Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  
[Действие законодательства о применении контрольно - кассовых машин не распространяется на образовательные учреждения в части непредпринимательской деятельности]

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО - ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке

законности и обоснованности решений

(определений, постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 5 апреля 2001 года Дело N А82-553/2000-А/4

Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа в составе: председательствующего Клюкина С.И., судей: Синякиной Т.В., Терешиной Н.М., без участия представителей сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Угличу Ярославской области на решение от 30.10.2000 и постановление апелляционной инстанции от 17.01.01 по делу N А82-553/2000-А/4 Арбитражного суда Ярославской области, судьи: Грачев С.Г., Серова С.Р., Митрофанова Г.П., Дегина Т.И.,


УСТАНОВИЛ:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Угличу обратилась с иском в Арбитражный суд Ярославской области о взыскании с государственного учреждения начального профессионального образования - профессионального училища N 19 4174 рублей 50 копеек штрафных санкций за осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно - кассовой машины и без выдачи бланков строгой отчетности.

Решением от 30.10.2000, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.01.01, в удовлетворении иска отказано за отсутствием к тому правовых оснований.

Обжалуя состоявшиеся судебные акты в кассационном порядке, инспекция настаивает на их отмене как принятых с нарушением норм материального права.

По мнению налогового органа, неотнесение судами первой и апелляционной инстанций деятельности ответчика по оказанию платных образовательных услуг к предпринимательской и сделанный в силу этого вывод об отсутствии оснований для применения контрольно - кассовый машины при осуществлении денежных расчетов с населением за подобные услуги противоречат Закону Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".

Отзывом на кассационную жалобу училище отклонило доводы истца и указало на законность и обоснованность принятых решения и постановления.

Стороны, извещенные о месте и времени рассмотрения жалобы надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Правильность применения Арбитражным судом Ярославской области норм материального и процессуального права при рассмотрении дела N А82-553/2000-А/4 проверена Федеральным арбитражным судом Волго - Вятского округа в порядке, установленном статьями 171 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев материалы кассационного производства, суд третьей инстанции не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.

Как видно из материалов дела, 23.06.2000 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Угличу проведена проверка соблюдения требований Закона Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" в государственном учреждении начального профессионального образования - профессиональном училище N 19 г. Углича.

По результатам проверки составлен акт от 23.06.2000 N 162, из которого следует, что плата за проживание сотрудников училища в общежитии и плата за вечернее обучение от учащихся производится без применения контрольно - кассовой машины и без выдачи бланков строгой отчетности. Поступление денежных средств оформляется платежными ведомостями и приходно - кассовыми ордерами.

На основании указанного акта инспекция вынесла решение от 26.06.2000 N 08-12/162 о привлечении училища в соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 7 вышеназванного Закона от 18.06.93 N 5215-1 к ответственности за неприменение контрольно - кассовой машины в виде наложения штрафных санкций в сумме 4174 рублей 50 копеек, поскольку, согласно статье 1 Закона денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями, организациями, учреждениями с обязательным применением контрольно - кассовых машин.

Как следует из свидетельства N 986/1122 о государственной регистрации ответчика, профессиональное училище N 19 является государственным учреждением начального профессионального образования.

В соответствии со статьей 45 Закона Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" государственные образовательные учреждения вправе оказывать населению платные дополнительные образовательные услуги. Доход от указанной деятельности за вычетом доли учредителя (собственника) реинвестируется в данное образовательное учреждение. Данная деятельность не относится к предпринимательской.

Положением части 3 статьи 47 указанного Закона установлено, что деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреждения услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса в данном образовательном учреждении.

Пунктом 25 Методических рекомендаций по вопросам применения контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, являющихся приложением к письму Государственной налоговой службы Российской Федерации от 05.05.94 N НИ-6-07/152, разъяснено, что действие Закона Российской Федерации N 5215-1 от 18.06.93 не распространяется на виды деятельности, а также услуги, не связанные с предпринимательством.

Аналогичное утверждение содержится в письме Государственной налоговой службы Российской Федерации от 06.06.96 N 16-5-14/288 "О применении контрольно - кассовых машин", из содержания которого следует, что ответственность предприятий за нарушения данного Закона наступает при осуществлении торговых операций или оказании платных услуг населению на потребительском рынке. В соответствии с Федеральным законом от 13.01.96 N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" образовательная деятельность не относится к предпринимательской, и образовательные учреждения в этой части не подпадают под действие законодательства о применении контрольно - кассовых машин.

Налоговый орган в нарушение статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказал тех обстоятельств, на которые он ссылался в обоснование своих требований о необходимости применения к ответчику штрафных санкций.

При указанных обстоятельствах обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, содержащиеся в них выводы соответствуют действующему законодательству, а потому оснований для их отмены не имеется.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 174, 175 (пунктом 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа


ПОСТАНОВИЛ:

решение от 30.10.2000 и постановление апелляционной инстанции от 17.01.01 Арбитражного суда Ярославской области по делу N А82-553/2000-А/4 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Угличу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.


Председательствующий

КЛЮКИН С.И.

Судьи

СИНЯКИНА Т.В.

ТЕРЕШИНА Н.М.