Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[Педагогу сельской местности, проработавшему на селе более 10 лет и вышедшему на пенсию в связи с увольнением из образовательного учреждения, предоставлялись меры социальной поддержки в форме ежемесячной денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг, данная компенсация выплачивалась истице с учетом постоянно проживающего с ней супруга. Педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) гарантировано право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Это право не предполагает какого-либо ограничения ни размерами занимаемой жилой площади, ни нормативами потребления коммунальных услуг. Не установлено ограничений в предоставлении мер социальной поддержки в зависимости от способа отопления жилого помещения и видов используемого на эти цели топлива. Таким образом, истец имеет право на компенсацию оплаты за электроотопление (теплоснабжение) всего занимаемого жилого помещения в полном объеме без учета нормативов потребления и с учетом совместно проживающих членов семьи.]



КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 3 февраля 2014 г. по делу № 33-179


Судья Тележкина О.Д.

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Никулинской Н.Ф.,

судей Лукоянова А.Н. и Ворониной М.В.,

при секретаре П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу директора Областного государственного казенного учреждения "Центр социальных выплат" К. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 21 октября 2013 года по гражданскому делу по иску В. к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области и ОГКУ "ЦСВ" о предоставлении меры социальной поддержки в виде освобождения от платы за электроотопление (теплоснабжение) в полном объеме без учета нормы и норматива потребления, которым выплаченная В. ОГКУ "ЦСВ" компенсация в возмещение затрат на оплату освещения и теплоснабжения (электроэнергия) за период с ноября 2012 года по май 2013 года в сумме <данные изъяты> признана выплаченной в соответствии с требованиями законодательства, ОГКУ "ЦСВ" обязано с 01.10.2013 г. предоставлять В. меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации оплаты за электроотопление (теплоснабжение) всего занимаемого жилого помещения в полном объеме без учета нормативов потребления и с учетом совместно проживающих членов семьи; в удовлетворении исковых требований В. к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области отказано; с ОГКУ "ЦСВ" в пользу В. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.

Заслушав доклад судьи Лукоянова А.Н., выслушав объяснения истицы В., судебная коллегия


установила:


В. обратилась в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области (далее - Департамент) и Областному государственному казенному учреждению "Центр социальных выплат" (далее - ОГКУ "ЦСВ") о предоставлении меры социальной поддержки, мотивируя свои требования тем, что до 2006 года она пользовалась мерой социальной поддержки в виде освобождения от уплаты за электроотопление и освещение в полном объеме, поскольку работала учителем в средней общеобразовательной школе и проживала в сельской местности. Положениями Конституции РФ, Федерального закона "Об образовании", Постановлениями Совета Министров СССР от 10.02.1948 г. № 246, от 13.10.1960 г. № 1087, от 04.05.1971 г. № 255 ей гарантируется бесплатное отопление независимо от того, каким топливом обогревается помещение. С 01.10.2007 г. данная мера социальной поддержки в нарушение статьи 4 Закона Костромской области от 05.06.2006 г. № 31-4-ЗКО необоснованно предоставлялась в пределах норматива 485 кВт на нее и 485 кВт на мужа. В соответствии с положениями Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" при замене льгот мерами социальной поддержки условия их предоставления не могут быть ухудшены. В <данные изъяты> года В. ушла на пенсию и до июня 2013 года пользовалась данной мерой социальной поддержки. Однако с июня 2013 года меры социальной поддержки ей предоставляются без учета доли супруга. По факту ее обращений в Департамент и к Уполномоченному по правам человека ей были даны ответы о том, что меры социальной поддержки положены только ей, а на супруга они не распространяются, так как она неработающий сельский специалист.

Истица просила признать незаконными действия Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области по отмене установленных законом выплат, не считать выплаченную денежную компенсацию за период с ноября 2012 года по май 2013 года в сумме <данные изъяты> излишне выплаченной, предоставить ей с 01 октября 2013 года меру социальной поддержки в виде освобождения от уплаты за электроотопление (теплоснабжение) в полном объеме без учета нормы и нормативов потребления, обязать ОГКУ "ЦСВ" предоставлять ей меры социальной поддержки в полном объеме.

В ходе рассмотрения дела В. исковые требования уточнила, просила признать денежную компенсацию, выплаченную за период с ноября 2012 года по май 2013 года, выплаченной в соответствии с требованиями законодательства, обязать ответчика предоставить ей меру социальной поддержки в виде выплаты компенсации за электроотопление (теплоснабжение) в полном объеме фактических затрат без учета нормы и нормативов потребления с 01 октября 2013 года, остальные исковые требования не поддержала, просила взыскать с ответчика в ее пользу расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.

