Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[В связи с несвоевременной подачей призывником заявления о замене военной службы альтернативной гражданской службой призывная комиссия отказала в удовлетворении его просьбы. Суд отметил, что с даты итоговой государственной аттестации и получения диплома о высшем профессиональном образовании и до издания приказа ректора учебного заведения об отчислении из ВУЗа, выпускник формально имеет статус студента на период предоставленных каникул, но при этом право на получение высшего профессионального образования уже реализовал, следовательно, задача отсрочки от призыва на военную службу в связи с обучением в ВУЗе достигнута, и срок действия отсрочки прекращается получением диплома.] 



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 4 декабря 2013 г. № 33-18611/2013


Судья: Лозовой Д.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующего Стаховой Т.М.

судей Ильичевой Е.В., Чуфистова И.В.

при секретаре К.Г.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело № 2-9304/2013 по апелляционной жалобе К.М. на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 03 сентября 2013 года о, постановленное по заявлению К.М. о признании незаконным решения призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан РФ, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга МО "Черная речка" от 28 мая 2013 года об отказе в замене военной службы альтернативной гражданской службой.

Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения заявителя К.М., его представителей К.А. и С., представителя призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга МО "Черная речка" и Военного комиссариата <адрес> - В., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда


установила:


К.М. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга МО "Черная речка" от 28 мая 2013 года об отказе в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу. В качестве мер по восстановлению нарушенного права заявитель просил суд отменить указанное решение.

По мнению заявителя, решение призывной комиссии от 28 мая 2013 года о замене военной службы альтернативной гражданской службой противоречит Федеральному закону от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе", нарушает его права, гарантированные Конституцией РФ, поскольку лишают его права иметь убеждения, препятствующие прохождению военной службы. Как полагает К.М., он не нарушил срок подачи заявления, поскольку с учетом предоставленных каникул с 1 июля 2013 года по 31 августа 2013 года и фактического окончания обучения 31 августа 2013 года, подлежит призыву в осенний призыв с 1 октября 2013 года. Следовательно, заявление о замене военной службы альтернативной гражданской службой должно быть подано до 1 апреля 2013 года, что и сделано заявителем 30 марта 2013 года.

Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 3 сентября 2013 года отказано в удовлетворении заявления.

В апелляционной жалобе заявитель просит решение отменить, ссылаясь на неправильное определение судом предмета спора, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

В судебном заседании заявитель К.М. и его представители К.А. и С. просили апелляционную жалобу удовлетворить и, отменив решение суда первой инстанции, заявление удовлетворить.

Представитель заинтересованных лиц - призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга МО "Черная речка" и Военного комиссариата г. Санкт-Петербурга В., полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Судебная коллегия, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.

К.М. поставлен на воинский учет Военным комиссариатом г. Санкт-Петербурга по Приморскому району 06 марта 2006 года. В соответствии с. п. п. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон "О воинской обязанности и военной службе") решением призывной комиссии от 17 декабря 2007 года заявителю предоставлена отсрочка от призыва на военную службу сроком до июля 2013 года (л.д. 26).

3 апреля 2013 года на имя начальника Военного комиссариата г. Санкт-Петербурга по Приморскому району поступило заявление К.М. о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Указанное заявление сдано К.М. в отделение почтовой связи 30 марта 2013 года (л.д. <...>).

Согласно выписке из протокола № <...> от 28 мая 2013 года заседания призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан РФ, проживающих на территории внутригородского муниципального образования МО "Черная речка", К.М. отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой ввиду нарушения срока подачи заявления (л.д. <...>).

Отказывая в удовлетворении заявления, суд указал, что К.М. пропущен установленный законом срок на подачу заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Поскольку заявитель подлежал призыву на военную службу в осенний период 2013 года, то заявление о замене военной службы альтернативной гражданской службой должно быть подано заявителем в призывную комиссию до 1 апреля 2013 года, однако фактически поступило почтовой связью только 3 апреля 2013 года.

