Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджета в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания. Обеспечение учебниками и учебными пособиями осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Поскольку 70% учащихся муниципальной школы бесплатными учебниками не обеспечены, суд сделал вывод о недостаточном финансировании школы для полного укомплектования учебной литературой. Вместе с тем, отсутствие либо недостаточное количество необходимых для этих целей денежных средств, правового значения для разрешения настоящего спора не имеет, поскольку данное обстоятельство не может служит основанием для ущемления гарантированных законом прав несовершеннолетних на общедоступное и бесплатное образование.]



ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 марта 2014 г. по делу № 33-2188


Судья: Саунина С.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Кадкина А.А.,

судей Чикаловой Е.Н., Власенко И.Г.,

секретаре Ф.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц. учащихся МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 11" к администрации Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 11" городского округа Спасск-Дальний, Департамент) образования и науки <адрес>. Департамент) финансов <адрес> о возложении обязанностей укомплектовать библиотечный фонд учебниками и учебными пособиями, произвести финансирование у комплектования библиотечного фонда

по апелляционной жалобе Департамента финансов <адрес>

на решение Спасского районного суда Приморского края от 20 ноября 2013 года, которым исковые требования удовлетворены.

На МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 11" городского округа Спасск-Дальний возложена обязанность укомплектовать библиотечный фонд учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных и рекомендованных, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На Департамент образования и науки <адрес> возложена обязанность обеспечить МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 11" городского округа Спасск-Дальний денежными средствами с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками и иными учебными пособиями по общей основной образовательной программе, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На Департамент финансов <адрес> возложена обязанность выделить денежные средства Департаменту науки и образования <адрес> для предоставления МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 11" городского округа Спасск-Дальний с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками и иными учебными пособиями по общей основной образовательной программе, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Чикаловой Е.Н.

Выслушав пояснения прокурора Нишоновой Ф.А., судебная коллегия


установила:


Прокурор <адрес> обратился в суд с вышеназванным иском к ответчикам, в обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства в области образования в части обеспечения учащихся МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 11" учебными материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы. В ходе проверки МБОУ СОШ № на предмет обеспеченности учебниками и учебными изданиями был установлен факт несоответствия количества учебников, находящихся в библиотечном фонде образовательного учреждения, количеству, требуемому для проведения качественного и полноценного процесса обучения. По информации, предоставлено администрацией МБОУ СОШ № 11. библиотечный фонд данного образовательного учреждения укомплектован не полностью. Средняя обеспеченность учебников с 1 по 11 классы МБОУ СОШ № составляет 36,6%, что не соответствует законодательным нормам, а также федеральным образовательным стандартам и требованиям к образовательному процессу. Вследствие нехватки учебных пособий в библиотечном фонде МБОУ СОШ № и невыдачи учебников ученикам указанного образовательного учреждения, родители учеников вынуждены сами приобретать на собственные денежные средства учебники и учебные пособия по основной образовательной программе и образовательным стандартам при отсутствии у них на то обязанности, что прямо противоречит нормам законодательства.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора <адрес> Лях А.Е. исковые требования поддержал в полном объеме, просит возложить обязанность:

на МБОУ СОШ № укомплектовать библиотечный фонд учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных и рекомендованных.

на Департамент финансов <адрес> выделить денежные средства Департаменту науки и образования <адрес> для предоставления МБОУ СОШ № с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками и иными учебными пособиями по общей основной образовательной программе;

на Департамент образования и науки <адрес> обеспечить МБОУ СОШ № денежными средствами с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками и иными учебными пособиями по общей основной образовательной программе.

Представитель ответчика МБОУ СОШ № - Т. в судебном заседании исковые требования признала.

Представитель Департамента финансов <адрес> в представленном в суд отзыве не согласился с исковыми требованиями. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Департамента образования и науки <адрес>, в представленном суду отзыве также не согласился с исковыми требованиями. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков - Департамента финансов <адрес> и Департамента образования и науки <адрес>.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился Департамент финансов <адрес>, представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебного акта.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда

В доводах жалобы указано на нарушение судом норм материального права.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, приходит к выводу о соответствии решения требованиям закона.