Свердловским районным судом г. Костромы постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе директор ОГКУ "ЦСВ" просил решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая в обоснование, что в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ изменился принцип установления системы мер социальной поддержки льготных категорий граждан, к которым относятся и педагогические работники. Считает, что предоставление В., как бывшему педагогическому работнику меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации оплаты за электроотопление (теплоснабжение) всего занимаемого жилого помещения в полном объеме без учета нормативов потребления и с учетом совместно проживающих членов семьи с 01.10.2013 г. противоречит действующему законодательству. Отмечает, что с 01.09.2013 г. утратила силу статья 3 Федерального закона от 29.12.2010 г. "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона РФ "Об образовании", в соответствии с которой был установлен запрет на снижение в нормативных правовых актах субъектов РФ, принимаемых во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" объема мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности. Полагает, что по смыслу статьи 55 Закона РФ "Об образовании" и положений ныне действующего Федерального закона "Об образовании в РФ" право на получение перечисленных льгот предоставлено только работающим педагогам, в данных законах не содержится норм, устанавливающих самостоятельное право членов семьи педагога на льготы. Ссылаясь на пункт 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ, пункт 4 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г., Общероссийский классификатор услуг населению, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 г. № 163, полагает, что коммунальная услуга "электроотопление" не определена как отдельная коммунальная услуга и не включена в плату за коммунальные услуги. Следовательно, услуга "электроотопление" входит в составляющую услуги "электроснабжение" и является ее неотъемлемой частью. В связи с тем, что предоставление мер социальной поддержки на электроснабжение предусматривается законом в пределах нормативов потребления, ежемесячная компенсация за услугу "электроснабжение", включающую электроэнергию на работу электробытовых приборов, нужды освещения и электроотопления, выплачивалась В. изначально в соответствии с действующим законодательством, не ущемляя ее права, не ухудшая условия предоставления мер социальной поддержки и не сокращая объема их предоставления. Кроме того, ссылается на Постановление Правительства РФ от 26.10.2013 г. № 963.

В возражениях на апелляционную жалобу В. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В заседании суда апелляционной инстанции истица В. возражала против удовлетворения жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела и установлено судом, В. с ДД.ММ.ГГГГ являлась получателем пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, с ДД.ММ.ГГГГ она переведена на пенсию по старости на общих основаниях (л.д. 31).

Как педагогу сельской местности, проработавшему на селе более 10 лет и вышедшему на пенсию в связи с увольнением из образовательного учреждения, В. предоставлялись меры социальной поддержки в форме ежемесячной денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг, данная компенсация выплачивалась истице с учетом постоянно проживающего с ней супруга.

ОГКУ "ЦСВ" (далее - Центр) был произведен анализ предоставляемых В. мер социальной поддержки, по результатам которого установлено, что В. ДД.ММ.ГГГГ уволена из образовательного учреждения, что расценено Центром как основание для сохранения права на выплату мер социальной поддержки только непосредственно за самой истицей без учета проживающего с ней супруга. В этой связи произведен перерасчет выплат, произведенных за период потребления с ноября 2012 года по май 2013 года, по результатам которого установлено, что меры социальной поддержки предоставлены В. вперед на сумму <данные изъяты> руб. (общая сумма компенсации, предоставленной за указанный период <данные изъяты> руб.). Ввиду этого с августа 2013 года выплаты временно приостановлены (л.д. 13, 14 - 15, 16 - 17, 38 - 40).

В соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 3 Закона Костромской области от 05.06.2006 г. № 31-4-ЗКО "О мерах социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности" (далее - Закон) право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом имеют педагогические работники государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Костромской области, муниципальных образовательных учреждений (пункт 7 части 1). Право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом имеют члены семьи, постоянно проживающие с гражданами, указанными в части 1 настоящей статьи: супруг (супруга), дети, родители обоих супругов, а также лица, находящиеся на их иждивении (часть 2). Меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг сохраняются за лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, вышедшими на пенсию, при условии, что они проработали в соответствующих организациях в сельской местности и городских поселках (поселках городского типа) не менее десяти лет и проживают там (часть 4).

В силу части 2 статьи 4 Закона для категорий граждан, указанных в пункте 7 части 1 статьи 3 настоящего Закона, устанавливаются следующие меры социальной поддержки:

1) ежемесячная денежная компенсация в размере 100 процентов на оплату жилого помещения без учета нормы предоставления площади жилого помещения;

2) ежемесячная денежная компенсация в размере 100 процентов на оплату за следующие коммунальные услуги:

а) электроснабжение в пределах нормативов потребления, утверждаемых исполнительным органом государственной власти Костромской области в сфере государственного регулирования тарифов;

б) отопление жилого помещения (теплоснабжение) без учета нормы предоставления площади жилого помещения и нормативов потребления;

в) газоснабжение....

Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что В. на момент приобретения права на пенсию в <данные изъяты> году получала льготы, предусмотренные действующим на тот период законодательством, - бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением без учета нормативов потребления и на всех совместно проживающих членов семьи. Будучи пенсионером, В. продолжала педагогическую деятельность до <данные изъяты> года. С прекращением педагогической деятельности в связи с выходом на пенсию право на указанные льготы она не утратила, поскольку положения действующего в настоящее время Федерального закона "Об образовании в РФ", регламентирующие предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам сельской местности, по сути аналогичны положениям ранее действовавшего Закона РФ "Об образовании" и не содержат норм об отмене либо умалении прав граждан на получение мер социальной поддержки, которые приобрели право на пенсию и вышли на пенсию в период действия Закона РФ "Об образовании". В связи с чем суд пришел к выводу, что общая сумма ежемесячной денежной компенсации по оплате электроснабжения и электроотопления в период с января 2013 года по июль 2013 года в размере <данные изъяты> не является излишней, компенсация правомерно выплачена в размере фактических затрат на отопление и освещение и с учетом доли мужа истицы. В связи с этим суд посчитал также подлежащими удовлетворению исковые требования об обязании ОГКУ "ЦСВ" предоставлять истице с 01 октября 2013 года как бывшему педагогическому работнику, проработавшему и проживающему в сельской местности более 10 лет, меру социальной поддержки в виде компенсации оплаты за электроотопление (теплоснабжение) всего занимаемого жилого помещения в полном объеме без учета нормативов потребления и с учетом совместно проживающих членов семьи.

Поскольку при рассмотрении дела судом было установлено, что полномочиями по назначению, расчету, перерасчету сумм ежемесячной денежной компенсации и признанию излишне выплаченными сумм ежемесячной денежной компенсации наделено ОГКУ "ЦСВ", в удовлетворении исковых требований к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области было отказано.

Судебная коллегия полагает данные выводы суда правильными.

Предоставление мер социальной поддержки пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года № 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", которым установлено, что за перешедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж их работы в школах сельской местности составляет не менее 10 лет.

Распоряжением Совета Министров СССР от 23 мая 1984 года № 1003 указанная мера социальной поддержки была распространена на перешедших на пенсию педагогических работников общеобразовательных школ всех типов, расположенных в поселках городского типа (рабочих поселках), и на проживающих с ними членов их семей.

Приведенные положения сохранили свое действие и применялись после принятия Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании".

В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 указанного закона в редакции, действовавшей до 11 января 2011 года, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Из содержания названной нормы следует, что педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) было гарантировано право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Это право не предполагало какого-либо ограничения ни размерами занимаемой жилой площади, ни нормативами потребления коммунальных услуг.

Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ норма абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" изложена в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Изменение формы предоставления мер социальной поддержки (с натуральной на компенсационную) не изменило существа таких мер и не ограничило гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение.

Правильность такой правовой позиции подтверждается статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", согласно которой нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании", не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.

Приведенные положения действующего в настоящее время Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" по сути аналогичны положениям ранее действовавшего Закона "Об образовании" и не содержат норм об отмене либо ограничении прав педагогических работников, в том числе вышедших на пенсию, на получение мер социальной поддержки с учетом членов их семей.

Согласно неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позиции изменение содержания и формы ранее установленных льгот и социальных гарантий должно осуществляться законодателем таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Данный принцип предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость политики в социальной сфере, иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать произвольную отмену прав, приобретенных гражданами в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 19 (части 1 и 2), 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации (Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П, определения от 4 апреля 2006 года № 89-О и от 8 февраля 2007 года № 321-О-П).

В связи с указанным суд пришел к правильному выводу о том, что размер выплаченной В. в спорный период ежемесячной денежной компенсации соответствует требованиям закона и не подлежит уменьшению. Также суд пришел к правильному выводу о том, что В. имеет право на компенсацию оплаты за электроотопление (теплоснабжение) всего занимаемого жилого помещения в полном объеме без учета нормативов потребления и с учетом совместно проживающих членов семьи.

В жалобе не содержится доводов, опровергающих указанные выводы суда.

Вышеприведенными положениями не установлено ограничений в предоставлении мер социальной поддержки в зависимости от способа отопления жилого помещения и видов используемого на эти цели топлива.

В этой связи нельзя признать состоятельным довод жалобы о том, что электроотопление является неотъемлемой частью коммунальной услуги "электроснабжение".

Ссылка в жалобе на Постановление Правительства РФ от 26.10.2013 г. № 963 "О предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)" неправомерна, поскольку данное постановление действует в отношении педагогических работников федеральных государственных образовательных организаций. Кроме того, постановление не было принято на момент вынесения судом обжалуемого решения.

Другие доводы жалобы сводятся к несогласию с обжалуемым решением, не могут служить основанием для признания состоявшегося по делу решения незаконным, поскольку не содержат указания на существенные нарушения норм материального или процессуального права, данные доводы основаны на неправильном толковании норм закона.

Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия


определила:


решение Свердловского районного суда г. Костромы от 21 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу директора Областного государственного казенного учреждения "Центр социальных выплат" К. - без удовлетворения.