Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[Прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об образовании в части организации предоставления органами местного самоуправления дополнительного образования детям. Проведенной проверкой установлено, что департаментом образования города проводятся мероприятия по оптимизации штатной численности и сети учреждений дополнительного образования детей. В рамках указанных мероприятий приняты ряд распоряжений о прекращении права оперативного управления недвижимым и движимым имуществом передаче данного имущества в иные образовательные учреждения. В нарушение действующего законодательства предварительная экспертная оценка принятых решений, несмотря на наличие признаков реорганизации образовательных учреждений дополнительного образования детей, не проводилась. Суд признал принятые решения недействительными с момента вынесения в связи с отсутствием экспертной оценки их последствий.] 



ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 2 апреля 2014 г. по делу № 33-1499/2014


Председательствующий: Сафронов М.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

председательствующего Мотрохова А.Б.,

судей Будылка А.В., Кудря Т.Л.

при секретаре М.,

рассмотрела в судебном заседании 02 апреля 2014 года

дело по апелляционному представлению прокурора города Омска на решение Центрального районного суда г. Омска от 24 декабря 2013 года, которым постановлено:

"В удовлетворении требований прокурора города Омска отказать в полном объеме.".

Заслушав доклад судьи областного суда Кудря Т.Л., прокурора Липинскую Е.Г., поддержавшую доводы представления; пояснения представителя департамента образования Администрации г. Омска Е., представителей БОУ ДОД г. Омска "Городской центр детского (юношеского) технического творчества" П.В., БОУ ДОД г. Омска "Центр детского творчества "Амурский" П.Н., БОУ ДОД г. Омска "Центр детского творчества "Созвездие" Ж., выразивших согласие с постановленным решением, судебная коллегия


установила:


Прокурор города Омска обратился в суд с иском в защиту интересов муниципального образования и неопределенного круга лиц о признании действий и решений Администрации города Омска, департамента образования Администрации города Омска, департамента имущественных отношений Администрации города Омска в отношении БОУ ДОД г. Омска "Городской центр детского (юношеского) технического творчества", направленных на изъятие недвижимого и движимого имущества, сокращение численности работников учреждения, перевод обучающихся в БОУ ДОД г. Омска "Центр детского творчества "Созвездие", "Центр развития творчества детей и юношества "Амурский", незаконными; признании незаконными действий и.о. директора БОУ ДОД г. Омска "Городской центр детского (юношеского) технического творчества" по отказу от права оперативного управления на движимое и недвижимое имущество учреждения; об обязании Администрации города Омска, департамента образования Администрации города Омска, департамента имущественных отношений Администрации города Омска устранить нарушения закона, допущенные при проведении процедуры реорганизации (ликвидации) БОУ ДОД г. Омска "Городской центр детского (юношеского) технического творчества", в том числе в части согласования с Омским городским Советом и проведения экспертной оценки последствия принятого решения.

В обоснование указал, что прокуратурой города Омска, в том числе, в связи с обращениями граждан, проведена проверка соблюдения законодательства об образовании в части организации предоставления органами местного самоуправления дополнительного образования детям. Проведенной проверкой установлено, что в целях реализации постановления Администрации города Омска от 11.01.2013 № 10-п "О мерах по совершенствованию оплаты труда работников муниципальных учреждений города Омска в 2013 году" департаментом образования Администрации города Омска проводятся мероприятия по оптимизации штатной численности и сети учреждений дополнительного образования детей. В рамках указанных мероприятий департаментом имущественных отношений Администрации города Омска по результатам рассмотрения обращений и.о. директора БОУ ДОД г. Омска "Городской центр детского (юношеского) технического творчества" (БОУ ДОД "ГЦДЮТ") П.В., согласованных с учредителем учреждения - департаментом образования Администрации города Омска, приняты ряд распоряжений о прекращении права оперативного управления недвижимым и движимым имуществом БОУ ДОД "ГЦДЮТ" и передаче данного имущества в иные образовательные учреждения - БОУ ДОД г. Омска "Центр развития творчества детей и юношества "Амурский" (БОУ ДОД "Амурский") и БОУ ДОД г. Омска "Центр детского творчества "Созвездие" (БОУ ДОД "Созвездие").

