Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[Педагогическому работнику при назначении пенсии из специального стажа были неправомерно исключены периоды работы в Новой альтернативной школе-центре "Лучик", и в Автономной некоммерческой образовательной организации "Учебно-воспитательный центр "Лучик", ввиду того, что наименование данных организаций не предусмотрено в списке должностей. Вместе с тем, как отметил суд, действующее законодательство с учетом изменения требований к организационно-правовым формам образовательных учреждений (организаций) не связывают возможность реализации прав, социальных гарантий и льгот педагогических работников только с такими организационно-правовыми формами; пенсия педагогическим работникам подлежит назначению в зависимости от вида осуществляемой ими деятельности, а не исключительно от правового статуса и названия учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях; основанием применения льготного исчисления стажа работы является характер и специфика трудовой деятельности, осуществление определенных трудовых функций, в данном случае функциональных обязанностей педагогического работника, с учетом целей, задач и направлений деятельности учреждений, организаций, в которых они работали.]



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 12 сентября 2013 г. по делу № 11-27996


Судья Красавина И.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.

и судей Нестеровой Е.Б., Пильгановой В.М.,

при секретаре Е.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.

дело по апелляционной жалобе ГУ - ГУ ПФР № 2 по г. Москве и Московской области на заочное решение Кунцевского районного суда города Москвы от 06 мая 2013 года, которым постановлено:

обязать ГУ - Главного Управления ПФ РФ № 2 по г. Москве и Московской области назначить Д. досрочную трудовую пенсию по старости с 29.08.2012 г.,

обязать ГУ - Главного Управления ПФ РФ № 2 по г. Москве и Московской области включить в льготный стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью периоды работы Д. в должности учителя начальных классов с 23.08.1993 г. по 31.05.1996 г. в Новой альтернативной школе-центр "Лучик", с 01.06.1996 г. по 31.10.1997 г. в Автономной некоммерческой образовательной организации "Учебно-воспитательном центре "Лучик", периоды нахождения в учебных отпусках с 11.01.1990 г. по 25.01.1990 г. и с 08.01.1991 г. по 22.01.1991 г.,


установила:


15.03.2013 Д. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главному Управлению Пенсионного Фонда РФ № 2 по г. Москве и Московской области (далее - ГУ - ГУ ПФР № 2 по г. Москве и Московской области), в котором просила обязать ответчика включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периоды ее работы в должности преподавателя начальных классов с 23.08.1993 по 31.05.1996 в Новой альтернативной школе-центр "Лучик", с 01.06.1996 по 31.10.1997 в Автономной некоммерческой образовательной организации "Учебно-воспитательный центр "Лучик", а также периоды нахождения в учебных отпусках с 11.01.1990 по 25.01.1990 и с 08.01.1991 по 22.01.1991, мотивируя обращение тем, что при назначении пенсии ответчик не включил в специальный трудовой стаж указанные периоды ее работы, в то время как специальный трудовой стаж в спорные периоды подтвержден необходимыми доказательствами.

В судебное заседание истец явилась, исковые требования поддержала.

Ответчик в судебное заседание не явился.

06.05.2013 судом постановлено приведенное выше решение в порядке заочного производства, об отмене которого просит ответчик ГУ - ГУ ПФР № 2 по г. Москве и Московской области по доводам апелляционной жалобы от 05.06.2013, подписанной представителем по доверенности П.А.И.

На основании определения от 28.08.2013 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

В заседание судебной коллегии 12.09.2013 ответчик ГУ - ГУ ПФР № 2 по г. Москве и Московской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом судебной повесткой (л.д. 64, 66), о причинах неявки не сообщил. Представитель истца Д. по доверенности П.А.В. в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражал.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что заочное решение суда подлежит отмене по основаниям п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ как постановленное с нарушением норм процессуального права.

Статьей 233 ГПК РФ установлены основания для заочного производства, которой предусмотрено, что в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства (ч. 1).