С данными выводами суда согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе".

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона "Об альтернативной гражданской службе" альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Согласно п. 1 ст. 11 указанного Закона граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки:

до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года;

до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.

Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях.

Из материалов личного дела призывника усматривается, что решением призывной комиссии от 17 декабря 2007 года К.М. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до июля 2013 года, в связи с обучением в <...> <...> (<...>).

В соответствии с п. "а" ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам специалиста, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалиста.

Граждане, которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ (в редакции от 2 июля 2013 года) "О воинской обязанности и военной службе" до дня вступления в силу Федерального закона от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", пользуются указанной отсрочкой до истечения срока ее действия или до прекращения основания ее предоставления (ч. 2 ст. 163 указанного Закона), - настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2013 года, за исключением положений, для которых установлен иной срок.

Как указывает К.М., в связи с изменением законодательства об образовании срок обучения увеличен до 6 лет и, с учетом летних каникул, оканчивается 31 августа 2013 года, что подтверждается представленными в материалы дела справками из <...> от 25 мая 2013 и 03 июня 2013 года, где датой окончания обучения заявителя указано 31 августа 2013 года.

С учетом изложенного, заявитель считает продленной отсрочку от призыва на военную службу до 31 августа 2013 года в силу положений вышеприведенной ч. 2 ст. 163 Федерального закона от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

Такие доводы заявителя не являются состоятельными.

В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 года № 71, после прохождения итоговой аттестации студенту по его личному заявлению могут быть предоставлены в пределах срока освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования каникулы, по окончании которых производится отчисление из состава студентов.

Согласно позиции Министерства образования и науки РФ, изложенной в письме от 13 июля 2011 года, предоставленная на период обучения отсрочка с учетом предоставления студенту каникул по его заявлению после прохождения итоговой аттестации продолжает действовать до 31 августа, то есть до истечения нормативного срока освоения образовательных программ в ВУЗе.

По мнению судебной коллегии, установленное Законом "О воинской обязанности и военной службе" право граждан на отсрочку от призыва на военную службу на период обучения с одной стороны - обеспечивает реализацию гражданами, подлежащими призыву на военную службу, конституционного права на освоение выбранной образовательной программы, с другой стороны - не изменяет и не отменяет исполнение ими обязанности по несению военной службы.

В силу п. 47 Типового положения итоговая аттестация выпускника высшего учебного заведения является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме.

В соответствии с п. 48 Типового положения лицам, прошедшим итоговую государственную аттестацию, выдаются документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, заверяемые печатью высшего учебного заведения (дипломы).

Таким образом, с даты итоговой государственной аттестации и получения диплома о высшем профессиональном образовании и до издания приказа ректора учебного заведения об отчислении из ВУЗа, К.М. формально имеет статус студента на период предоставленных каникул, но при этом право на получение высшего профессионального образования уже реализовал, следовательно, задача отсрочки от призыва на военную службу в связи с обучением в ВУЗе достигнута, и срок действия отсрочки прекращается получением диплома.

Между тем, ни суду первой инстанции, ни призывной комиссии заявитель не сообщил дату получения диплома о высшем профессиональном образовании и не представил копию такого документа в подтверждение довода о фактическом окончании срока обучения 31 августа 2013 года.

Частью 6 ст. 163 Федерального закона от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" не предусмотрена возможность автоматического продления срока отсрочки от призыва на военную службу, предоставленной гражданам до 1 сентября 2013 года, до дня прекращения основания ее предоставления, т.е. до получения диплома об образовании. Напротив, приведенной нормой права срок окончания отсрочки от призыва на военную службу поставлен в зависимость от истечения срока ее действия или прекращения основания ее предоставления.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" решение вопроса о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу на период очной формы обучения в ВУЗе, отнесено к исключительной компетенции призывной комиссии.