Прокурор полагал, что данные действия противоречат закону и выходят за пределы специальной правоспособности учреждения. В результате проведенных мероприятий штат работников БОУ ДОД "ГЦДЮТ" был сокращен, в БОУ ДОД "Созвездие" и "Амурский" увеличен. В нарушение действующего законодательства предварительная экспертная оценка принятых решений, несмотря на наличие признаков реорганизации образовательных учреждений дополнительного образования детей, не проводилась. Администрацией города Омска не соблюдена установленная законодательством процедура реорганизации юридических лиц: не испрошено согласие Омского городского Совета.

В судебном заседании прокуроры Сосковец И.В. и Киселева М.В. требования поддержали.

Представитель Администрации г. Омска Я. требования не признал, указал, что структурные подразделения Администрации г. Омска, а также руководители образовательных учреждений действовали в пределах их полномочий и компетенции.

Представители Департамента образования Администрации г. Омска Е., Х. требования не признали. Пояснили, что в спорной ситуации БОУ ДОД г. Омска "ГЦДЮТ" реорганизовано не было, данное юридическое лицо существует, в его штате имеются работники. Решения о ликвидации образовательного учреждения Администрацией г. Омска не принято, его дальнейшая судьба решается. Образовательные учреждения, которым было передано имущество, имеют предназначенные для осуществления образовательной деятельности лицензии. С передачей имущества в образовательных учреждениях "Созвездие" и "Амурский" открыты кружки по новым направлениям, которые комплектуются в настоящее время.

Руководитель БОУ ДОД г. Омска "Центр детского творчества "Амурский" П.Н. требования прокурора города полагала необоснованными, пояснив, что реорганизации образовательного центра не произошло, направленность деятельности центра не изменилась.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, БОУ ДОД г. Омска "Центр детского творчества "Созвездие", Омского городского Совета.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор города Омска Полубояров А.А. просит решение суда отменить, принять новое решение, иск удовлетворить. Указывает, что бюджетное образовательное учреждение не обладает правом принятия решения об отказе от права оперативного управления на закрепленное недвижимое и движимое имущество, используемое им в целях осуществления образовательной деятельности, при этом собственник имущества учреждения может распорядиться только изъятым излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом. Между тем переданное другим учреждениям имущество Центра им использовалось именно при осуществлении образовательной деятельности. Отказ и.о. директора от вещного права на муниципальное имущество незаконен, противоречит целям деятельности учреждения. Отсутствие данного имущества, работников, обучающихся свидетельствует о прекращении его фактической образовательной деятельности. Полагает, что процедура реорганизации учреждения не соблюдена. Необходима экспертная оценка изменения назначения объекта социальной инфраструктуры. Срок обращения в суд прокурором не пропущен. Прокурор вправе обратиться в суд за защитой интересов публичного образования несмотря на то, что ответчиком является его уполномоченный орган.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

Фактическим основание иска, заявленного прокурором в интересах муниципального образования, а также неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних, явились проведенные учредителем бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей города Омска "Городской центр детского (юношеского) технического творчества", а также отраслевыми органами Администрации г. Омска, руководителем бюджетного учреждения мероприятия по сокращению штата работников, прекращению права оперативного управления закрепленным за учреждением движимым и недвижимым имуществом, прекращению образовательной деятельности учреждения в нарушение установленной законодательством процедуры.

Представитель Администрации г. Омска в суде ссылался на то, что оспариваемые прокурором действия направлены на оптимизацию штатной численности и сети учреждений дополнительного образования детей в целях реализации постановления № 10-п "О мерах по совершенствованию оплаты труда работников муниципальных учреждений города Омска в 2013 году".