В силу ч. 1 ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

В соответствии с ч. 1 ст. 116 ГПК РФ судебная повестка, адресованная гражданину, вручается ему лично под расписку на подлежащем возврату в суд корешке повестки. Повестка, адресованная организации, вручается соответствующему должностному лицу, которое расписывается в ее получении на корешке повестки.

При таких данных, рассмотрение гражданского дела в порядке заочного производства возможно лишь в случае, когда отсутствующий ответчик был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела в порядке, установленном гл. 10 ГПК РФ.

Как следует из материалов дела, ответчик ГУ - ГУ ПФР № 2 по г. Москве и Московской области не был извещен надлежащим образом о судебном заседании 06.05.2013 в порядке, установленном гл. 10 ГПК РФ, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства направления в его адрес судебной повестки на указанную дату и сведения о ее получении ответчиком.

Между тем, при отсутствии сведений о надлежащем извещении ответчика, суд в нарушение требований ст. 233 ГПК РФ рассмотрел дело без участия ответчика в порядке заочного производства; неизвещение стороны по делу лишило ее возможности присутствовать на судебном заседании, что является нарушением права на справедливое разбирательство дела, а также свидетельствует о том, что у суда не имелось оснований рассматривать дело в порядке, установленном гл. 22 ГПК РФ; в апелляционной жалобе ответчик указывает, что оснований для назначения Д. досрочной трудовой пенсии по старости не имелось ввиду отсутствия у нее установленного законом специального трудового стажа для назначения такой пенсии.

При таких обстоятельствах судебная коллегия находит, что допущенные судом вышеназванные нарушения закона являются существенными, и приходит к выводу об отмене решения суда по основаниям п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ.

Рассматривая дело по правилам суда первой инстанции, судебная коллегия учитывает, что о судебном заседании суда апелляционной инстанции 12.09.2013 ответчик извещен надлежащим образом (л.д. 64, 66), однако не явился, о причинах неявки не сообщил.

Разрешая заявленные Д. требования к ГУ - ГУ ПФР № 2 по г. Москве и Московской области о включении периодов работы истца в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по правилам производства суда первой инстанции, судебная коллегия, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к выводу об их удовлетворении.

Согласно трудовой книжке истец Д., *** года рождения, в период с 15.08.1984 по 01.09.1992 работала учителем начальных классов в средней школе № 56 Киевского района г. Москвы; 23.08.1993 истец принята на должность преподавателя начальных классов в Новую альтернативную Школу-Центр "Лучик", 27.03.1995 переведена на должность воспитателя школы, 01.09.1995 - на должность преподавателя начальных классов, откуда 31.05.1996 уволена в порядке перевода по п. 5 ст. 29 КЗоТ РФ в Автономную некоммерческую образовательную организацию "Учебно-Воспитательный Центр "Лучик"; 01.06.1996 Д. принята в АНОО "УВЦ "Лучик" на должность преподавателя начальных классов, откуда 31.10.1997 уволена по собственному желанию по ст. 31 КЗоТ РФ; 10.01.1999 Д. принята на работу учителем начальных классов в среднюю школу № 705 СЗАО г. Москвы, 01.09.2001 переведена на должность учителя русского языка, 31.08.2004 освобождена от занимаемой должности по собственному желанию по п. 3 ст. 77 ТК РФ; с 01.09.2004 Д. принята в ГОУ средняя общеобразовательная школа № 239 на должность учителя начальных классов, где продолжала работать на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии.

Согласно диплому, выданному Д. 21.06.1991 Московским государственным заочным педагогическим институтом, в период с 1984 по 1991 она обучалась в указанном институте, ей присвоена квалификация учителя русского языка и литературы.

Как следует из материалов дела, Д. 29.08.2012 обратилась в пенсионный отдел "Можайский - Фили-Давыдково" ГУ - ГУ ПФР № 2 по Москве и Московской области с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Решением ГУ - ГУ ПФР № 2 по Москве и Московской области (протокол № 837) от 28.11.2012 в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Д. отказано в связи с отсутствием необходимого стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку такой стаж составляет 20 лет 04 месяца 16 дней.

