Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[Статьей 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" программы начального профессионального образования приравнены к программам среднего профессионального образования – подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Закон не имеет обратной силы, программы начального профессионального образования, реализованные до момента его вступления в силу не приравниваются к программам СПО. В выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается время (не более пяти лет) их обучения до поступления на службу по очной форме в образовательных учреждениях по основным образовательным программам среднего профессионального образования или высшего профессионального образования при условии завершения освоения этих образовательных программ, прохождения итоговой государственной аттестации и получения диплома государственного образца о соответствующем уровне образования, исчисляемое из расчета два месяца учебы за один месяц службы. В списке учреждений и программ, дающих право на досрочное назначение пенсии по выслуге лет сотрудникам органов внутренних дел, не указаны программы начального профессионального образования.] 



КУРГАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 марта 2014 г. по делу № 33-851/2014


Судья Рыбалова С.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи - председательствующего Бурматовой Н.В.

судей Клепчи С.Н., Черновой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 25 марта 2014 года гражданское дело по иску Б. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области о перерасчете выслуги лет, назначении пенсии по выслуге лет,

по апелляционной жалобе Б. на решение Курганского городского суда Курганской области от 17 декабря 2013 года, которым постановлено:

"В удовлетворении исковых требований к УМВД России по Курганской области о признании отказа в назначении пенсии незаконным, обязании включить в стаж, дающий право на назначение пенсии по выслуге, периода обучения, назначении пенсии с 04.09.2013, отказать".

Заслушав доклад судьи областного суда Бурматовой Н.В., объяснения Б., его представителя М., представителя УМВД России по Курганской области Р., судебная коллегия


установила:


Б. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области (далее - УМВД России по Курганской области) о перерасчете выслуги лет, назначении пенсии по выслуге лет.

В обоснование заявленных требований указал, что проходил службу в органах внутренних дел с декабря 1982 года по октябрь 1999 года, стаж службы составляет 16 лет 10 месяцев 19 дней. Кроме того, с октября 1980 года по октябрь 1982 года проходил военную службу по призыву, стаж которой составляет 2 года 0 месяцев 13 дней. С 01.09.1977 по 11.07.1980 он проходил обучение в среднем профессионально-техническом училище, получил среднее профессиональное образование по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих) - тракторист-машинист широкого профиля с умением выполнять работы слесаря ремонтника и водителя автомобиля. Согласно ч. 1 ст. 108 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" начальное профессиональное образование соответствует среднему профессиональному образованию по программе подготовки квалифицированных рабочих. Полагал, что в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в стаж его службы подлежит включению период обучения в исчислении 1 год 04 месяца 05 дней. Таким образом, его общий стаж составляет 20 лет 03 месяца 07 дней, он имеет право на назначение пенсии за выслугу лет. 02.09.2013 обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, но получил отказ.

На основании изложенного просил признать отказ УМВД России по Курганской области в назначении ему пенсии за выслугу лет незаконным, обязать ответчика включить в его стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, период обучения по очной форме в образовательном учреждении по основным обязательным программам среднего профессионального образования из расчета два месяца учебы за один месяц службы, то есть 1 год 04 месяца 05 дней, обязать ответчика назначить пенсию с момента обращения 04.09.2013.

Истец Б. и его представитель в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивали, поддержали доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика УМВД России по Курганской области в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, указав, что Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" не регулирует вопросы пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел, оснований для включения в выслугу лет истца периода получения им начального профессионального образования не имеется.

Представитель третьего лица МОП МВД России "Юргамышский" в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Б. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы вновь приводит доводы, изложенные ранее в суде первой инстанции. Также указывает, что судом не приняты во внимание п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941, ч. 1 ст. 108 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Считает, что указанный Федеральный закон устранил само понятие "начальное профессиональное образование" не с 01.09.2013, а придав закону обратную силу, установил, что любое аналогичное образование, полученное в любое время, в том числе и до 01.09.2013, считается средним.

В суде апелляционной инстанции истец Б., его представитель доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, представитель ответчика с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, считая его законным.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица МОП МВД России "Юргамышский", извещен о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о причинах неявки суд не уведомил, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса (далее - ГПК РФ) судебная коллегия, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела усматривается, что истец Б. проходил службу в Советской Армии с по, в органах внутренних дел с по.

Приказом УВД Курганской области от за совершение проступка, порочащего честь сотрудника милиции, и нарушение п. 3.24 приказа МВД России от Б. был уволен из органов внутренних дел (л.д. 35-36).

На служба в органах внутренних дел истца составила 16 лет 10 месяцев 19 дней, военная служба по призыву - 1 год 11 месяцев 24 дня, общая выслуга лет в календарном исчислении на дату увольнения составила 18 лет 10 месяцев 13 дней.

