Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[Преподаватель русского языка и литературы в государственном автономном образовательном учреждении среднего профессионального образования обратилась с заявлением о постановке на учет ее и членов ее семьи (пять человек), как нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также постановке ее на учет на первоочередное предоставление жилья по договору социального найма в соответствии с законодательством об образовании. Вместе с тем, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для обязания органа местного самоуправления предоставить благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке, заключив договор социального найма, поскольку государственные полномочия по обеспечению педагогических работников жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма органам местного самоуправления не передавались. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств; реализация переданных полномочий подконтрольна государству. И в этом случае применяется порядок предоставления жилья, установленный Жилищным кодексом РФ, если иное не установлено специальным законом, предусматривающим предоставление жилья в социальный наем той или иной категории граждан.]



ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 30 апреля 2014 г. № 33-2147/2014


Судья Петров Р.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Горбатовой Л.В.,

судей Григорьевой Н.М., Пучковой Л.В.,

с участием прокурора Гавриловой Е.В.,

при секретаре Я.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Н.И., Н.Н., Н.Я. на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 05 марта 2014 года, которым отказано в удовлетворении заявления Выборгского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов Н.И., Н.Н., Н.Я. к администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области и Правительству Ленинградской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке, заключив договор социального найма.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Пучковой Л.В., объяснения Н.Н., Н.И., действующей также в интересах Н.Я., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области С., представителя Правительства Ленинградской области К., заключение представителя Ленинградской областной прокуратуры Гавриловой Е.В., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда


установила:


Выборгский городской прокурор обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области в защиту прав, свобод и законных интересов Н.И., Н.Н., Н.Я. с иском к администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области и Правительству Ленинградской области, в котором просил обязать администрацию МО "Выборгский район" Ленинградской области предоставить за счет средств Правительства Ленинградской области в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу Н.И., Н.Н., Н.Я. благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке, заключив договор социального найма.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что постановлением главы администрации МО "Выборгский район Ленинградской области" от 29 июня 2000 года № 1161 Н.И. в составе семьи пять человек поставлена на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как проживающая в общежитии. Указанное общежитие предоставлено Н.И. в связи с работой в должности преподавателя русского языка и литературы в Выборгском политехническом колледже "Александровский".

Постановлением главы администрации МО "Выборгский район Ленинградской области" от 04 августа 2008 года № 331 разделена очередь Н.И. между членами ее семьи.

Поскольку Н.И. является педагогическим работником с 1996 года, осуществляет свою трудовую деятельность в <адрес>, вместе с членами семьи состоит на учете в качестве нуждающихся, имеет льготу п. 33.13 Правил (работник ГОРОНО) и до настоящего времени не обеспечена жилым помещением, Выборгский городской прокурор, ссылаясь на положения статей 49, 52 и 57 Жилищного кодекса РФ, п. 6 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре", просил защиты нарушенных жилищных прав Н-вых в судебном порядке по избранному способу.

Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 05 марта 2014 года постановлено отказать в удовлетворении заявления Выборгского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов Н.И., Н.Н., Н.Я. к администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области и Правительству Ленинградской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке, заключив договор социального найма.

В апелляционной жалобе Н.И., Н.Н., Н.Я. просят решение суда первой инстанции отменить. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывают на неприменение судом закона, подлежащего применению, а именно, п. 6 ч. 5 ст. 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", устанавливающей право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма. Податели жалобы считают, что поскольку в соответствии со ст. 13 Жилищного кодекса РФ обязанность по принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления жилых помещений указанной категории граждан в качестве меры их социальной поддержки, возлагается на субъекты РФ, которым не принято нормативного правового акта по данному вопросу, следовательно, субъект РФ обязан решать вопрос об обеспечении таких граждан жильем за счет собственного жилищного фонда (л.д. 99 - 101).

В суде апелляционной инстанции Н.Н., Н.И., действующая также в интересах Н.Я., поддержали доводы апелляционной жалобы.

Представитель администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области С., представитель Правительства Ленинградской области К. против удовлетворения апелляционной жалобы возражали.

Представитель Ленинградской областной прокуратуры Гаврилова Е.В. полагала решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Н.И. работает в должности преподавателя русского языка и литературы в государственном автономном образовательном учреждении среднего профессионального образования Ленинградской области Выборгский политехнический колледж "Александровский" с 27 ноября 1996 года по настоящее время (л.д. 35).

