Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[Заявительница является матерью несовершеннолетней, которой согласно диагнозу установлена категория  "ребенок-инвалид". Ребенок по состоянию здоровья не может посещать дошкольные учреждения, нуждается в воспитании и обучении на дому. Мать обратилась с заявлением о назначении ей денежной компенсации затрат на воспитание и обучение ее ребенка, такая компенсация была назначена в соответствии с региональным законодательством. Вместе с тем, суд отметил, что компенсация затрат на воспитание и обучение носит заявительный характер и выплачивается не по факту установления инвалидности, а по факту обращения одного из родителей. Правовая природа денежных выплат носит компенсационный характер, то есть, по сути, направлена на возмещение понесенных расходов родителей, связанных с развитием и образованием ребенка. Действующим законодательством возможность осуществления подобных выплат за период, предшествовавшему моменту обращения, не предусмотрена.]



ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 декабря 2013 г. по делу № 33-8570/2013


Председательствующий: Ретуева О.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Лисовского В.Ю.,

судей Подвязниковой Н.А., Чеботаревой Е.А.,

при секретаре Г.,

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе С.И. на решение Центрального районного суда г. Омска от 21 октября 2013 года, которым постановлено:

"В удовлетворении требований С.И. к Министерству образования Омской области о признании факта обращения о выплате денежной компенсации затрат на воспитание и обучение ребенка-инвалида, о взыскании денежной суммы, отказать."

Заслушав доклад судьи Подвязниковой Н.А., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда


установила:


С.И. с учетом уточненных требований обратилась в суд с иском к Минобразованию Омской области о признании факта обращения о выплате денежной компенсации затрат на воспитание и обучение ребенка-инвалида и взыскании такой компенсации за период с 11.10.2008 г. по 05.02.2013 г., а также судебных расходов, ссылаясь на то, что является матерью несовершеннолетней С.М. <...> года рождения, которая в соответствии со справкой ФГУ "ГБ МСЭ по Омской области" Минтруда России, филиал Бюро № 21 от 01.02.2010 г. является инвалидом, инвалидность установлена с 01.02.2010 г. В связи с необходимостью ухода за ребенком, она была вынуждена уволиться с работы 11.10.2008 г. Ссылаясь на затягивание выдачи справки об инвалидности со стороны ФГУ "ГБ МСЭ по Омской области" Минтруда России, филиал Бюро № 21, она просила Минобразования Омской области восстановить ей срок для обращения о выплате компенсации, выплатить ей компенсацию с момента установления инвалидности, на что получила отказ. В связи с чем, полагала отказ Минобразования Омской области нарушающим ее права.

В судебном заседании С.И. требования поддержала в полном объеме.

Представитель Минобразования Омской области А. в судебном заседании иск не признала, представила письменный отзыв.

ФГУ "ГБ МСЭ по Омской области" Минтруда России, будучи надлежащим образом извещенным, в судебном заседании участия не принимало, явку представителей не обеспечило, в письменных пояснениях указало на необоснованность доводов С.И. о затягивании выдачи справки об инвалидности, а также со ссылкой на Письмо Минтруда России от 27.04.2002 г. указало, что само понятие ребенок-инвалид не предусматривает внесение в справку записи о нуждаемости в постороннем уходе.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе С.И. просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Ссылаясь на те же обстоятельства, что ею были приведены в исковом заявлении, указала, что она ранее не располагала сведениями о возможности компенсации затрат на воспитание и обучение ребенка-инвалида ввиду выведения из строя домашних средств информации ее ребенком. Также сослалась на то обстоятельство, что отказ в возмещении затрат за оспариваемый период нарушает право ее несовершеннолетнего ребенка-инвалида на надлежащее развитие.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, заслушав пояснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в определении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции при вынесении обжалуемого определения не допущено.

Статья 5 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" устанавливает государственные гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня, гражданин получает впервые.

В целях реализации права на образование граждан с отклонениями в развитии государство создает условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Дополнительные гарантии права детей-инвалидов на образование установлены Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно ст. 19 которого государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения. При невозможности обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, органы, осуществляющие управление в сфере образования, с согласия родителей (законных представителей) детей-инвалидов обеспечивают организацию обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому. Основанием для организации обучения детей-инвалидов на дому являются обращение в письменной форме их родителей (законных представителей) и заключение медицинской организации, выданное в порядке и на условиях, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку и реализацию государственной политики, и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения.

Порядок регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) детей-инвалидов на эти цели определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 г. № 861 утвержден Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели, согласно п. 8 которого родителям (законным представителям), имеющим детей-инвалидов, осуществляющим воспитание и обучение их на дому самостоятельно, органами управления образованием компенсируются затраты в размерах, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.

Таким образом, правовое регулирования механизма компенсации затрат на обучение осуществляет региональным законодательством.

