Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[При проведении выездной проверки НОУ выявлен факт осуществления образовательной деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий, в частности, преподаватель по рабочей профессии "Стропальщик" и программе "Пожарная безопасность" не имел высшего профессионального или среднего профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогика". Наличие у преподавателя диплома технического училища о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации "техник" не свидетельствует о возможности осуществления им преподавательской деятельности.]



СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

заместителя председателя Свердловского областного суда

от 7 октября 2013 г. № 4а-619/2013


Заместитель председателя Свердловского областного суда Т.П. Баландина, рассмотрев в порядке надзора жалобу директора Негосударственного образовательного частного учреждения "Межотраслевой центр обучения "Прометей" Б. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,


установил:

постановлением судьи Заречного районного суда Свердловской области от 08 апреля 2013 года

Негосударственному образовательному частному учреждению

"Межотраслевой центр обучения "Прометей"

за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде штрафа в размере 120000 рублей.

Наказание назначено НОЧУ МЦО "Прометей" за осуществление образовательной деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий, предусмотренных п.п. "г" 5, 6 "Положения о лицензировании образовательной деятельности", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 года.

Решением судьи Свердловского областного суда от 05 июня 2013 года указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе директор НОЧУ МЦО "Прометей" Б. ставит вопрос об отмене судебных решений и прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения. Кроме того, указывает на ряд процессуальных нарушений, допущенных при рассмотрении дела.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, нахожу жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Часть 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

В соответствии с пп. 40 ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ от 04 мая 2011 года "О лицензировании отдельных видов деятельности" образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Пунктом 5, 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 174 от 16 марта 2011 года определен перечень лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, одним из которых является соблюдение лицензиатом образовательного ценза педагогических работников.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05 мая 2008 года № 216н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования" должность "преподаватель" относится к группе должностей педагогических работников.

Согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года, право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" определены требования к квалификации по должности "преподаватель" - высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика".

Как усматривается из материалов дела, при проведении 01 марта 2013 года плановой выездной проверки НОЧУ МЦО "Прометей" выявлен факт осуществления образовательной деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий, выразившийся в том, что преподаватель по рабочей профессии "Стропальщик" и программе "Пожарная безопасность" К. не имеет высшего профессионального или среднего профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогика".

Факт нарушения перечисленных норм подтвержден представленными в материалах дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л. д. 3 - 6), актом проверки № 7720351 от 01 марта 2013 года (л. д. 10 - 11), списком педагогических работников НОЧУ МЦО "Прометей" на 2012 года (л. д. 19 - 22), копиями диплома К. и выписки из него (л. д. 26 - 27), журналами теоретического обучения (л. д. 28 - 29, л. д. 33), архивной справкой (л. д. 49).

Оценив представленные доказательства по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда пришел к правильному выводу о виновности НОЧУ МЦО "Прометей" в совершении указанного административного правонарушения.

Законность и обоснованность постановления о назначении наказания в полном объеме проверены судьей областного суда в соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы автора жалобы об отсутствии в действиях НОЧУ МЦО "Прометей" состава административного правонарушения тщательно исследованы судьями и опровергаются материалами дела.

Вопреки доводам жалобы, законный представитель НОЧУ МЦО "Прометей" надлежащим образом извещался районным судом о времени и месте рассмотрения жалобы по имеющимся в материалах дела адресам (л. д. 38 - 39), копия определения о назначении дела была получена директором Б. лично под роспись (л. д. 37). Часть 2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не препятствует рассмотрению дела об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если имеются данные о его надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела. Наличие ходатайства о рассмотрении дела в его отсутствие не требуется. Кроме того, при рассмотрении дела районным судом в судебном заседании участвовал защитник юридического лица по доверенности.

Наличие у преподавателя К. диплома пожарно-технического училища МВД СССР о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации "Пожарный техник" не свидетельствует о возможности осуществления им преподавательской деятельности, поскольку он не имеет высшего профессионального образования или среднего профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогика"

Существенных нарушений процессуальных требований законодательства об административных правонарушениях при производстве по делу допущено не было.

Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы и отмены вынесенных судебных решений не имеется.

С учетом изложенного и руководствуясь ст. 30.13, п. 1 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя областного суда


постановил:

постановление судьи Заречного районного суда Свердловской области от 08 апреля 2013 года о назначении Негосударственному образовательному частному учреждению "Межотраслевой центр обучения "Прометей" административного наказания по ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и решение судьи Свердловского областного суда от 05 июня 2013 года, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Заместитель председателя

Т.П.БАЛАНДИНА