Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[Экспертной комиссией по вопросам реструктуризации сети образовательных учреждений дана положительная оценка решению о ликвидации муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений. Действующее законодательства не содержит требований к порядку принятия и форме заключения экспертной комиссии, поэтому протокол заседания экспертной комиссии может выполнять роль заключения экспертной комиссии. Материалами дела подтверждается, что все воспитанники ликвидированных дошкольных учреждений были переведены во вновь созданные учреждения, ликвидация детских садов не повлекла перерыва в посещении детьми дошкольных учреждений. Деятельность вновь созданных детских садов была приостановлена в связи с аварийностью зданий, в которых они располагаются. Сами по себе решения о ликвидации на момент их принятия не повлекли нарушения прав несовершеннолетних воспитанников на посещение детских дошкольных образовательных учреждений.]



ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 февраля 2014 г. № 33-933-2014


Судья: Григорьев С.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,

судей областного суда Федотовой Л.Б., Пересыпкиной Т.И.,

при секретаре Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

прокурора Пономаревского района о признании незаконными и отмене постановлений администрации муниципального образования "Пономаревский район" от 15 июля 2013 г.

по апелляционному представлению прокурора Пономаревского района

на решение Пономаревского районного суда Оренбургской области от 17 декабря 2013 г.

Заслушав доклад судьи Селютиной И.Ф., судебная коллегия


установила:


Прокурор Пономаревского района обратился в суд с вышеназванным заявлением Указал, что постановлениями администрации МО Пономаревский район № 587-п от 15 июля 2013 г. "О ликвидации муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1 "Теремок" и № 585-п от 15 июля 2013 г. "О ликвидации МБДОУ детский сад № 3 "Колокольчик" общеразвивающего вида с приоритетным направлением физического развития воспитанников" с.Пономаревка нарушены требования действующего законодательства.

При принятии решений о ликвидации МБДОУ "Детский сад № 1 "Теремок" и МБДОУ детский сад № 3 "Колокольчик" нарушена процедура принятия данных решений. Не были всесторонне изучены последствия принятия такого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания.

Протоколом заседания экспертной комиссии по вопросам реструктуризации сети образовательных учреждений Пономаревского района от 15 июля 2013 г. установлено отсутствие негативных последствий в связи с тем, что персонал и воспитанники МБДОУ "Детский сад № 1 "Теремок" будут устроены во вновь организованных дошкольных учреждениях.

Однако остались неразрешенными вопросы о том, какова потребность населения в ликвидируемых учреждениях; не установлена какая необходимость в ликвидации МБДОУ "Детский сад № 1 "Теремок" МБДОУ детский сад № 3 "Колокольчик" и создании новых дошкольных учреждений. В протоколе заседания экспертной комиссии отсутствуют подписи всех членов комиссии, подтверждающие их присутствие при принятии решения об отсутствии негативных последствий.

Акт экспертной оценки комиссией не был подготовлен. Вследствие чего решения о ликвидации являются недействительными с момента его вынесения.

Решением Пономаревского районного суда Оренбургской области от 17 декабря 2013 г. в удовлетворении заявления Прокурора Пономаревского района отказано.

Заявитель с решением суда не согласился, в апелляционном представлении просит его отменить и принять по делу новое решение. В обоснование апелляционного представления указал, что администрацией муниципального образования при принятии решений о ликвидации муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений не было принято во внимание отсутствие положительного заключения экспертной комиссии, что привело к принятию неправильного решения. Эти обстоятельства судом не приняты во внимание, вследствие чего допущено нарушение норм материального права, а принятое судом решение по делу является незаконным.

В судебном заседании при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции стороны не присутствовали, извещены о его дате, времени и месте надлежащим образом.

Судебная коллегия вынесла определение о рассмотрении дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений заинтересованного лица, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предоставлено гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; к таким действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

Частью 4 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд, отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В силу ч. 11 ст. 22 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерацию" и ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" принятие органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации государственных организаций, муниципальных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания.

Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации государственных организаций субъекта Российской Федерации, муниципальных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, включая критерии этой оценки, порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Судом первой инстанции установлено, что администрацией муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области издано постановление № 328-п от 10 мая 2013 г. "О создании экспертной комиссии по вопросам реструктуризации учреждений Пономаревского района", которым утвержден состав экспертной комиссии по вопросам реструктуризации сети образовательных учреждений в Пономаревском районе и утверждено Положение об экспертной комиссии по вопросам реструктуризации сети образовательных учреждений Пономаревского района. Согласно Положению основными задачами комиссии является подготовка акта экспертной оценки по каждому образовательному учреждению, подлежащими ликвидации.

15 июля 2013 г. администрацией муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области изданы постановления № 587-п "О ликвидации муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1 "Теремок" и № 585-п "О ликвидации МБДОУ детский сад № 3 "Колокольчик" общеразвивающего вида с приоритетным направлением физического развития воспитанников" с.Пономаревка.

Экспертной комиссией подготовка акта экспертной оценки не проводилась до принятия органом местного самоуправления решения о ликвидации муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1 "Теремок" и детского сада № 3 "Колокольчик" общеразвивающего вида с приоритетным направлением физического развития воспитанников" с.Пономаревка.

Согласно протоколу заседания экспертной комиссии по вопросам реструктуризации сети образовательных учреждений Пономаревского района от 15 июля 2013 г. комиссией решено дать положительную оценку решению о ликвидации муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1 "Теремок" и детский сад № 3 "Колокольчик".

На основании установленных обстоятельств суд первой инстанции пришел к выводу о том, что экспертной комиссией по вопросам реструктуризации сети образовательных учреждений Пономаревского района дана положительная оценка решению о ликвидации муниципального бюджетного дошкольного образовательных учреждений детский сад № 1 "Теремок" и детский сад № 3 "Колокольчик", что соответствует требованию действующего законодательства. Создание органом местного самоуправления экспертной комиссии по ликвидации объекта образования для детей являющиеся муниципальной собственностью не противоречит действующему законодательству и приказу Министерства образования Оренбургской области. Поскольку процедура принятия оспариваемых решений не нарушена, суд решил, что оснований для удовлетворения заявления Прокурора Пономаревского района не имеется.

Судебная коллегия полагает указанные выводы правильными, не противоречащими материалам дела, действующему законодательству.

Доводы апелляционного представления прокурора Пономаревского района о том, что создание экспертной комиссии по вопросам реструктуризации учреждений Пономаревского района выходит за рамки полномочий администрации муниципального образования Пономаревский район нельзя признать обоснованным. В силу ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" порядок создания комиссии по оценке последствий решения о ликвидации муниципальных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Однако на день рассмотрения заявления в суде такой порядок уполномоченным органом государственной власти Оренбургской области не утвержден, следовательно, нельзя сделать вывод то том, что Положение об экспертной комиссии по вопросам реструктуризации учреждений Пономаревского района, утвержденное постановлением администрации Пономаревского района от 10 мая 2013 г. разработано в нарушение установленного порядка и в связи с этим противоречит закону.

Доводы апелляционного представления о том, что протокол заседания экспертной комиссии от 15 июля 2013 г. не является заключением экспертной комиссии, поскольку в нем отсутствует оценка негативных последствий для детей при ликвидации учреждений, нарушения прав несовершеннолетних на дошкольное образование также не может быть принят во внимание, поскольку действующее законодательства не содержит требований к порядку принятия и форме заключения экспертной комиссии.

Доводы прокурора Пономаревского района о том, что ликвидация образовательных учреждений повлекла нарушение прав несовершеннолетних в виду того, что вновь созданные учреждения не смогут функционировать, вследствие аварийного состояния зданий, в которых располагаются эти учреждения также не влекут отмену решения суда. Материалами дела подтверждается, что все воспитанники ликвидированных дошкольных учреждений были переведены во вновь созданные учреждения, ликвидация детских садов не повлекла перерыва в посещении детьми дошкольных учреждений. Деятельность вновь созданных детских садов была приостановлена в связи с аварийностью зданий, в которых они располагаются. Таким образом, сами по себе решения о ликвидации муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1 "Теремок" и детский сад № 3 "Колокольчик" на момент их принятия не повлекли нарушения прав несовершеннолетних воспитанников на посещение детских дошкольных образовательных учреждений.

Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального и процессуального права судом применены верно.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, оснований для его отмены в соответствии с требованиями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 320 - 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия


определила:


решение Пономаревского районного суда Оренбургской области от 17 декабря 2013 г.оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Пономаревского района - без удовлетворения.