Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[Приказом управления образования муниципального района руководителю детского сада было приказано прекратить осуществление образовательной деятельности по реализации образовательных программ дошкольного образования, а вместо этого осуществлять присмотр и уход за детьми до получения лицензии. Суд признал, что закон разделил функции по предоставлению бесплатного общедоступного дошкольного образования и функции по осуществлению присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Деятельность по присмотру и уходу за детьми не является образовательной и право на осуществление данной деятельности не требует получения лицензии.]



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 июня 2014 г. по делу № 4А-400/14


Заместитель председателя Саратовского областного суда Борисов О.В., рассмотрев надзорную жалобу представителя заведующей муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения "Детский сад <данные изъяты> Ершовского района Саратовской области Ч. - М. на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Ершовского района Саратовской области от 06 марта 2014 года и решение Ершовского районного суда Саратовской области от 22 апреля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении заведующей муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад <данные изъяты> ********* Ершовского района Саратовской области Ч.,


установил:


постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Ершовского района Саратовской области от 06 марта 2014 года заведующая муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад <данные изъяты> Ершовского района Саратовской области (далее - "Детский сад <данные изъяты> Ч. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Решением Ершовского районного суда Саратовской области от 22 апреля 2014 года постановление мирового судьи судебного участка № 2 Ершовского района Саратовской области от 06 марта 2014 года оставлено без изменений.

В жалобе в порядке надзора заявитель просит состоявшиеся по делу судебные постановления отменить, производство по делу прекратить. Полагает, что судом небыли учтены все обстоятельства дела, в частности, что согласно приказу управления образования администрации Ершовского муниципального района Саратовской области от 30 августа 2013 года №*** "О прекращении осуществления образовательной деятельности, и осуществлении присмотра и ухода за детьми в образовательных организациях", "Детский сад <данные изъяты> с 01 сентября 2013 года прекратил осуществление образовательной деятельности по реализации образовательных программ дошкольного образования. Вместе с тем, в целях недопущения социальной напряженности граждан, осуществлял присмотр и уход за детьми. Указывает на отсутствие в материалах дела доказательств вины должностного лица Ч. в совершении правонарушения.

Проверив материалы дела и доводы надзорной жалобы прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

В соответствии с п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Под образовательной деятельностью, согласно п. 17 указанного закона понимается деятельность по реализации образовательных программ; под образовательной программой - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов; под образовательной организацией - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (ст. 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Из материалов дела следует, что приказом управления образования администрации Ершовского муниципального района Саратовской области от 04 апреля 2012 года №** Ч. назначена на должность заведующей "Детский сад № 26 "Березка".

13 ноября 2013 года прокурором Ершовского муниципального района Саратовской области в адрес главы администрации Ершовского района Саратовской области вынесено представление об устранении нарушений действующего законодательства в сфере лицензирования образовательной деятельности.

Приказом управления образования администрации Ершовского муниципального района от 30 августа 2013 года руководителю "Детский сад <данные изъяты> было приказано прекратить осуществление образовательной деятельности по реализации образовательных программ дошкольного образования, осуществлять присмотр и уход за детьми в "Детский сад <данные изъяты> до получения лицензии.

Приказом заведующей "Детский сад <данные изъяты> от 02 сентября 2013 года осуществление образовательной деятельности по реализации образовательных программ дошкольного образования с 01 сентября 2013 года было прекращено, в целях формирования общей культуры, развития физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств приказано осуществлять присмотр и уход за детьми в учреждении до получения лицензии.

В результате проведенной прокуратурой Ершовского муниципального района Саратовской области было установлено, что срок действия лицензии на осуществление образовательной деятельности, выданной 04 апреля 2008 года истек 04 апреля 2013 года. В связи с чем, постановлением заместителя прокурора Ершовского района Саратовской области 06 февраля 2014 года было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении должностного лица заведующей "Детский сад <данные изъяты> Ч.

Признавая, что "Детский сад № 26 "Березка" осуществляет образовательную деятельность, которая подлежит лицензированию, судами не было учтено, что согласно п. 34 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", присмотр и уход за детьми - это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Указанный закон разделил функции по предоставлению бесплатного общедоступного дошкольного образования и функции по осуществлению присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Осуществляемая в "Детский сад <данные изъяты> деятельность по присмотру и уходу за детьми не является образовательной и право на осуществление данной деятельности не требует получения лицензии.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ выражается в осуществлении лицензируемого вида деятельности при отсутствии или лишении лицензии либо в нарушении условий, предусмотренных лицензией.

Однако, имеющиеся в материалах дела доказательства, не позволяют сделать вывод о том, что "Детский сад № 26 "Березка" осуществлял именно образовательную деятельность, на право осуществления которой, в силу закона, необходимо получение лицензии.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены постановление, решение, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о прекращении производства по делу.

Учитывая изложенное, постановление мирового судьи судебного участка № 2 Ершовского района Саратовской области от 06 марта 2014 года и решение Ершовского районного суда Саратовской области от 22 апреля 2014 года нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении следует прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены судебные решения.

Руководствуясь ст. 30.16, 30.17, 30.18 КоАП РФ,


постановил:

Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Ершовского района Саратовской области от 06 марта 2014 года и решение Ершовского районного суда Саратовской области от 22 апреля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении заведующей муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения "Детский сад <данные изъяты> ********* Ершовского района Саратовской области Ч. отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены судебные постановления.

Заместитель председателя суда

О.В.БОРИСОВ