Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[Заявителю неправомерно не засчитали в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы по должности учителя физической культуры в учебно-воспитательном комбинате с углубленным изучением иностранных языков "Детский сад-школа", в связи с несоответствием наименования учреждения позициям списка должностей. Суд определил зачислить указанные периоды в стаж, поскольку заявитель осуществлял трудовую деятельность в должности, предусмотренной списком, на полную ставку, в режиме полного рабочего дня, с полной рабочей нагрузкой, при этом, его работа протекала в общеобразовательном учреждении для детей - школе, а учреждение, в котором работал истец в спорный период времени, при своей деятельности реализовывало программы общеобразовательного учебного заведения, действовало на основе Закона РФ "Об образовании", то есть истец, будучи преподавателем (учителем), фактически осуществлял педагогическую деятельность в общеобразовательном учреждении.]



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 января 2014 г. № 33-291/2014


Судья: Жедачевская И.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:

председательствующего судьи Котовой И.В.,

судей Зыбелевой Т.Д., Мызниковой Н.В.,

при секретаре П.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Котовой И.В.

дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда РФ № 9 по г. Москве и Московской области

на решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 01 октября 2013 года, которым постановлено:

Обязать Главное управление - ГУ ПФР № 9 по г. Москве и Московской обл. включить в специальный стаж работы К. * * периоды работы: в УВК "Детский сад-школа № 1876" с 23 * 1997 года по 27 * 2002 года, а также * дней нахождения на военных сборах по призыву с 27 * 1989 года по 21 * 1989 года, как * дней работы по специальности и обязать назначить досрочную трудовую пенсию с 28 * 2012 года,


установила:


К. обратился в суд с иском к ГУ - ГУ ПФР № 9 по г. Москве и Московской области, просил включить в подсчет его специального стажа период работ с 23.*.1997 г. по 27.*.2002 г. - по должности учителя физической культуры УВК "Детский сад-школа № 1876" и период его нахождения на военных сборах по призыву с 27.*.1989 г. по 21.*.1989 г. как 01 день нахождения на сборах за 02 дня работы, признать за ним право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" и назначить данную пенсию с момента обращения с соответствующим заявлением в пенсионные органы, в обосновании своих требований ссылаясь на то, что указанные периоды времени необоснованно были исключены пенсионными органами из подсчета его специального стажа, поскольку фактически он осуществлял педагогическую деятельность и выполнял обязанности по должности преподавателя в общеобразовательном учреждении, включение периодов нахождения на военных сборах по призыву в подсчет специального стажа было предусмотрено ранее действовавшим законодательством.

В судебном заседании К. исковые требования поддержал, представитель ГУ - ГУ ПФР № 9 по г. Москве и Московской области иск не признал, третье лицо - ГУ - Отделение ПФР по г. Москве и Московской области в суд своего представителя не направило.

Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить ГУ - ГУ ПФР № 9 по г. Москве и Московской области в части включения в подсчет специального стажа истца периода его нахождения на военных сборах как 01 день нахождения на сборах за 02 дня работы по соответствующей специальности.

ГУ - ГУ ПФР № 9 по г. Москве и Московской области на заседание судебной коллегии своего представителя не направило, о месте и времени заседания извещено (л.д. 72).

Судебная коллегия, выслушав К., представителя ГУ - Отделения ПФР по г. Москве и Московской области - Л., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что решение суда в соответствии с абзацем 2 ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ подлежит отмене в полном объеме, исходя из следующего:

В соответствии с п. 4 ч. 1 и п. п. 1, 2 ч. 2 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Неправильным применением норм материального права являются неприменение закона, подлежащего применению, и применение закона, не подлежащего применению.

При рассмотрении и разрешении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из положений пп. 10 п. 1 ст. 28 и п. 3 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в редакции до 30.*.2008 г., в то время как, в названный ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ были внесены соответствующие изменения, а именно: в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 г. № 319-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в статье 28 были признаны утратившими силу подпункты 7 - 12 пункта 1 и пункт 3; а также внесены соответствующие изменения в статью 27. Кроме того, в решении суд исходил также из положений ФЗ "О статусе военнослужащих" и Постановления Правительства РФ "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения воинской обязанности", действие которых на правоотношения в части пенсионного обеспечения по общегражданским специальностям не распространяются.

Исходя из изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене, по делу надлежит принять новое решение о частичном удовлетворении заявленных исковых требований, в связи со следующим:

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Ранее действовавшими Списками, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067 и Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, было предусмотрено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности имеют преподаватели и учителя, работающие в учреждениях образования для детей (общеобразовательных учреждениях), в том числе в школах и школах-интернатов всех типов и наименований, школах - детских садах, детских дошкольных учреждениях всех типов, в том числе в детских садах, садах-яслях, детских яслях (в начальной, основной и средней общеобразовательных школах; в образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, в том числе, в начальной школе - детском саду; в дошкольных образовательных учреждениях: детском саду, детском саду общеразвивающего вида, детском саду компенсирующего вида, детском саду присмотра и оздоровления, детском саду комбинированного вида, центре развития ребенка - детском саду).

Аналогичные позиции предусмотрены Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, а именно: при работе по должностям преподавателя и учителя в общеобразовательных учреждениях, в том числе, в школах всех наименований; в образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста: в начальной школе (школе) - детский сад; в дошкольных образовательных учреждениях: в детских садах всех наименований, центрах развития ребенка - детских садах, яслях-садах (садах-яслях), детских яслях.

В соответствии с п. 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет): общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы); гимназия; межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат); школа-интернат; детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли; техникум; колледж; училище; лицей.

