классе с наполняемостью 14 человек и более в общеобразовательных учреждениях, вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, общеобразовательных школах-интернатах, общеобразовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, расположенных в сельской местности. В классах с меньшей наполняемостью размер вознаграждения уменьшается пропорционально количеству обучающихся", сославшись на противоречие статьям 129, 315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации, статье 10 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", постановлению ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС от 9 января 1986 года N 531 "О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Дальнего Востока, Бурятской АССР и Читинской области", в нарушение требований которых при определении размера вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам оспариваемая норма не учитывает процентную надбавку лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в южных районах Дальнего Востока.

Кроме того, по мнению прокурора, в нарушение требований статей 5, 17 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и статей 6, 14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в оспариваемой части не предусмотрены страховые взносы по обязательному социальному страхованию и пенсионному страхованию.

Администрация Приморского края с заявлением прокурора не согласилась, полагала, что оспариваемые положения приняты в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года N 860 "О порядке предоставления в 2008 - 2009 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений" данным постановлением в объем субсидий предоставляемых бюджету субъекта Российской Федерации, средства на выплату процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не включены; Приморский край выполняет свои расходные обязательства по выплате вознаграждения педагогическим работникам за классное руководство в виде региональной доплаты из краевого бюджета в размере 15 - 20% к тарифной ставке установленной постановлением Губернатора Приморского края от 18 июля 2005 года N 135-пг, что не нарушает принципа софинансирования, предусмотренного пунктом 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В качестве подтверждения исполнения обязательства на основании постановления Правительства Российской Федерации N 860 администрация края сослалась на письмо Федерального агентства по образованию о форме Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам и о форме отчета, а также соответствующий отчет о расходах бюджета Приморского края за 1 квартал 2008 года.

При этом администрация Приморского края не возражала против доводов прокурора о том, что на сумму ежемесячного денежного вознаграждения педагогическим работникам за выполнение функции классного руководителя должна начисляться процентная надбавка и не отрицала, что на предусмотренное постановлением Правительства РФ N 860 и постановлением администрации Приморского края от 01.02.2008 N 13-па (в ред. от 10.04.2008 N 89-па) вознаграждение за выполнение функций классного руководителя такая процентная надбавка не начисляется.

Решением Приморского краевого суда от 8 июля 2008 года заявление прокурора Приморского края удовлетворено.

В кассационной жалобе администрация Приморского края просит решение отменить, дело направить на новое рассмотрение.

Относительно кассационной жалобы прокурором отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи прокуратуры Приморского края поданы возражения.

Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия не находит их подлежащими удовлетворению.

Решение является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами процессуального и материального права, регулирующего спорное правоотношение, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, материальный Закон, подлежащий применению по данному делу, судом понят и истолкован правильно, и как следствие, сделан правильный вывод о несоответствии федеральному законодательству в оспариваемой части пункта 2.1 постановления администрации Приморского края от 01.02.2008 N 13-па "О вознаграждении педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя в 2008 году" (в редакции от 10.04.2008 N 89-па).

Как следует из текста постановления администрации Приморского края от 01.02.2008 N 13-па "О вознаграждении педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя в 2008 г" (в редакции от 10.04.2008 N 89-па), предмет его правового регулирования имеет целевую направленность, определяет порядок распределения межбюджетных трансфертов в форме субвенций местным бюджетам в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года N 860 "О порядке предоставления в 2008 - 2009 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, принятого в свою очередь в рамках осуществляемых системных мероприятий приоритетного национального проекта "Образование".

Согласно преамбуле, статьям 8, 41, 54, 56, Закона Российской Федерации "Об образовании", следует, что под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных) цензов. Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ различного уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований; сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций; органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций; объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования. Участниками образовательного процесса в общеобразовательном учреждении являются обучающиеся, педагогические работники общеобразовательного учреждения, родители (законные представители) обучающегося. На педагогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия приказом общеобразовательного учреждения могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе. Заработная плата и должностной оклад работнику образовательного учреждения выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом). Выполнение работником образовательного учреждения других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В силу статей 146, 315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации в повышенном размере оплачивается труд работников занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями. Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Районный коэффициент и порядок его применения устанавливается Правительством РФ, в то же время органы государственной власти субъектов РФ вправе за счет средств соответствующего бюджета устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов.

Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года N 922 "Об особенностях порядка исчислении средней заработной платы" относятся и вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Деятельность образовательного учреждения финансируется в соответствии с законодательством. Финансирование образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений, осуществляется на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе. Нормативы финансирования образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений в части, предусмотренной пунктом 6.1 статьи 29 Закона Российской Федерации "Об образовании" устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

А именно, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации. Аналогичное положение содержится в Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Таким образом, из приведенных норм федерального законодательства в их системной взаимосвязи с положениями статей 1, 2, 7, 18, 71 (пункт "е") и 72 (пункты "е", "ж" части 1) Конституции Российской Федерации прямо следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации участвуют в реализации функций социального государства, обязанностей по обеспечению государственных гарантий права на общедоступное и бесплатное дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, а также дополнительное образование в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере необходимом для реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части финансирования расходов на оплату труда классных руководителей - работников общеобразовательных учреждений в рамках реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года N 860, согласно пункту 2 Правил которого субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, принявших в установленном порядке законы или иные нормативные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства по выплате вознаграждения. А по смыслу пункта 9 настоящих Правил, данная субсидия субъектам Российской Федерации носит компенсационный характер в связи с произведенными кассовыми расходами бюджета субъекта Российской Федерации на основании отчетов, указанных в пункте 10 настоящих Правил, предоставляется бюджету субъекта Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования, предусмотренных на указанные цели Федеральному агентству по образованию, и в соответствии с соглашением между Агентством и субъектом Российской Федерации о предоставлении субсидии. При этом именно высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации несет ответственность за своевременность и полноту финансового обеспечения расходов местных бюджетов на выплату вознаграждения.

При такой ситуации, удовлетворяя заявление прокурора, суд правильно исходил из того, что финансовое обеспечение вознаграждения, установленного для работников краевых государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений за осуществление функций классного руководства вытекает из обязанности субъекта Российской Федерации в области образования, а поэтому, оно должно надлежащим образом исполняться, в том числе с соблюдением гарантий, предусмотренных статьями 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации.

При этом судом обоснованно отмечено, что отсутствие в оспариваемой норме критериев, положенных в основу исчисления объемов финансирования, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года N 860, свидетельствует о несоблюдении субъектом Российской Федерации требований ясности и определенности правового регулирования, что дает повод для неоднозначного ее толкования, порождающего произвол в правоприменительной практике.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации


определила:

решение Приморского кривого суда от 8 июля 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Приморского края без удовлетворения.