Как установлено судом, 13.04.2013 и 13.05.2013 состоялись заседания рабочей группы департамента образования Администрации г. Омска по оптимизации сети подведомственных учреждений дополнительного образования детей, на которых был утвержден ряд организационных мероприятий.

Согласно протоколу заседания рабочей группы от 30.05.2013 было принято, в числе прочих, поручение обеспечить сохранность и переход педагогического коллектива в БОУ ДОД г. Омска "Центр детского творчества "Созвездие" и БОУ ДОД "Центр развития творчества детей и юношества "Амурский".

В результате выполнения данных мероприятий закрепленное на праве оперативного управления за бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей города Омска "Городской центр детского (юношеского) технического творчества" муниципальное имущество: четыре нежилых здания, расположенных по адресам: <...>; <...> и <...> в г. Омске, а также движимое имущество, передано БОУ ДОД "Созвездие" и "Амурский. Приказом по учреждению от 03.06.2013 прекращена трудовая деятельность в указанных зданиях.

Работники и профсоюзный комитет были предупреждены о сокращении численности.

Распоряжением от 25.07.2013 обучающиеся из БОУ ДОД "ГЦДЮТ" были переведены в БОУ ДОД "Созвездие" и "Амурский".

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что педагоги из БОУ ДОД "Городской центр детского (юношеского) технического творчества" перешли в БОУ ДОД "Созвездие" и "Амурский", часть педагогов осталась в БОУ ДОД "Городской центр детского (юношеского) технического творчества". При этом количество учебных помещений, в частности, в БОУ ДОД "Созвездие" возросло, оба образовательных учреждения, которым было передано имущество, - БОУ ДОД "Созвездие" и БОУ ДОД "Амурский" ведут занятия для детей, сохранили ту же направленность образовательных программ. Образовательный процесс в результате совершения действий по передаче имущества, переводу детей и работников в иные образовательные учреждения, не прервался. БОУ ДОД "Городской центр детского (юношеского) технического творчества" из ЕГРЮЛ не исключено, ликвидация образовательного учреждения не планируется.

То есть, БОУ ДОД "Городской центр детского (юношеского) технического творчества" реорганизовано не было. Оснований для возложения обязанности на ответчиков согласовать реорганизацию с Омским городским Советом не имеется.

Также суд указал, что поскольку направленность деятельности все образовательные учреждения сохранили, назначение не изменили (не переданы из социальной сферы в фонд коммерческого использования и т.д.), объект социальной структуры для детей фактически не ликвидирован и не реорганизован, оснований для получения положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения в соответствии со ст. 13 ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" не требуется.

Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" в действовавшей в период возникновения спорных правоотношений редакции принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения.

Федеральным законом от 02.07.2013 № 185-ФЗ, вступившим в силу с 01.09.2013, ч. 2 ст. 13 названного закона изложена в новой редакции: "Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации государственных организаций, муниципальных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания.

Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося федеральной государственной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации федеральных государственных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, включая критерии этой оценки, порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации государственных организаций субъекта Российской Федерации, муниципальных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, включая критерии этой оценки, порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Суд первой инстанции исходил из отсутствия предусмотренных законом оснований для получения экспертной оценки последствий оспариваемых решений.

Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Судом неправильно применены нормы материального права.

Как следует из материалов дела, в результате мероприятий, обозначенных учредителем как оптимизация сети подведомственных учреждений дополнительного образования детей, БОУ ДОД "Городской центр детского (юношеского) технического творчества" фактически прекратило образовательную деятельность.

Из 30 педагогов 5 приняты в БОУ ДОД "Созвездие" и "Амурский", 3 - в другие муниципальные учреждения дополнительного образования детей, остальные уволены в связи с сокращением численности, в штате остались 5 педагогов, находящихся в отпуске по уходу за детьми.