В копии личного дела призывника, имеющейся в гражданском деле, решения призывной комиссии о продлении заявителю срока отсрочки от призыва, в том числе на период последипломных каникул, не имеется. С заявлением о продлении отсрочки от призыва или предоставлении такой отсрочки на период с даты окончания отсрочки, т.е. с 1 июля 2013 года по 31 августа 2013 года, заявитель в призывную комиссию не обращался.

При указанных обстоятельствах, принимая 28 мая 2013 года оспариваемое решение об отказе в замене военной службы альтернативной гражданской, призывная комиссия обоснованно исходила из того, что срок отсрочки от призыва для К.М. закончится 30 июня 2013 года, следовательно, в период с 1 по 15 июля 2013 года он подлежит призыву на военную службу на общих основаниях (ч. 1 ст. 25 Закона "О воинской обязанности и военной службе"; Указ Президента РФ от 29 марта 2013 года № 302 "О призыве в апреле - июле 2013 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву").

Следовательно, срок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой для К.М. истек 1 октября 2012 года, поскольку подлежал призыву на военную службу в апреле - июне 2013 года (п. 1 ст. 11 Закона "Об альтернативной гражданской службе"). Вместе с тем заявление подано К.М. 30 апреля 2013 года, то есть с пропуском срока, установленного приведенным положением Закона.

В соответствии с п. 4 ст. 12 Закона "Об альтернативной гражданской службе" гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые статьей 11 настоящего Федерального закона и Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определение Конституционного Суда РФ от 17 октября 2006 года № 447-О, статья 11 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего законодательства, закрепляющая обязанность гражданина довести до сведения призывной комиссии, иного уполномоченного органа, а также суда доводы о наличии у него убеждений или вероисповедания, которые противоречат несению военной службы, не может рассматриваться как устанавливающая такие сроки обращения гражданина с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, которые в случае их пропуска по уважительным причинам не могли бы быть восстановлены судом или иным правоприменительным органом.

Ходатайство о восстановлении пропущенного срока К.М. не заявлено, доказательств наличия каких-либо уважительных причин пропуска срока на подачу заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, не приведено. Неправильное толкование и применение действующего законодательства при исчислении указанного срока, не может расцениваться в качестве уважительной причины его пропуска.

Изложенные обстоятельства позволяют судебной коллегии считать правомерным отказ призывной комиссии в удовлетворении заявления К.М. о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, в связи с пропуском заявителем без уважительных причин срока на подачу указанного заявления.

Доводы апелляционной жалобы о нарушении призывной комиссией порядка рассмотрения заявления К.М., не являются обоснованными и не влекут отмену по существу правильного решения суда первой инстанции.

Так, согласно п. 1 ст. 12 Закона "Об альтернативной гражданской службе", заявление гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой рассматривается на заседании призывной комиссии только в его присутствии. О времени и месте проведения заседания призывной комиссии гражданин извещается заблаговременно.

Пунктом 3 указанного Закона установлено, что по итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.

Заключение (решение) призывной комиссии должно быть вынесено (принято) в месячный срок со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат, установленный п. 1 ст. 11 настоящего Федерального закона.

Таким образом, в связи с пропуском заявителем срока на подачу заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой призывная комиссия не связана месячным сроком на вынесение решения.

Решение об отказе в удовлетворении заявления по мотиву пропуска срока на его подачу, оформлено в виде выписки из протокола № <...> от 28 мая 2013 года заседания призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан РФ, проживающих на территории внутригородского муниципального образования МО "Черная речка" соответствует вышеприведенным нормам права и опровергает доводы апелляционной жалобы о том, что в выписке из протокола заседания призывной комиссии не указано основание, в соответствии с которым заявителю отказано в его просьбе, в связи с чем оспариваемое решение немотивированно.

На основании изложенного, разрешая заявление К.М., суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение призывной комиссии является правомерным, а неправильное исчисление окончания для К.М. срока подачи заявления не привело к принятию незаконного судебного акта. В связи с этим решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 3 сентября 2013 года не подлежит отмене.

Руководствуясь п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,


определила:


Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 3 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.