Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[Установлен факт нарушений ответчиком требований санитарного законодательства при осуществлении образовательной деятельности муниципальной средней школой, в частности, уровень искусственной освещенности в учебных помещениях начальных классов, кабинете математики и спортивном зале не соответствует нормативу. Неоднократно школе выдавались предписания устранить нарушения. Школа неоднократно обращалась в отдел образования с заявлением о выделении денежных средств, однако до настоящего времени нарушения не устранены. Суд определил, что обязанность по финансированию данных расходов лежит на администрации муниципального района в случае недостаточности у муниципального бюджетного образовательного учреждения денежных средств для осуществления указанных действий. Такая обязанность возлагается на администрацию непосредственно как на учредителя, собственника имущества, а также органа, осуществляющего организацию предоставления образования, финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением.]



ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 апреля 2014 г. по делу № 33-951/2014


Судья: Смагина В.Г.

Докладчик: Федосова Н.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего Игнатенковой Т.А.

судей Федосовой Н.Н., Маншилиной Е.И.

при секретаре К.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке апелляционную жалобу ответчика администрации Грязинского муниципального района Липецкой области на решение Грязинского городского суда Липецкой области от 12 февраля 2014 года, которым постановлено:

"Признать бездействие Муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя школа № ФИО3 муниципального района незаконными.

Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя школа № ФИО3 муниципального района, расположенное по адресу г. ФИО1 <адрес> обеспечить уровень искусственной освещенности в учебных помещениях начальных классов, кабинете математики, в спортивном зале в соответствии с п. 7.2.1 и п. 7.2.4 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" в срок до 1 августа 2014 г.

В случае недостаточности у Муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя школа № ФИО3 муниципального района денежных средств для осуществления вышеуказанных действий обязать Администрацию Грязинского муниципального района Липецкой области профинансировать совершение указанных действий <данные изъяты>

Заслушав доклад судьи Федосовой Н.Н., судебная коллегия


установила:


Главный государственный санитарный врач по Грязинскому, Добринскому, Усманскому районам Липецкой области обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению средняя школа № ФИО3 муниципального района, Администрации Грязинского муниципального района о признании действий противоправными в отношении неопределенного круга лиц, обязать школу обеспечить необходимые уровни искусственной освещенности в учебных помещениях начальных классов, кабинете математики и спортивном зале в срок до 01.08.2014 г., а в случае отсутствия у школы денежных средств, обязать администрацию Грязинского района осуществить финансирование, указывая, что в ходе проверки было установлено, что уровни искусственной освещенности на учебных столах в учебном кабинете математики, трех учебных кабинетах для начальных классов и в спортивном зале в 1,5-2 раза ниже минимально допустимых значений, что является нарушением требований санитарного эпидемиологического благополучия населения. Неоднократно школе выдавались предписания устранить нарушения. Школа неоднократно обращалась в отдел образования с заявлением о выделении денежных средств, однако до настоящего времени нарушения не устранены.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.

Ответчик администрация Грязинского муниципального района Липецкой области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в части возложения обязанности на администрацию Грязинского муниципального района профинансировать в случаи недостаточности у Муниципального бюджетного дошкольного учреждения средняя школа № ФИО3 муниципального района денежных средств для исполнения решения суда, ссылаясь на не правильное применение судом норм материального права.

Выслушав представителя ответчика администрации Грязинского муниципального района Липецкой области З., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив апелляционную жалобу в пределах ее доводов, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.

Ст. 1 ФЗ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Согласно ст. 11 данного закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

В соответствии с ч. 1 п. 5 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации", подлежащим применению к настоящим правоотношениям, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно ст. 28 данного закона - к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся в том числе: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации (ч. 3 п. 2, 3, 15).

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 6 п. 2).

Судом установлено, что юридическое лицо МБОУ СОШ № г. ФИО1 области зарегистрировано в Межрайонной ИФНС № 1 по Липецкой области ИНН № от 11.12.1998 года.

