Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[Тот факт, что вуз не обновлял ежегодно образовательные программы, по которым ведется образовательная деятельность, не свидетельствует о нарушении лицензионных требований. Законодатель, установив обязанность учебного заведения осуществлять ежегодное обновление образовательных программ, определил дифференциацию такого обновления: в части состава дисциплин (модулей), и (или) содержания рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программ учебной и производственной практики, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии. При этом, законодатель не установил, что в обязательном порядке содержание всех рабочих программ, входящих в состав основной образовательной программы подлежат ежегодному обновлению. Специалисты вуза, всесторонне и в полном объеме изучив программу, могут прийти к выводу о полной ее актуальности и отсутствии необходимости в ее обновлении. В данном случае программу также следует считать обновленной.] 




МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 14 февраля 2014 г. по делу № 7-368/2014


Судья: Ларин А.А.

Судья Московского городского суда А.С. Андриясова, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника С. на постановление судьи Гагаринского районного суда г. Москвы от 12 декабря 2013 года, которым

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "***" признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000,00 рублей


установил:


31 октября 2013 г. Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки проведена внеплановая выездная проверки в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "***" (***) и составлен протокол № 243 ВП/Л/№-19.20.3 по факту выявленных нарушений ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в Гагаринский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.

Защитник *** С. обратился в суд жалобой на постановление судьи, в которой просил постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В судебном заседании защитник С. поддержал доводы жалобы.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения защитника С., изучив доводы жалобы, нахожу обжалуемое постановление Гагаринского районного суда г. Москвы подлежащим отмене.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с п. 7 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

В соответствии с п. 7.1 Приказа Минобрнауки РФ от 18.11.2009 № 636 (ред. от 31.05.2011 г.) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) "магистр"), зарегистрировано в Минюсте РФ 16.12.2009 № 15653 образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.

Принимая решение о виновности *** в нарушении вышеуказанных и иных нормативных положений и совершении административного правонарушения, судьей не было учтено следующее.

Согласно протоколу об административном правонарушении № 243ВП/Л/№-19.20.3 от 31.10.2013 г., допущенные *** нарушения законодательства в сфере образования выразились в том, что лицензиат на начало 2013-2014 учебного года не обновил ряд рабочих программ учебных дисциплин. А именно: до начала учебного года 2013-2014 год не обновлены рабочие программы: "Методы исследования в менеджменте", "Современный стратегический анализ", "Корпоративные финансы", "Теория организации и организационное поведение", "Основы управления проектом", "Философия и методология науки", "МСФО анализ отчетности", "Аудит", "Стратегический финансовый менеджмент, финансовые стратегии, финансовое прогнозирование", "Иностранный язык", для направления подготовки 080200 "Менеджмент", а также рабочие программы учебных дисциплин: "Информационные технологии в бурении", "Техника и технологии строительства скважин" для направления подготовки 131000 "Нефтегазовое дело". Указанные рабочие программы, как установлено судьей районного суда, были утверждены первым проректором по учебной работе в 2011 году, за исключением рабочей программы "Иностранный язык", утвержденной в 2012 г. и не подвергались обновлению.

Нарушения, допущенные ***, квалифицированы по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, диспозицией которой предусматривается административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

С таким выводом судьи согласиться нельзя.

Согласно п. 39 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образовании (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением правительства Российской Федерации от 14.02.2008 г. № 71 организация образовательного процесса в высшем учебном заведении по основным образовательным программам высшего профессионального образования регламентируется расписанием занятий и образовательной программой.

Основная образовательная программа включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии, которая разрабатывается и утверждается высшим учебным заведением самостоятельно с учетом требований рынка труда на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерных образовательных программ, разработку которых осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела *** осуществляет деятельность на основании Лицензии на право ведения образовательной деятельности от 10.08.2011 г., регистрационный № ***, имеет Свидетельство о государственной аккредитации № *** от 08.07.2013 г. сроком действия до 08.07.2019 г.

Основные образовательные программы высшего профессионального образования 0800200 "Менеджмент", 131000 "Нефтегазовое дело" были утверждены первым проректором по учебной работе 31.08.2013 г.

Согласно выписке из протокола № 7 от 27.05.2013 г. заседания кафедры философии и социально-политических технологий было принято решения оставить без изменений программу "Философия и методология науки" (направление подготовки: 080200 "Менеджмент").

Согласно выписке из протокола № 12 от 25.06.2013 г. заседания Учебно-методической комиссии факультета экономики и управления *** было принято решение о нецелесообразности обновления рабочих программ: "Методы исследования в менеджменте", "Современный стратегический анализ", "Корпоративные финансы", "Теория организации и организационное поведение", "Основы управления проектом", "МСФО анализ отчетности", "Аудит", "Стратегический финансовый менеджмент, финансовые стратегии, финансовое прогнозирование", "Иностранный язык", для направления подготовки 080200 "Менеджмент".

Согласно выписке из протокола № 13 от 21.03.2013 г. заседания кафедры бурения нефтяных и газовых скважин было постановлено не обновлять рабочие программы дисциплин "Информационные технологии в бурении", "Техника и технологии строительства скважин" для направления подготовки 131000 "Нефтегазовое дело".

Абзацем 4 п. 39 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образовании (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 г. № 71 установлено, что высшее учебное заведение ежегодно обновляет основные образовательные программы (в части состава дисциплин (модулей), установленных высшим учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программ учебной и производственной практики, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

Таким образом, суд приходит к выводу, что законодатель, установив обязанность учебного заведения осуществлять ежегодное обновление образовательных программ, определил дифференциацию такого обновления: в части состава дисциплин (модулей), и (или) содержания рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программ учебной и производственной практики, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии. При этом, законодатель не установил, что в обязательном порядке содержание всех рабочих программ, входящих в состав основной образовательной программы подлежат ежегодному обновлению.

Согласно разъяснению Председателя Координационного Совета УМО и НИС высшей школы от 27.12.2013 г. решения о внесении изменений в образовательную программу может принимать кафедра, ведущая данную дисциплину, в необходимых случаях выпускающая кафедра или методический совет по образовательной программе (при его наличии в вузе). Специалисты вуза, всесторонне и в полном объеме изучив ООП, могут прийти к выводу о полной ее актуальности и отсутствии необходимости в ее обновлении. В данном случае ООП также следует считать обновленной. Для подтверждения проведенного анализа образовательной программы в таком случае необходимо приобщать к ООП заключения соответствующих специалистов. Ни один нормативно-правовой документ не устанавливает (и не устанавливал) необходимость утверждать в целом основную образовательную программу при обновлении ее части.

Учитывая изложенное, прихожу к выводу, что наличие утвержденных 31.08.2013 г. уполномоченным должностным лицом учебного заведения основных образовательных программ по направлениям подготовки 131000 "Нефтегазовое дело", 080200 "Менеджмент" и наличие заключений заседаний кафедр, ведущих учебные дисциплины, заключения Учебно-методической комиссии факультета экономики и управления *** об отсутствии необходимости обновлять рабочие программы по ряду дисциплин, входящих в основные образовательные программы исключает юридическую квалификацию действий *** по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

Таким образом, судьей районного суда дана неверная юридическая оценка содеянному и сделан ошибочный вывод о наличии в действиях *** состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Поскольку в действиях *** отсутствует состав вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, постановление судьи подлежит отмене, производство по делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья


решил:


Постановление судьи Гагаринского районного суда г. Москвы от 12 декабря 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении юридического лица Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "***" - отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья

Московского городского суда

А.С.АНДРИЯСОВА