Как следует из материалов дела, 28.*.2012 г. К. обратился в пенсионные органы с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В назначении досрочной трудовой пенсии по старости истцу было отказано в связи с недостаточностью специального стажа.

При этом, пенсионными органами в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", были включены периоды его работы, общей продолжительностью * лет * мес. * дн. и не был включен период работы: с 23.*.1997 г. по 27.*.2002 г. - по должности учителя физической культуры в УВК с углубленным изучением иностранных языков "Детский сад-школа № 1876", в связи с несоответствием наименования учреждения позициям Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.*.2002 г. № *, и невозможностью отнесения его к учреждениям, а также не был включен в подсчет специального стажа период 27.*.1989 г. по 21.*.1989 г. - период нахождения истца на военных сборах по призыву.

Согласно трудовой книжки К., он 01.*.1987 г. принят на должность учителя физкультуры средней школы № * Ворошиловского района г. Москвы, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 06.*.1991 г. № * и приказом МГК по народному образованию от 07.*.1991 г. № * школа № * переведена в Северо-Западное окружное управление Московского департамента образования, в соответствии с приказом № * Московского комитета образования от 06.*.1996 г. школа № * реорганизована в учебно-воспитательный комбинат с углубленным изучением иностранных языков № * "Детский сад-школа" Северо-Западного учебного округа г. Москвы; 31.*.2001 г. К. уволен в порядке перевода в среднюю школу № 1302 с углубленным изучением иностранного языка Северо-Западного округа г. Москвы; 01.*.2001 г. - принят учителем физкультуры средней школы № * с углубленным изучением иностранных языков Северо-Западного округа г. Москвы, 20.*.2011 г. - ГОУ СОШ № * переименовано в ГБОУ г. Москвы Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков № 1302.

В соответствии с разъяснениями, данными в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30, при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.

В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.

Как указывалось выше, согласно трудовой книжке истца, справке № 20 от 30.*.2012 г., архивной справке от 26.*.2013 г. № *-65, архивной справке от 16.*.2013 г. № *-8056 и следует из представленных учредительных документов, в спорный период времени - с 23.*.1997 г. по 27.*.2002 г. К. осуществлял трудовую деятельность в должности, предусмотренной Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, на полную ставку, в режиме полного рабочего дня, с полной рабочей нагрузкой, при этом, его работа протекала в общеобразовательном учреждении для детей - школе, поскольку при изменении организационно-правовой форму учреждения прежний характер профессиональной деятельности работников, а именно - педагогическая работа, не изменился.

При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о включении в подсчет специального стажа истца указанного выше периода его работы, поскольку из представленных документов усматривается, что учреждение, в котором работал истец в спорный период времени, при своей деятельности реализовывало программы общеобразовательного учебного заведения, действовало на основе Закона РФ "Об образовании", то есть истец, будучи преподавателем (учителем), фактически осуществлял педагогическую деятельность в общеобразовательном учреждении.

Также судебная коллегия полагает возможным включить в подсчет специального стажа истца период его нахождения на военных сборах в календарном исчислении, поскольку оснований для включения данного периода в подсчет его стажа в льготном исчислении как 01 день нахождения на сборах за 02 дня работы, не имеется, исходя из следующего:

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 года № 8-П и Определение от 05.11.2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими в период прохождения истцом военной службы, являлись Закон СССР от 14.07.1956 года "О государственных пенсиях" и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397.

На основании пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года № 953 Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" не применяется на территории Российской Федерации.

Служба истца в рядах Советской Армии проходила до установления нового правового урегулирования назначения досрочных трудовых пенсий работникам здравоохранения.

Согласно пункту 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности.

В силу пункта 4 данного Положения служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения и здравоохранения право на льготную пенсию.

На момент обращения истца в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в которых дает право на эту пенсию, в связи с чем период прохождения истцом службы в Вооруженных Силах СССР подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 01.11.2013 г. № 5-КГ13-118).

Кроме того, судебная коллегия учитывает, что в соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года № 590, период прохождения службы по призыву в рядах Советской Армии засчитывается в соответствующий стаж при условии, если этому периоду предшествовала работа либо следовала работа, дающая право на соответствующее пенсионное обеспечение.

Согласно трудовой книжке и приведенным выше справкам, истец был призван на военные сборы во время своей работы по должности учителя физкультуры в средней общеобразовательной школе, где продолжил работу в той же должности и после их прохождения.

Так как, с учетом суммирования включенных пенсионными органами в подсчет специального стажа истца периодов работы и периодов, включенных в рамках настоящего гражданского дела, у истца в совокупности на дату обращения в пенсионные органы, то есть на 28.*.2012 г., образуется необходимый специальный стаж (25 лет), требуемый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", - судебная коллегия приходит к выводу о признании за истцом права на досрочное пенсионное обеспечение на основании пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" с 28.*.2012 г. и обязании ответчика назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости по названному основании с указанной даты.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ судебная коллегия


определила:


Решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 01 октября 2013 года отменить, принять по делу новое решение:

Исковые требования К. * * удовлетворить частично.

Обязать ГУ - ГУ ПФР № 9 по г. Москве и Московской области включить в подсчет специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", К. * * в календарном исчислении периоды с 23.*.1997 г. по 27.*.2002 г. и с 27.02.1989 г. по 21.*.1989 г.

Обязать ГУ - ГУ ПФР № 9 по г. Москве и Московской области назначить К. досрочную трудовую пенсию по старости на основании пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" с 28.*.2012 г.*

В удовлетворении исковых требований К. * * в остальной части отказать.