В ходе проведения плановой проверки в отношении МБОУ СОШ № г. ФИО1 с 13 февраля 2012 г. по 29 февраля 2012 г. с целью осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением требований санитарного законодательства при осуществлении своей деятельности, должностным лицом территориального отдела управления Роспотребнадзора по Липецкой области был выявлен ряд нарушений, в том числе: уровни искусственной освещенности на учебных столах в учебном кабинете математики, трех учебных кабинетах для начальных классов и в спортивном зале в 1,5-2 раза ниже минимально допустимых значений (протокол результатов измерений искусственной освещенности № 43 от 13.02.2012 г.), что является нарушением пунктов 7.2.1. и 7.2.4. 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

По итогам данной поверки 29 февраля 2012 года выдано предписание, в п. 5. предписывалось - обеспечить уровни искусственной освещенности на учебных столах в учебных помещениях для начальных классов, кабинете математики и в спортивном зале в соответствии с требованиями пункта 7.2.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 и пунктов 33, 41 таблицы 2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 в срок до 15.08.2012 г.

Контрольной проверкой исполнения предписания 20.08.2012 г. было установлено, что пункт 5 вышеуказанного предписания не выполнен. В связи с этим 20.08.2012 г. был области ФИО1 А.В. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 составлен протокол об административном правонарушении по ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ в отношении директора МБОУ СОШ № г. ФИО1 области ФИО1 А.В.

21.08.2012 г. было выдано повторное предписание по обеспечению уровней искусственной освещенности на учебных столах в учебных помещениях начальных классов, кабинете математики и в спортивном зале в соответствии с требованиями в срок до 01.08.2013 г.

Постановлением от 17.10.2013 г. и.о. мирового судьи Грязинского судебного участка № Липецкой области директор МБОУ СОШ № г. ФИО1 А.В. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

25 октября 2013 года мировой судья Грязинского судебного участка № вынес постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица МБОУ СОШ № г. ФИО1 за отсутствием состава административного правонарушения.

До момента обращения в суд с настоящим иском, нарушения не устранены.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 утверждены СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

П. 7.2.1., 7.2.4. предусмотрено, что во всех помещениях общеобразовательного учреждения обеспечиваются уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий. В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах - 300-500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования - 500 лк, в кабинетах информатики на столах - 300-500 лк, на классной доске 300-500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) - 200 лк, в рекреациях (на полу) - 150 лк. При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради - освещенность на столах обучающихся должна быть не ниже 300 лк.

Факт выявленных нарушений требований санитарного законодательства при осуществлении образовательной деятельности, представитель ответчика МБОУ СОШ № г. ФИО1 ФИО1 А.В. в судебном заседании признал.

При таких обстоятельствах, неисполнение ответчиком МБОУ СОШ № г. ФИО1 требований санитарного законодательства, предусмотренных пунктами 7.2.1. и 7.2.4. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие учеников школы и учителей, свидетельствует о невыполнении прямо предусмотренных требований законодательства.

Одной из основной задач школы является создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья. Нахождение учащихся во время образовательного процесса в условиях недостаточной искусственной освещенности является одной из причин снижения остроты зрения у школьников.

Исходя из изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования в части возложения обязанностей на МБОУ СОШ № г. ФИО1.

В указанной части решение суда не оспаривается и судебная коллегия не находит оснований для выхода за пределы доводов жалобы.

Ответчик администрация Грязинского муниципального района Липецкой области в жалобе просит отменить решение суда в части возложения обязанности на администрацию Грязинского муниципального района профинансировать в случаи недостаточности у Муниципального бюджетного дошкольного учреждения средняя школа № Грязинского муниципального района денежных средств для исполнения решения суда, ссылаясь на то, что оснований для их привлечения в качестве субсидиарного ответчика по обязательствам возникшим у Муниципального бюджетного дошкольного учреждения средняя школа № Грязинского муниципального района нет, поскольку денежные средства были заложены в бюджет, школа не возражала против исполнения требований самостоятельно.

Суд, ссылаясь в решении на нормы Закона РФ "Об образовании" от 10.07.1992 года № 3266-1 не учел, что данный закон утратил силу с 01.09.2013 года в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", который подлежит применению в настоящих правоотношениях, однако исходя из характера рассматриваемых правоотношений указанное обстоятельство не повлияло на обоснованность решения.