При этом из специального стажа исключены периоды работы истца с 23.08.1993 по 31.05.1996 в Новой альтернативной школе-центре "Лучик", с 01.06.1996 по 31.10.1997 в Автономной некоммерческой образовательной организации "Учебно-воспитательный центр "Лучик", ввиду того, что наименование данных организаций не предусмотрено Списком от 29.10.2002 № 781, периоды нахождения в учебном отпуске с 11.01.1990 по 25.01.1990 и с 08.01.1991 по 22.01.1991, периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 01.09.1991 по 30.08.1992 и с 05.10.1994 по 26.03.1995, а также периоды нахождения в отпуске без сохранения содержания с 17.07.1994 по 31.08.1994, с 20.06.1995 по 31.08.1995, с 22.07.1996 по 31.08.1996, с 22.07.1997 по 31.08.1997 и 02.03.2004.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Стаж работы для назначения пенсии по указанному основанию определяется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781. Этим же Постановлением утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

В данном Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный трудовой стаж, предусмотрены должности преподавателя и воспитателя и учреждения - образовательные учреждения: школы всех наименований (п. 1.1), а также образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: начальная школа (школа) - детский сад (п. 1.7.)

В соответствии с п. 4 Правил периоды выполнявшейся до 01.09.2000 работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067 был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, действовавшие в период с 01.11.1999 до вступления в действие Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, в п. 3 которого предусмотрено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.

П. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

В Списке, утвержденном указанным Постановлением, предусмотрены должности преподавателя и воспитателя, а также учреждения (организации) в виде школ всех типов и наименований, школы - детские сады, детские дошкольные учреждения всех типов.

На основании лицензии на образовательную деятельность, выданной Московским департаментом образования сроком на 3 года по решению комиссии от 11.05.1993 № 12, Новой альтернативной школе-центре "Лучик" дано право на ведение дошкольного и начального образования в учреждении рассчитанному на контингент учащихся, не превышающий 150 чел.

Согласно Уставу Автономной некоммерческой образовательной организации "Учебно-воспитательный центр "Лучик", зарегистрированному в департаменте общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы 30.05.1996, организация преобразована в автономную некоммерческую образовательную организацию в результате реорганизации некоммерческой организации Новая альтернативная школа-центр "Лучик" и присоединения кооперативного детского комбината "Лучик"; основными целями и задачами является реализация программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего, а также дополнительного образования граждан, организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с Законом РФ "Об образовании".

30.05.1996 АНОО "УВЦ "Лучик" зарегистрировано в качестве образовательного учреждения дошкольного, общеобразовательного и дополнительного образования. 04.07.1996 АНОО "УВЦ "Лучик" выдана лицензия на образовательную деятельность Московским департаментом образования сроком до 01.06.2001 на начальное общее и дошкольное образование.

Статей 12 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", действовавшего в спорный период, установлено, что образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (ч. 1); образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций (ч. 3). Тип и вид образовательного учреждения устанавливаются учредителем (учредителями) при создании образовательного учреждения и изменяются по решению учредителя (учредителей) (п. 6). Статьей 55 указанного Закона было установлено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.

В соответствии с п. 18 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившего в силу с 01.09.2013, образовательной организацией является некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана; согласно ст. 22 образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций (ч. 1) и в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной (ч. 4); частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством РФ физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций (ч. 7); статьей 47 указанного закона, устанавливающей правовой статус педагогических работников, их права, свободы и гарантии их реализации, предусмотрено, что педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии, в том числе право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством РФ (ч. 5).

Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" (п. п. 16, 17) при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных пп. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения. Вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

При таких данных, вышеприведенные нормативные акты с учетом законодательного изменения требований к организационно-правовым формам образовательных учреждений (организаций) не связывают возможность реализации прав, социальных гарантий и льгот педагогических работников только с такими организационно-правовыми формами; пенсия педагогическим работникам подлежит назначению в зависимости от вида осуществляемой ими деятельности, а не исключительно от правового статуса и названия учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях; основанием применения льготного исчисления стажа работы является характер и специфика трудовой деятельности, осуществление определенных трудовых функций, в данном случае функциональных обязанностей педагогического работника, с учетом целей, задач и направлений деятельности учреждений, организаций, в которых они работали.

С учетом вышеизложенного, периоды работы Д. в должности преподавателя начальных классов и воспитателя школы с 23.08.1993 по 31.05.1996 в Новой альтернативной школе-центре "Лучик" и с 01.06.1996 по 31.10.1997 в Автономной некоммерческой образовательной организации "Учебно-воспитательный центр "Лучик" подлежат включению в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ (за исключением периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 05.10.1994 по 26.03.1995 и в отпуске без сохранения заработной платы с 17.07.1994 по 31.08.1994, с 20.06.1995 по 31.08.1995, с 22.07.1996 по 31.08.1996, с 22.07.1997 по 31.08.1997), поскольку в спорные периоды Д. выполняла трудовую функцию преподавателя и воспитателя в образовательном учреждении (организации) для детей.

Согласно справке Автономной некоммерческой негосударственной образовательной организации "Учебно-воспитательный комплекс "Лучик" № 2 от 20.07.2010, в периоды выполнения трудовых обязанностей педагогическая нагрузка Д. составила 20 и более часов в неделю. При этом в соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 периоды выполнявшейся до 01.09.2000 работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).

Периоды нахождения истца в отпуске без сохранения заработной платы с 17.07.1994 по 31.08.1994, с 20.06.1995 по 31.08.1995, с 22.07.1996 по 31.08.1996, с 22.07.1997 по 31.08.1997, а также периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 05.10.1994 по 26.03.1995, указанные в справке работодателя № 2 от 20.07.2010 и исключенные ответчиком по решению от 28.11.2012, оформленному протоколом № 837, включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии не подлежат на основании п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, которыми установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, а также на основании ст. 256 Трудового Кодекса РФ и ст. 167 КЗоТ РСФСР в редакции Закона РФ от 25.09.1992 № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР", действовавшего в спорный период.

В то же время требования Д. о включении в специальный трудовой стаж периода нахождения в учебных отпусках с 11.01.1990 по 25.01.1990 и с 08.01.1991 по 22.01.1991 основаны на положениях ст. 173 Трудового Кодекса РФ, ст. 196 КЗоТ РСФСР, действовавшей в указанный период, устанавливающих гарантии работникам, совмещающим работу с обучением в соответствующих учебных заведениях, а также п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, согласно которому в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала или непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Поскольку Д. с 1984 по 1991 годы обучалась в педагогическом учебном заведении в период работы учителем начальных классов в средней школе № 56 Киевского района г. Москвы, то требования о включении в специальный стаж периода нахождения в учебных отпусках с 11.01.1990 по 25.01.1990 и с 08.01.1991 по 22.01.1991 подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия


определила:


заочное решение Кунцевского районного суда города Москвы от 06 мая 2013 года отменить,

обязать ГУ - Главное управление Пенсионного фонда РФ № 2 по г. Москве и Московской области включить в подсчет стажа работы, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Д. периоды нахождения в учебном отпуске с 11.01.1990 по 25.01.1990, с 08.01.1991 по 22.01.1991 и периоды работы в Новой альтернативной школе-центр "Лучик" с 23.08.1993 по 31.05.1996, в Автономной некоммерческой образовательной организации "Учебно-воспитательный центр "Лучик" с 01.06.1996 по 31.10.1997 за исключением периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы и по уходу за ребенком с 17.07.1994 по 31.08.1994, с 05.10.1994 по 26.03.1995, с 20.06.1995 по 31.08.1995, с 22.07.1996 по 31.08.1996 и с 22.07.1997 по 31.08.1997.