Согласно п. 5 ст. 47 Закона Омской области от 04.07.2008 г. № 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" одному из родителей (законных представителей) ребенка-инвалида, воспитание и обучение которого по общеобразовательным программам осуществляется на дому, ежемесячно выплачивается денежная компенсация затрат на воспитание и обучение в размере и порядке, которые определяются Правительством Омской области.

В соответствии с указанной нормой Правительством Омской области 01.11.2006 г. принято Постановление № 132-п, которым утвержден Порядок выплаты денежной компенсации затрат на воспитание и обучение одному из родителей (законных представителей) ребенка-инвалида, воспитание и обучение которого по общеобразовательным программам осуществляется на дому.

В силу п. 1 указанного Порядка для назначения денежной компенсации затрат на воспитание и обучение одному из родителей (законных представителей) ребенка-инвалида, воспитание и обучение которого по общеобразовательным программам осуществляется на дому (далее - компенсация), родитель (законный представитель) представляет в Министерство образования Омской области следующие документы:

заявление о назначении компенсации;

копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя), его место жительства (пребывания) на территории Омской области;

копию свидетельства о рождении ребенка-инвалида;

копию акта органа опеки и попечительства об установлении опеки или попечительства над ребенком-инвалидом (в случае, если ребенок-инвалид является ребенком-сиротой, ребенком, оставшимся без попечения родителей);

копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности ребенку-инвалиду, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (далее - справка об инвалидности);

копию заключения лечебно-профилактического учреждения, являющегося основанием для организации обучения на дому ребенка-инвалида;

реквизиты банковского счета (при его наличии).

При этом в силу п. 5 одним из обязательных условий назначения компенсации является предоставление полного пакета документов, причем компенсация назначается со дня предоставления полного пакета документов.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в качестве своих доводов и возражений.

Как следует из материалов дела, С.И. является матерью несовершеннолетней С.М., <...> года рождения.

В соответствии с материалами дела и письменными пояснениями ФГУ "ГБ МСЭ по Омской области" Минтруда России, С.М. впервые была освидетельствована учреждением 31.01.2006 г. с диагнозом: болезнь Дауна. Установлена категория "ребенок-инвалид" сроком до 01.02.2008 г., разработана и выдана на руки индивидуальная программа реабилитации.

При повторном освидетельствовании 22.01.2008 г. С.М. вновь установлена категория "ребенок-инвалид" сроком до 01.02.2010 г., разработана и выдана на руки индивидуальная программа реабилитации.

При последнем освидетельствовании, прошедшем в период с 22.12.2009 г. по 01.02.2010 г., в отношении С.М. категория "ребенок-инвалид" установлена до 12.10.2023 г., также разработана и выдана на руки индивидуальная программа реабилитации.

Согласно справке БУЗ ОО "ДГП № 8" от 01.02.2013 г. С.М. по состоянию здоровья не может посещать дошкольные учреждения, нуждается в воспитании и обучении на дому.

05.02.2013 г. С.И. обратилась в М.О. области с заявлением назначении ей денежной компенсации затрат на воспитание и обучение ее ребенка, приложив к заявлению постановление врачебной комиссии, копию лицевого счета, справку МСЭ, паспорт, свидетельство о рождении, банковские реквизиты.

Распоряжением М.О. области от 21.02.2013 г. С.И. такая компенсация с 05.02.2013 г. была назначена по 12.10.2023 г.

Вместе с тем, согласно положениям Постановления Правительства О. области 01.11.2006 г. № 132-п компенсация затрат на воспитание и обучение носит заявительный характер и выплачивается не по факту установления инвалидности, а по факту обращения одного из родителей с необходимым пакетом документов. Указанное обстоятельство находится во взаимосвязи с положениями гл. 12 СК РФ. В частности, согласно ч. 1 ст. 63 СК РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. При этом согласно ст. 64 СК РФ защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.

Также судебная коллегия полагает необходимым указать, что правовая природа денежных выплат, предусмотренных указанным Постановлением Правительства Омской области, носит компенсационный характер, то есть, по сути, направлена на возмещение понесенных расходов родителей, связанных с развитием и образованием ребенка.

При изложенном, реализация права С.М. на надлежащее развитие находится исключительно во взаимосвязи с действиями ее матери С.И. и не связана с отказом Минобразования Омской области осуществить компенсационные выплаты за оспариваемый период. Причем действующим законодательством возможность осуществления подобных выплат за период, предшествовавшему моменту обращения, не предусмотрена.

При этом С.И., доказательств, препятствующих ее обращению ранее 05.02.2013 г. в материалы дела не представлено.

В приведенной связи, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании норм материального права.

Также судебная коллегия отклоняет доводы жалобы о том, что С.И. ранее не располагала сведениями о возможности компенсации затрат на воспитание и обучение ребенка-инвалида ввиду выведения из строя домашних средств информации ее ребенком, как не имеющие правового значения.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи, с чем решение суда является законным и отмене по доводам жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда


определила:


Решение Центрального районного суда г. Омска от 21 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.