Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[Прокуратурой установлено отсутствие финансового обеспечения получения детьми дошкольного образования в частном дошкольном образовательном учреждении муниципального образования. Вместе с тем, полномочия органов местного самоуправления в области финансового обеспечения получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях установлены законом. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в рамках решения вопросов местного значения в сфере образования осуществляют финансовое обеспечение получения детьми дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях в размере, необходимом для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами, установленными для муниципальных образовательных организаций.] 



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 декабря 2013 г. по делу № 33-6480/2013


Судья: Екимова Н.И.

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе

председательствующего Юдина А.В.,

судей Архаровой Е.В., Захваткина И.В.,

при секретаре З.,

рассмотрев в судебном заседании 23 декабря 2013 года гражданское дело апелляционной жалобе администрации МО ГО "Воркута" на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 15 октября 2013 года, которым

возложена на администрацию муниципального образования городского округа "Воркута" обязанность до 01.01.2014 по финансовому обеспечению расходов Негосударственного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №..." ОАО "Российские железные дороги" на оплату труда педагогических работников, расходов на учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы, в соответствии с нормативами, установленными для муниципальных образовательных учреждений.

Заслушав доклад судьи Юдина А.В., заключение прокурора Чершкуте Я.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, пояснения представителя Министерства образования Республики Коми К., судебная коллегия


установила:


Прокурор г. Воркуты, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования городского округа "Воркута" о возложении обязанности по финансовому обеспечению расходов Негосударственного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №..." ОАО "Российские железные дороги" на оплату труда педагогических работников, расходов на учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы, в соответствии с нормативами, установленными для муниципальных образовательных учреждений.

Определением Воркутинского городского суда от 23.09.2013 по делу в качестве ответчика привлечено Министерство образования Республики Коми.

Определением Воркутинского городского суда от 15.10.2013 принят отказ от исковых требований прокурора г. Воркуты по данному спору к Министерству образования РК.

Прокурор в судебном заседании поддержала заявленные требования.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Представитель Министерства образования Республики Коми исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск.

Третье лицо, дошкольное образовательное учреждение, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило.

С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд рассмотрел дело при имеющейся явке и постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МО ГО "Воркута" не согласна с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

В силу частей 1 и 2 статьи 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Статьей 44 Конституции Республики Коми предусматривает, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, среднего (полного) общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В Республике Коми действуют государственные образовательные стандарты, поддерживаются различные формы образования и самообразования.

Согласно Уставу негосударственного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №..." ОАО "РЖД" учредителем учреждения является ОАО "РЖД".

Прокуратурой г. Воркуты при проведении проверки соблюдения со стороны администрации МО ГО "Воркута" действующего законодательства в части осуществления финансового обеспечения получения детьми дошкольного образования в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях на территории г. Воркуты установлено отсутствие финансового обеспечения получения детьми дошкольного образования в дошкольном образовательном учреждении №... ОАО "РЖД".

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.

Разрешая заявленные требования, установив, что администрацией муниципального образования не исполняются требования законодательства Российской Федерации в части решения вопросов местного значения посредством финансового обеспечения получения детьми дошкольного образования в дошкольном учреждении, пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных требований.

Как правильно указал суд в решении, указанные нарушения законодательства Российской Федерации, гарантирующего общедоступность образования, недопустимы, поскольку влекут за собой нарушение конституционных прав граждан на получение общедоступного образования, а также равенство прав граждан на обеспечение государственных гарантий в данной сфере.

Выводы суда подробно мотивированы, основаны на анализе норм действующего законодательства (в том числе положений норм Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992, Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 29.12 2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), на анализе фактических обстоятельств дела. Оснований не согласиться с выводами суда судебная коллегия не усматривает.

Ссылку апелляционной жалобы администрации МО ГО "Воркута" на то, что полномочия по финансовому обеспечению расходов ДОУ №..., в силу пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации судебная коллегия находит необоснованной.

Статьей 9 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования. При этом, в заключительных положениях настоящего закона предусмотрены полномочия органов местного самоуправления в области финансового обеспечения получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях.

Так, в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 13 статьи 108 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" до 1 января 2014 года органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в рамках решения вопросов местного значения в сфере образования осуществляют финансовое обеспечение получения детьми дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях в размере, необходимом для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами, установленными для муниципальных образовательных организаций.

Согласно части 7 статьи 22 Федерального закона № 273-ФЗ частной образовательной организацией признается образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.

Пунктом 11 части 1 статьи 15, пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями) (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Положениями пункта 2 статьи 18 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №..." ОАО "Российские железные дороги" является частной образовательной организацией в целях применения Федерального закона № 273-ФЗ.

Анализ вышеизложенного свидетельствует, что обязанность по финансированию реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в частных дошкольных образовательных учреждениях до 01.01.2014 возложена на органы местного самоуправления.

В силу положений пункта 6 части 1 статьи 8 Федерального закона № 273-ФЗ о возложении на органы государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях наступает в силу с 01.01.2014.

Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие в решении суда даты возникновения обязанности администрации МО ГО "Воркута" по финансовому обеспечению расходов НДОУ "Детский сад №..." ОАО "РЖД", не было предметом рассмотрения судом первой инстанции и не свидетельствует о неправомерности принятого судебного акта, в связи с чем отклоняется судебной коллегией как несостоятельная.

Решение суда принято с учетом правовых норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения, при правильном их толковании, выводы суда о законности оспариваемого нормативного положения мотивированы. Доводы апелляционной жалобы о нарушении и неправильном применении судом норм материального права основаны на неправильном толковании норм материального права и не могут служить основанием к отмене решения суда.

Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия


определила:


Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 15 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО "Воркута" - без удовлетворения.