Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[В ходе проверки установлено, что в деятельности детского сада не соблюдаются требования санитарных правил и нормативов: не исправны теневые навесы на игровой площадке, повреждено асфальтовое покрытие территории учреждения, не оборудованы физкультурные площадки. Несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований создает потенциальную угрозу безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних детей и неопределенного круга лиц. Обязанность по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства возложена судом на орган местного самоуправления и на детский сад как образовательную организацию, ответственную за жизнь и здоровье обучающихся.]



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 января 2014 г. по делу № 33-584/2014


Судья: Сафин А.Р.

Учет № 57

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Мочаловой Ю.Р.,

судей Сайдашевой Э.Р., Сальниковой М.М.,

при секретаре судебного заседания А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сальниковой М.М. дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета муниципального образования города Казани на решение Вахитовского районного суда города Казани от 25 октября 2013 года, которым постановлено:

исковые требования прокурора Вахитовского района города Казани, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад.... комбинированного вида" Вахитовского района города Казани о возложении обязанности устранить нарушения законодательства удовлетворить.

Возложить на Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад.... комбинированного вида" Вахитовского района города Казани обязанность обеспечить покрытие территории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад.... комбинированного вида" Вахитовского района города Казани асфальтом, благоустройство игровой территории физкультурной площадкой.

Проверив материалы дела, выслушав возражения представителя прокурора Вахитовского района - ФИО6 относительно апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия


установила:

прокурор Вахитовского района города Казани, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о возложении на Исполнительный комитет муниципального образования города Казани (далее - Исполнительный комитет) и муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад.... комбинированного вида" Вахитовского района города Казани (далее - Детский сад....) обязанности устранить нарушения законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В обоснование заявления прокурор ссылается на результаты проверки, проведенной совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан. В ходе проверки установлено, что в деятельности Детского сада.... не соблюдаются требования санитарных правил и нормативов: не исправны теневые навесы на игровой площадке, повреждено асфальтовое покрытие территории учреждения, не оборудованы физкультурные площадки.

Несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований создает потенциальную угрозу безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних детей и неопределенного круга лиц. В связи с этим прокурор просит обязать Исполнительный комитет и Детский сад.... соответственно обеспечить и организовать проведение ремонта теневых навесов ясельной, младше-средней групп на игровой территории Детского сада...., покрытие территории асфальтом, благоустройство игровой территории физкультурной площадкой.

В судебном заседании представитель прокурора ФИО7 уточнила заявленные требования, поддержав их лишь в части покрытия территории Детского сада.... асфальтом, благоустройства игровой территории физкультурной площадкой.

Представитель Исполнительного комитета ФИО8 признал заявленные требования в части возложения обязанности покрытия асфальтом, обязанность по оборудованию физкультурной площадки считал необходимым возложить на Детский сад....

Представитель Детского сада.... ФИО16 признала исковые требования.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан ФИО10 согласилась с требованиями прокурора.

Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе Исполнительный комитет просит отменить решение суда, указывая на отсутствие оснований для процессуального соучастия, поскольку Исполнительный комитет не отвечает по обязательствам бюджетного учреждения.

В возражениях прокурора Вахитовского района города Казани доводам апелляционной жалобы противопоставляются нормы статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающие субсидиарную ответственность собственника имущества по обязательствам учреждения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель прокурора ФИО11 не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения. Иные лица, участвующие в деле, при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, от представителя Исполнительного комитета ФИО12 поступило заявление о рассмотрении дела без ее участия.

Судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Статьей 11 Федерального закона на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью возлагается обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

Санитарные правила и нормативы СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, содержат требования к оборудованию и содержанию территорий дошкольных образовательных организаций.

В частности, пунктом 3.6 предусмотрено, что зона игровой территории включает в себя групповые площадки - индивидуальные для каждой группы (рекомендуемая площадь из расчета не менее 7,0 кв. м на 1 ребенка для детей младенческого и раннего возраста (до 3-х лет) и не менее 9,0 кв. м на 1 ребенка дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет)) и физкультурную площадку (одну или несколько).

Пунктом 3.21 установлено, что въезды и входы на территорию дошкольной образовательной организации, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, к контейнерной площадке для сбора мусора покрываются асфальтом, бетоном или другим твердым покрытием.

Как видно из материалов дела, в деятельности Детского сада.... данные требования санитарных правил и нормативов не соблюдены. Факты нарушения санитарно-эпидемиологических требований и необходимость устранения нарушений представителями ответчиков не оспариваются.

При разрешении вопроса о возложении обязанностей по устранению выявленных нарушений на Исполнительный комитет и Детский сад № 212 суд первой инстанции правомерно исходил из норм Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Так, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий также входит в компетенцию органов местного самоуправления.

Пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона установлена обязанность образовательной организации создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. В силу части 7 этой же статьи образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Как следует из вышеприведенных норм, обязанность обеспечить соблюдение требований санитарно-эпидемиологической безопасности при обустройстве прилегающей к образовательной организации территории является общей обязанностью органов местного самоуправления и образовательных организаций.

С учетом того, что статье 40 Устава муниципального образования города Казани полномочия по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях отнесены к компетенции Исполнительного комитета, обязанность по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства правомерно возложена судом на Исполнительный комитет как на орган местного самоуправления и на Детский сад.... как образовательную организацию.

В связи с этим судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для привлечения к участию в деле Исполнительного комитета муниципального образования города Казани.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия


определила:

решение Вахитовского районного суда по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования города Казани - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.