13 июня 2000 года Н.И. обратилась с заявлением в администрацию МО "Выборгский район Ленинградской области" о постановке на учет ее и членов ее семьи (пять человек), как нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с переселением из Узбекистана и проживанием в общежитии, а также постановке ее на учет на первоочередное предоставление жилья по договору социального найма в соответствии с п. 5 ст. 55 Закона "Об образовании".

Постановлением главы администрации МО "Выборгский район Ленинградской области" от 29 июня 2000 года № 1161 Н.И. в составе семьи пять человек поставлена на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как проживающая в общежитии, имеющая льготу п. 33.13 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в Ленинградской области (работник ГОРОНО) (л.д. 36 - 37).

Впоследствии Н.И. обратилась с заявлением к ответчику о включении в очередь на улучшение жилищных условий ее внуков Ж. и Я.А. (л.д. 40).

Постановлением главы администрации МО "Выборгский район Ленинградской области" от 04 августа 2008 года № 331 "О постановке на учет и снятии с учета по улучшению жилищных условий жителей <адрес>, включению в очередь детей" очередь Н.И. разделена между членами ее семьи. Н.И., составом семьи 3 человека: она, муж - Н.Н., дочь - Н.Я. присвоен номер очереди <данные изъяты> (л.д. 45 - 47).

До настоящего времени Н.И. и двое членов ее семьи проживают в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>, в квартире, состоящей из 2-х комнат, площадью 34,4 кв. м.

До настоящего времени Н.И. и члены ее семьи не обеспечены жильем.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 49, 57 Жилищного кодекса РФ, исходил из того, что Жилищным кодексом РФ не предусмотрен порядок предоставления жилья такой категории граждан, как педагогические работники, и пришел к выводу об отказе в иске.

Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции соглашается.

Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.

Частью 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.

Пунктом 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании" было предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на первоочередное предоставление жилой площади.

Вместе с тем, Жилищный кодекс РФ, действующий с 01 марта 2005 года, не содержит такого понятия как "первоочередное предоставление жилой площади" и не предусматривает наличие такого права у педагогических работников.

Жилищным кодексом РФ предусмотрен только внеочередной порядок предоставления жилья по договорам социального найма для отдельной категории граждан. Круг таких лиц определен в п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ. Педагогические работники в этом перечне не указаны.

Пунктом 8 ст. 5 Жилищного кодекса РФ установлен приоритет Жилищного кодекса РФ перед другими федеральными законами при регулировании жилищных отношений.

Следовательно, с 01 марта 2005 года у педагогических работников отсутствует право на получение жилья из муниципального жилищного фонда по договору социального найма, если при этом не стоит вопрос о предоставлении жилья как малоимущему гражданину.

Пунктом 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Согласно ч. 3 и 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Категориям граждан, указанным в ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Таким образом, по общему правилу жилые помещения предоставляются "иным указанным в законе категориям граждан" в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ. Однако федеральный закон, указ Президента Российской Федерации или закон субъекта Российской Федерации, определяя, что та или иная категория граждан может получать жилье в социальный наем, вводя дополнительные основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, может установить и иной порядок предоставления жилых помещений.

Иным указанным в законе категориям граждан может предоставляться и муниципальное жилье, но только в том случае, если орган местного самоуправления наделен соответствующими полномочиями.

Это указание, содержащееся в ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, базируется на конституционном положении: органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств; реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ч. 2 ст. 132 Конституции РФ). И в этом случае применяется порядок предоставления жилья, установленный Жилищным кодексом РФ, если иное не установлено специальным законом, предусматривающим предоставление жилья в социальный наем той или иной категории граждан.

Из действующего законодательства и материалов дела усматривается, что государственные полномочия по обеспечению педагогических работников жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма органам местного самоуправления, в том числе администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области, не передавались.

При таких данных, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда, полагая, что его выводы основаны на законе и соответствуют материалам дела.

Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения и которые в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ являются основанием для отмены решения суда в любом случае, не установлено.

Апелляционная жалоба не содержит ссылок на обстоятельства, которые не являлись предметом исследования суда или опровергали бы его выводы.

Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда


определила:


решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 05 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Н.И., Н.Н., Н.Я. - без удовлетворения.