Доводы жалобы о том, что на администрацию Грязинского муниципального района Липецкой области возложена субсидиарная ответственность, необоснованно применены п. 1 ст. 399 ГК РФ, 120 ГК РФ, являются не состоятельными.

Суд, ссылаясь в решении на ст. 120 ГК РФ, указал лишь, что характеристикой учреждения как юридического лица является то, что его деятельность финансируется собственником его имущества.

Согласно ч. 2 ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

В соответствие с ФЗ от 08 мая 2010 года № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" положения абз. 6 п. 2 ст. 120 ГК РФ в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до 01 января 2011 года.

Однако, судом первой инстанции положения ч. 2 ст. 120 ГК РФ в новой редакции при рассмотрении спора не применялись.

Возлагая на администрацию Грязинского муниципального района Липецкой области в случае недостаточности у Муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя школа № Грязинского муниципального района денежных средств для осуществления указанных в решении действий профинансировать совершение указанных действий <, суд исходил из финансового положения образовательного учреждения и порядка его финансирования, а также обязательств администрации как учредителя обеспечивать содержание здания и сооружений школы, осуществлять финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, в том числе с учетом содержания недвижимого имущества.

В данном случае на администрацию Грязинского муниципального района Липецкой области ответственности по каким-либо обязательствам бюджетного учреждения- школы № Грязинского муниципального района в порядке субсидиарной ответственности возложено не было, обязанность возложена исходя из взаимоотношений непосредственно ответчиков, которые регулируются действующим законодательством.

Как следует из ст. 9.2 ФЗ № 7 от 12.01.1996 года "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная муниципальным образованием для оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов местного самоуправления в сфере образования.

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Порядок формирования (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются: местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.

Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом).

Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом.

Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

Согласно Уставу МБОУ СОШ № г. ФИО1 Грязинского муниципального района, утвержденного начальником отдела образования администрации ФИО3 муниципального района Липецкой области от 11.07.2011 г. № - школа является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением.

Учредителем МБОУ является администрация Грязинского муниципального района Липецкой области в лице отдела образования администрации Грязинского муниципального района Липецкой области (п. 1.8 Устава).

МБОУ самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс и лицевой счет, открытый в установленном порядке, печать установленного образца и штамп (п. 1.12 Устава).

Учредитель обеспечивает содержание здания и сооружений школы, обустройство прилегающих к ней территории. Учредитель получает ежегодный отчет от школы о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств (п. 5.1Устава).

Собственником имущества школы является муниципальное образование - Грязинский муниципальный район (п. 6.2).

Школа самостоятельно осуществляет финансово -хозяйственную деятельность. Школа имеет самостоятельный баланс и лицевой счет в Управлении финансов администрации Грязинского муниципального района (п. 6.8).

Источниками формирования имущества школы в денежной и иных формах являются регулярные и единовременные поступления от Учредителя, добровольные имущественные взносы и пожертвования, другие, не запрещенные законом поступления (п. 6.9).

Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за школой Учредителем ... (п. 6.10).

Как следует из жалобы Постановлением администрации Грязинского муниципального района № от 17.10.2011 года "О порядке составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности муниципальных бюджетных и автономных учреждений, находящихся в ведении администрации Грязинского муниципального района" план финансово-хозяйственной деятельности СБУ составляется учреждением на этапе формирования бюджета на очередной финансовый год и плановый период в рублях с точностью до двух знаков после запятой. Денежные средства на выполнение указанных действий заложены.

Указанные доводы подтверждают обоснованность вывода суда о том, что обязанность по финансированию на администрацию Грязинского муниципального района Липецкой области возложена в случае недостаточности у Муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя школа № Грязинского муниципального района денежных средств для осуществления указанных в решении действий и непосредственно как на учредителя, собственника имущества, а также органа осуществляющего организацию предоставления образования, финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением.

Возложение судом обязанности на администрацию, не нарушает их прав и законных интересов.

Таким образом, рассмотрев жалобу в пределах ее доводов, судебная коллегия не усматривает оснований для ее удовлетворения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия


определила:


Решение Грязинского городского суда Липецкой области от 12 февраля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика администрации Грязинского муниципального района Липецкой области без удовлетворения.