Согласно письменному отзыву представителя Администрации г. Омска в 2012-2013 учебном году в БОУ ДОД "Городской центр детского (юношеского) технического творчества" работали 173 группы, в которых обучалось 1793 человека. На 15 ноября 2013 г. в Центрах "Амурский" и "Созвездие" укомплектовано 55 групп, в которых занимается 520 учащихся.

Таким образом, не имеется данных о выполнении предусмотренных рабочей группой департамента образования поручений об обеспечении сохранности и перехода педагогического коллектива в другие муниципальные учреждения дополнительного образования детей, а также о выполнении приказа департамента образования о переводе обучающихся БОУ ДОД "Городской центр детского (юношеского) технического творчества" в БОУ ДОД "Созвездие" и "Амурский".

Учитывая качественные изменения, последовавшие в результате фактического прекращения образовательной деятельности БОУ ДОД "Городской центр детского (юношеского) технического творчества", проведение таких мероприятий, требовало соблюдения процедуры, предусмотренной ч. 2 ст. 13 ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

Кроме того, в соответствии с ч. 11 ст. 22 ФЗ "Об образовании" № 273-ФЗ, вступившего в действие с 01.09.2013, принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.

В соответствии с Положением об оценке последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося собственностью Омской области или муниципальной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации государственных организаций Омской области, муниципальных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, такая оценка осуществляется по утвержденным критериям. Среди таких критериев, в частности, наличие в данном муниципальном образовании аналогичных объектов социальной инфраструктуры для детей, уровень востребованности объекта и пр. Решение комиссии оформляется заключением (положительным или отрицательным).

Положительное заключение выдается при отсутствии ухудшений условий для обеспечения образования, развития детей, либо при наличии возможностей устранить ухудшения указанных условий по каждому критерию оценки.

При несоблюдении указанного условия выдается отрицательное заключение.

Порядок проведения экспертной оценки в муниципальном образовании предусмотрен постановлением Главы городского самоуправления от 11.09.2011 № 357-п в редакции постановления от 24.01.2013.

Кроме того, в соответствии с решением Омского городского Совета от 16.05.2012 № 15 создание, реорганизация и ликвидация муниципальных учреждений в сфере образования осуществляется только с согласия Омского городского Совета. Такое согласие до проведения перечисленных выше мероприятий не истребовалось.

Поскольку БОУ ДОД "Городской центр детского (юношеского) технического творчества" не исключен из реестра юридических лиц, срок обращения в суд с настоящими требованиями прокурором не пропущен.

Соответствующие доводы представления признаются обоснованными.

Решение подлежит отмене с возложением обязанности устранить допущенные нарушения в части согласования принятого решения с Омским городским Советом и проведения экспертной оценки последствий принятого решения.

Учитывая, что прокурор обратился в суд в период после фактической передачи имущества и проведения иных мероприятий, в переданных зданиях ведется образовательная деятельность аналогичными образовательными учреждениями, до получения в компетентном органе оценки последствий принятого решения требования прокурора о признании незаконными решений о прекращении права оперативного управления данного учреждения и передаче движимого и недвижимого имущества БОУ ДОД "Созвездие" и "Амурский" являются преждевременными и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329, п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия


определила:


решение Центрального районного суда г. Омска от 24 декабря 2013 года отменить.

Признать незаконными действия Администрации города Омска, департамента образования Администрации города Омска, департамента имущественных отношений Администрации города Омска по прекращению деятельности бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей города Омска "Городской центр детского (юношеского) технического творчества".

Обязать Администрацию города Омска, департамент образования Администрации города Омска, департамент имущественных отношений Администрации города Омска устранить нарушения закона, допущенные при прекращении деятельности бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей города Омска "Городской центр детского (юношеского) технического творчества" в части согласования с Омским городским Советом и проведения экспертной оценки последствий принятого решения.

В остальной части иска отказать.