Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[Одним из элементов организации образовательного процесса является обеспечение доступности общеобразовательного учреждения для учащихся, которая достигается, в том числе, путем подвоза детей в школу и обратно. Деятельность школы по регулярным перевозкам обучающихся осуществляется ответчиком для обеспечения образовательного процесса, т.е. для собственных нужд образовательного учреждения. Деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, осуществляемая для обеспечения собственных нужд юридического лица, не подлежит лицензированию.]




ПРЕЗИДИУМ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 февраля 2014 г. № 44г-6


Докладчик и председательствующий Чикалова Е.Н.

Президиум Приморского краевого суда в составе:

Председательствующего Троеглазова А.С.,

членов президиума Семенцовой Л.К., Паташниковой Л.И., Демидовой Е.В., Украинской Т.И.,

при секретаре В.,

с участием заместителя прокурора Приморского края Богомолова В.И.,

рассмотрел в кассационном порядке гражданское дело по иску Уссурийского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц - участников образовательного процесса муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа с. Каменушка" к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа с. Каменушка", администрации Уссурийского городского округа о понуждении к исполнению действий

по кассационной жалобе администрации Уссурийского городского округа в лице представителя С.

на определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 9 июля 2013 г.

на основании определения судьи Приморского краевого суда Украинской Т.И. о передаче кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Заслушав доклад судьи Украинской Т.И., выслушав представителя администрации Уссурийского городского округа Ю., заместителя прокурора Приморского края Богомолова В.И., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, президиум


установил:

Уссурийский городской прокурор обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что МКОУ СОШ с. Каменушка имеет на праве оперативного управления два школьных автобуса, вместимостью более восьми пассажиров, на которых ежедневно осуществляется перевозка учащихся из близлежащих сел. В силу п. 24 ст. 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" такие перевозки подлежат лицензированию, однако школа лицензии на деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, не имеет. Прокурор просит обязать МКОУ СОШ с. Каменушка в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести в соответствии с действующим законодательством лицензирование и получить лицензию на право осуществлению деятельности по перевозке пассажиров школьными автобусами. Обязанность по финансированию процедуры лицензирования возложить на муниципальное образование Уссурийский городской округ.

Решением Уссурийского районного суда Приморского края от 9 апреля 2013 г. в удовлетворении заявления прокурору отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 9 июля 2013 г. решение отменено. Принято новое решение об удовлетворении требований прокурора. На администрацию муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа с. Каменушка" возложена обязанность произвести в соответствии с действующим законодательством лицензирование и получить лицензию на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров школьными автобусами. Финансирование выполнения данной обязанности возложено на администрацию Уссурийского городского округа.

В кассационной жалобе заявитель просит апелляционное определение, состоявшееся по настоящему делу, отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.

Определением судьи Приморского краевого суда от 28 января 2014 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - президиума Приморского краевого суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и определения о передаче дела на рассмотрение в судебном заседании суда кассационной инстанции, президиум находит апелляционное определение подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такого рода существенные нарушения норм материального права допущены судом апелляционной инстанции.

Как усматривается из материалов дела, в оперативном управлении МКОУ "Средняя общеобразовательная школа с. Каменушка" находится два автобуса ПАЗ 32053-70, оборудованных для перевозки более восьми пассажиров, на которых ежедневно осуществляется подвоз учащихся в школу и к месту жительства из других населенных пунктов.

Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования прокурора, суд апелляционной инстанции указал, что ежедневный подвоз детей в школу и к месту жительства школьными автобусами, оборудованными для перевозки более восьми человек, по определенному маршруту представляют собой специальные регулярные перевозки детей автобусом юридического лица, для осуществления которых требуется лицензия. Кроме того, судебная коллегия указала, что подвоз детей в школу не является частью образовательного процесса, поэтому признала неверным вывод суда о том, что такая перевозка детей осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица.

Выводы суда апелляционной инстанции не основаны на законе.

Согласно п. 24 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

По смыслу данной нормы Закона, лицензированию подлежит такая деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, которая осуществляется специализированным перевозчиком и является видом (одним из видов) его профессиональной деятельности, направленным на получение прибыли при осуществлении таких перевозок.

Как следует из устава муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа с. Каменушка" Уссурийского городского округа основным предметом деятельности учреждения является реализация общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы (пункт 7). Учреждение осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования (пункт 14).

Пассажирские перевозки к видам деятельности учреждения уставом не отнесены.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "Об образовании в Российской Федерации" образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

В пунктах 2 и 3 этой же статьи Закона приведены понятия воспитания и обучения. Воспитание - это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; обучение - это целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

В целях охраны здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в образовательных учреждениях Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека утверждены санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения СанПиН 2.4.2.2821-10. Разделом II СанПиН определены требования к размещению общеобразовательных учреждений, в том числе пунктом 2.5. установлено, что в сельской местности пешеходная доступность для обучающихся общеобразовательных учреждений:

- во II и III климатических зонах для обучающихся I ступени образования составляет не более 2,0 км;

- для обучающихся II и III ступени образования - не более 4,0 км, в I климатической зоне - 1,5 и 3 км соответственно.

При расстояниях свыше указанных для обучающихся общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, необходимо организовывать транспортное обслуживание до общеобразовательного учреждения и обратно. Время в пути не должно превышать 30 минут в одну сторону.

Подвоз обучающихся осуществляется специально выделенным транспортом, предназначенным для перевозки детей.

Таким образом, по смыслу приведенных нормоположений, одним из элементов организации образовательного процесса является обеспечение доступности общеобразовательного учреждения для учащихся, которая достигается, в том числе, путем подвоза детей в школу и обратно.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что деятельность школы по регулярным перевозкам обучающихся осуществляется ответчиком для обеспечения образовательного процесса, т.е. для собственных нужд образовательного учреждения, является правильным.

Поскольку деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, осуществляемая для обеспечения собственных нужд юридического лица, не подлежит лицензированию, суд первой инстанции правомерно отказал прокурору в удовлетворении заявленных требований.

В настоящее время Правительством РФ утверждены Правила организованной перевозки группы детей автобусами (Постановление от 17 декабря 2013 г. № 1177). В соответствии с пунктом 3 Правил, вступающим в законную силу с 22 июня 2014 г., для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащен в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Пунктом 3 Правил определен перечень документов, наличие которых необходимо для осуществления организованной перевозки группы детей. Наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом данным перечнем не предусмотрено.

Судом первой инстанции полно установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в связи с чем допущенная судом апелляционной инстанции ошибка в применении норм материального права может быть исправлена без направления дела на новое рассмотрение.

Руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум


постановил:

Определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 9 июля 2013 г. отменить. Оставить в силе решение Уссурийского районного суда Приморского края от 9 апреля 2013 г.

Председательствующий

А.С.ТРОЕГЛАЗОВ