Согласно представленной истцом в материалы дела копии диплома Б. 01.09.1977 поступил и 11.07.1980 окончил полный курс среднего профессионально-технического училища по профессии тракторист-машинист широкого профиля с умением выполнять работы слесаря ремонтника и водителя автомобиля (л.д. 14).

05.09.2013 Б. обратился в УМВД России по Курганской области с заявлением о назначении пенсии, указав, что, учитывая положения ст. 108 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", период его обучения с 01.09.1977 по 11.07.1980 в среднем профессионально-техническом училище должен быть засчитан в выслугу лет в исчислении 1 год 04 месяца 05 дней (л.д. 40-41).

Письмом от истцу было разъяснено, что оснований для назначения ему пенсии по линии прохождения службы в органах внутренних дел не имеется, поскольку действие норм Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на него не распространяется (л.д. 39).

Суд первой инстанции, при рассмотрении спора, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, указав, что правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по включению в выслугу лет периода получения начального профессионального образования не имеется, соответственно не имеется оснований для назначения истцу пенсии по выслуге лет, так продолжительность срока службы составляет менее 20 лет.

Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции соответствующим как требованиям закона, так и обстоятельствам дела.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (ст. 7 ч. 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч. 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление правил исчисления пенсий, к компетенции законодателя (ст. 39 ч. 2).

В соответствии со ст. 70 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей и стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 38 приведенного Федерального закона стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел в целях назначения пенсии за выслугу лет исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включается, в том числе время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органы внутренних дел по основным образовательным программам среднего профессионального или высшего образования по очной форме при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы.

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотрены Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

В соответствии с п. "а" ст. 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" действие данного Закона распространяется на лиц, проходивших службу в органах внутренних дел.

Ст. 18 указанного Закона Российской Федерации предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с п. "а" ст. 13 засчитывается помимо службы на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, и иные периоды, к числу которых относится время учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, Правительство Российской Федерации в Постановлении от 22.09.1993 № 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" также предусмотрело исчисление выслуги лет для сотрудников органов внутренних дел с учетом времени их обучения до поступления на службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы (абзац 2 п. 2). В действующей редакции пункта 2 названного Постановления данное правило распространяется на сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу до 01.01.2012 (абзац 4).

Таким образом, в выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел, поступившим на службу до 01.01.2012 мог быть включен период обучения в средних специальных образовательных учреждениях.

В выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается время (не более пяти лет) их обучения до поступления на службу по очной форме в образовательных учреждениях по основным образовательным программам среднего профессионального образования или высшего профессионального образования при условии завершения освоения этих образовательных программ, прохождения итоговой государственной аттестации и получения диплома государственного образца о соответствующем уровне образования, исчисляемое из расчета два месяца учебы за один месяц службы, - в отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу с 01.01.2012.

В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", действовавшей на дату увольнения истца со службы в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел засчитывалось время обучения до поступления на службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы.

Из дела видно, что истец Б. в период с 01.09.1977 по 11.07.1980 окончил полный курс среднего профессионально-технического училища по профессии тракторист-машинист широкого профиля с умением выполнять работы слесаря ремонтника и водителя автомобиля.

Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.1994 № 650, действовавшего в период обучения истца и на дату его увольнения со службы в органах внутренних дел (признано утратившим силу Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 521), профессионально-технические училища относились к учреждениям начального профессионального образования, осуществляли реализацию образовательных программ начального профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии соответствующего уровня квалификации с получением или без получения среднего (полного) общего образования.

Право определять перечень образовательных учреждений, время обучения в которых до поступления на службу засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы лицам, имеющим право на пенсионное обеспечение на условиях и по нормам, предусмотренным приведенными выше законодательными актами, предоставлено Правительству Российской Федерации.

В рамках исполнения своих дискреционных полномочий Правительством Российской Федерации установлен перечень таких образовательных учреждений профессионального образования, среди которых учреждения начального профессионального образования не указаны.

Поэтому вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований Б. о включении в выслугу лет периода обучения в профессионально-техническом училище является обоснованным.

Ссылки истца Б. и его представителя, в том числе в апелляционной жалобе, на положения ст. 108 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в соответствии с которой начальное профессиональное образование приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), не могут быть приняты во внимание, поскольку приведенный Федеральный закон регулирует общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее - отношения в сфере образования), устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования, а вопросы, которые урегулированы в статье 108 отражают процедурные аспекты, направленные на решение задач поэтапного введения в действие отдельных инструментов и элементов системы образования. Таким образом, приведенная выше ст. 108 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" вопросы пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел не регулирует и не является основанием для включения оспариваемого истцом периода в выслугу лет и назначения ему пенсии по выслуге лет.

Судебная коллегия находит, что разрешая спор, суд, дал правовую оценку всем установленным по делу фактическим обстоятельствам дела в совокупности с представленными сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательствами. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, основаны на неправильном толковании норм материального права. Решение суда законно, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия


определила:


решение Курганского городского суда Курганской области от 17 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.