Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[В детском саду отсутствует медицинское обслуживание воспитанников, врач и медицинская сестра не осуществляют свою деятельность. Из материалов дела следует, что в учреждении имеется медицинский кабинет, что подтверждается техническим паспортом, однако по договору с городской больницей сотрудники данного медицинского учреждения осуществляют медицинское обслуживание воспитанников дошкольного учреждения в амбулаторно-поликлиническом подразделении (детской поликлинике), а не помещении детского сада, что противоречит законодательству. Суд обязал учреждение здравоохранения осуществлять обслуживание воспитанников дошкольного учреждения, которое в свою очередь должно предоставить помещение для работы медицинского персонала.]



ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 октября 2013 г. № 33-4854/2013


Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего: Кошелевой И.Л.,

судей: Переверзиной Е.Б., Ночевника С.Г.,

с участием прокурора Гавриловой Е.В.,

при секретаре: Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению и.о. Гатчинского городского прокурора Ленинградской области Грищук И.А. на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 15 августа 2013 года по гражданскому делу №, которым в удовлетворении исковых требований Гатчинскому городскому прокурору Ленинградской области к МБУЗ "ГЦРКБ", МБДОУ "Детский сад № 12 компенсирующего вида", администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области об обязании обеспечить помещение для работы медицинских работников отказано.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Переверзиной Е.Б., заключение прокурора, объяснения заведующей МБДОУ "Детский сад № 12 компенсирующего вида" И.В., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда


установила:


Гатчинский городской прокурор Ленинградской области обратился в Гатчинский городской суд Ленинградской области с иском, с учетом принятых судом изменений, к МБУЗ "ГЦРКБ" об обязании обеспечить медицинское обслуживание воспитанников МБДОУ "Детский сад № 12 компенсирующего вида" по месту нахождения, обязать МБДОУ "Детский сад № 12 компенсирующего вида" предоставить МБУЗ "ГЦРКБ" помещение для работы медицинских работников.

В обоснование своих требований указал, что в ходе проведенной проверки было установлено, что МБДОУ "Детский сад № 12 компенсирующего вида" отсутствует медицинское обслуживание воспитанников, врач и медицинская сестра не осуществляют свою деятельность. МБУЗ "ГЦРКБ" не обеспечило МБДОУ "Детский сад № 12 компенсирующего вида" медицинским обслуживанием, а МБДОУ "Детский сад № 12 компенсирующего вида" не обеспечило МБУЗ "ГЦРКБ" помещением для работы медицинских сотрудников.

Прокурор исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика МБУЗ "ГЦРКБ" - Н. против удовлетворения исковых требований возражал.

Представитель ответчика МБДОУ "Детский сад № 12 компенсирующего вида" - И.Л. против удовлетворения исковых требований возражала.

Представитель ответчика администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области - М. полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 15 августа 2013 года в удовлетворении исковых требований Гатчинскому городскому прокурору Ленинградской области к МБУЗ "ГЦРКБ", МБДОУ "Детский сад № 12 компенсирующего вида", администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области об обязании обеспечить помещение для работы медицинских работников отказано.

Не согласившись с законностью и обоснованностью вынесенного по делу решения и.о. Гатчинского городского прокурора Ленинградской области Грищук И.А. подал апелляционное представление.

В обоснование апелляционного представления указывает то, что детский сад является самостоятельным юридическим лицом и на него возложена обязанность в соответствии с законодательством, подготовить помещение для работы медицинского персонала.

Судом первой инстанции не было рассмотрено требование об обязании организовать медицинское обслуживание воспитанников по месту нахождения детского сада.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, МБДОУ "Детский сад № 12 компенсирующего вида" является дошкольным учреждением, создающим условия для реализации гарантированного права гражданам РФ на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группах компенсирующей направленности в разном сочетании.

Проведенной Гатчинской городской прокуратурой проверкой установлено, что в детском саду отсутствует медицинское обслуживание воспитанников, врач и медицинская сестра не осуществляют свою деятельность.

Согласно ст. 24 "Конвенции о правах ребенка" государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения. Государства-участники добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи.

В соответствии с п. п. 1 - 3 ст. 32, ст. 51 Закона РФ "Об образовании" № 3266-1 от 10 июля 1992 года (действовавшего на момент рассмотрения дела) образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса в пределах, установленных законодательством РФ, а также Уставом образовательного учреждения.

К компетенции образовательного учреждения относится создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения.

В соответствии с ч. 4 ст. 51 Закона "Об образовании" (действующего на момент рассмотрения дела) медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения, а образовательное учреждение предоставляет соответствующее помещение.

Подобное указание содержится в п. 23 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011 года № 2562.

Из договора на организацию медицинского обслуживания воспитанников в МБДОУ "Детский сад № 12 компенсирующего вида" от <...>, заключенного между МБДОУ "Детский сад № 12 компенсирующего вида" и МБУЗ "Гатчинская центральная районная клиническая больница", усматривается, что сотрудники данного медицинского учреждения осуществляют медицинское обслуживание воспитанников дошкольного учреждения в амбулаторно-поликлиническом подразделении (детской поликлинике), а не помещении детского сада, что противоречит положениям закона РФ "Об образовании" № 3266-1 от 10 июля 1992 года (действовавшего на момент рассмотрения дела), так и положениям Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", действующим с 1 сентября 2013 года.

Согласно п. 4.21 СанПиН 2.4.1.3049-13 в существующих дошкольных образовательных организациях допускается наличие помещений медицинского назначения (медицинский блок) в соответствии с проектами, по которым они были построены.

Из материалов дела следует, что в учреждении имеется медицинский кабинет площадью 10,5 кв. м, что подтверждается техническим паспортом.

На основании изложенного, требование прокурора об обязании муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Гатчинская центральная районная клиническая больница" обеспечить медицинское обслуживание воспитанников муниципального бюджетного дошкольного учреждения "Детский сад № 12 компенсирующего вида" подлежит удовлетворению.

Отказывая в иске прокурору, суд первой инстанции пришел к выводу, что истец, в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представил доказательств, что ответчики не подготовили документы для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности в учреждении.

Судебная коллегия не соглашается с указанным выводом суда по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.

Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности)...

В силу п. 46 ст. 12 указанного Закона медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Согласно п. 5 ст. 3 данного Закона соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии.

В соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 года № 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", одним из лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), является наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям.

Получение лицензии носит заявительный характер, так как требует волеизъявления соискателя лицензии.

В настоящем случае необходимо учитывать, что получение лицензии МБДОУ "Детский сад № 12 компенсирующего вида" будет важно при исполнении решения суда.

Согласно ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Требований об обязании ответчиков подготовить документы для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности, прокурором не заявлялось.

Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда


определила:


решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 15 августа 2013 года отменить.

Исковые требования Гатчинского городского прокурора, заявленного в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Гатчинская центральная районная клиническая больница" обеспечить медицинское обслуживание воспитанников муниципального бюджетного дошкольного учреждения "Детский сад № 12 компенсирующего вида".

Обязать муниципальное бюджетное дошкольное учреждение "Детский сад № 12 компенсирующего вида" предоставить муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Гатчинская центральная районная клиническая больница" помещение для работы медицинских работников.