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции установил, что средняя обеспеченность учебными пособиями учеников с 1 по 11 классы МБОУ СОШ № составляет ...% вследствие нехватки учебных пособий в библиотечном фонде образовательного учреждения, что не соответствует федеральным образовательным стандартам.

Указанные обстоятельства при рассмотрение дела сторонами не оспаривались, и не опровергаются указанные факты и в апелляционной жалобе.

Принимая обжалуемое решение, руководствуясь положениями ст. 43 Конституции РФ, Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании", Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов законодательной власти субъектов Российской Федерации" (пп. 13 п. 2 ст. 26.3), Закона "Об образовании в Приморском крае", Закона Приморского края от 20 декабря 2012 года № 143-КЗ "О краевом бюджете на 2013 год и плановый период 1014 и 2015 годов", Постановления Администрации Приморского края от 03 июля 2009 года № 171-па "Об утверждении Положения о департаменте образования и науки Приморского края", Закона Приморского края от 23 декабря 2005 года № 320-КЗ "О нормативах расходов и методике распределения субвенций на реализацию основных общеобразовательных программ между муниципальными образованиями Приморского края", суд первой инстанции правомерно исходил из того, что неполная обеспеченность учебниками и учебными пособиями нарушает права учащихся названной школы на общедоступное и бесплатное образование, несовместимое с задачами общеобразовательных программ и снижает качество их подготовки, в связи с чем обоснованно возложил на Департамент образования и науки Приморского края, как на орган государственной власти субъекта РФ обязанность по финансированию учебного учреждения для обеспечения его учебной литературой в соответствии с предоставленным перечнем.

Ссылка в жалобе на нормативные положения <адрес> от ДД.ММ.ГГ № 320-КЗ "О нормативах расходов и методике распределения субвенций на реализацию основных общеобразовательных программ между муниципальными образованиями <адрес>", судебной коллегией не может быть принята, поскольку указанный закон утратил силу с ДД.ММ.ГГ.

Согласно Федерального закона № 273-ФЗ от ДД.ММ.ГГ "Об образовании в Российской Федерации", Финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий, за исключением полномочий, указанных в части 10 настоящей статьи, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, а также в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на указанные цели не менее чем в размере планируемых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации от уплаты государственной пошлины, связанной с осуществлением переданных полномочий и зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Общий размер субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из:

1) количества муниципальных районов и городских округов на территории субъекта Российской Федерации, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

2) количества организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и их филиалов, в отношении которых полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования, лицензированию образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательной деятельности переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

4. Средства на осуществление переданных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Довод жалобы о том, что Департаментом финансов Департаменту образования и науки <адрес> своевременно и в полном объеме перечислены субвенции для приобретения учебников и учебных пособий, полученных образовательным учреждений, противоречат материалам дела, из которых следует, что 70% учащихся МБОУ СОШ № бесплатными учебниками не обеспечены, в связи с чем суд верно сделал вывод о недостаточном финансировании МБОУ СОШ № для полного укомплектования учебной литературой.

Вместе с тем, отсутствие либо недостаточное количество необходимых для этих целей денежных средств, правового значения для разрешения настоящего спора не имеет, поскольку данное обстоятельство не может служит основанием для ущемления гарантированных законом прав несовершеннолетних на общедоступное и бесплатное образование.

В связи с этим доводы жалобы в указанной части основанием, для изменения решения суда служить не могут.

Нарушений судом норм материального или процессуального права, которые могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного постановления, судом апелляционной инстанции не усматривается.

При таких обстоятельствах, решение является законным и обоснованным и по доводам апелляционных жалоб отменено быть не может.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия


определила:


решение Спасского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента финансов <адрес> - без удовлетворения.