Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[В муниципальной школе в связи с выбором родителей общеобразовательной организации и при наличии свободных мест в данной школе обучается 66 учащихся с 1 по 11 класс которые проживают на территории другого муниципального образования, находящегося в 8 км от школы. Обязанность по организации бесплатного подвоза учащихся в образовательном учреждении во всех случаях лежит на учредителе образовательного учреждения – администрации муниципального района. При этом, не является нарушением возложение на органы местного самоуправления одного муниципального образования, являющегося учредителем образовательного учреждения, обязанности по организации бесплатной перевозки обучающихся зарегистрированных и фактически проживающих на территории другого муниципального района.]



КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 6 февраля 2014 г. по делу № 33-436


Судья: Гуров А.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Шевченко Г.М.

и судей Мартыновой Т.А., Черниковой О.Ф.

с участием прокурора Русановой О.А.

при секретаре Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 06 февраля 2014 года дело по апелляционной жалобе МО "Куменский муниципальный район Кировской области" на решение Куменского районного суда Кировской области от 19 ноября 2013 года, которым постановлено:

Обязать муниципальное образование "Куменский муниципальный район Кировской области" в лице администрации Куменского района Кировской области организовать бесплатную перевозку до МКОУ СОШ пгт.Нижнеивкино Куменского района Кировской области и обратно обучающихся в данном общеобразовательном учреждении и проживающих на территории Кучелаповского сельского поселения Оричевского района Кировской области.

Заслушав доклад судьи Мартыновой Т.А., судебная коллегия


установила:


Прокурор Куменского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МО "Куменский муниципальный район Кировской области" в лице администрации Куменского района Кировской области об обязании организации бесплатной перевозки обучающихся до МКОУ СОШ шт. Нижнеивкино Куменского района Кировской области и обратно, проживающих на территории Кучелаповского сельского поселения Оричевского района Кировской области.

В обоснование требований указали, что прокуратурой Куменского района проведена проверка соблюдения администрацией Куменского района законодательства об образовании в ходе которой выявлены нарушения: администрацией района не решен вопрос об организации транспортного обеспечения учащихся МКОУ СОШ пгт.Нижнеивкино, учредителем которой она является.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обучающим предоставляются меры социальной поддержки и стимулирования, в том числе, транспортное обеспечение в соответствии со статьей 40 настоящего Федерального закона.

В силу ст. 40 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте. Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций.

В соответствии с Уставом МКОУ СОШ пгт.Нижнеивкино учредителем данного учебного заведения является администрация Куменского района.

Просит обязать МО "Куменский муниципальный район Кировской области" в лице администрации Куменского района Кировской области организовать бесплатную перевозку до МКОУ СОШ пгт.Нижнеивкино Куменского района Кировской области и обратно обучающихся в данном общеобразовательном учреждении и проживающих на территории Кучелаповского сельского поселения Оричевского района Кировской области.

Судом постановлено вышеуказанное судебное решение.

В апелляционной жалобе МО "Куменский муниципальный район Кировской области" просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность. ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и ФЗ "Об образовании в РФ" установлен территориальный принцип исполнения полномочий муниципальных районов, органов местного самоуправления муниципальных районов и работы образовательных учреждений. Территория Кучелаповского сельского поселения не входит в границы МО "Нижнеивкинское городское поселение" и за МКОУ СОШ пгт. Нижнеивкино не закреплена. Граждане, проживающие на других территориях, незакрепленных за данным образовательным учреждением, могут приниматься в образовательное учреждение только при наличии свободных мест. Организация перевозки детей, проживающих на территории Кучелаповского сельского поселения Оричевского района, входит в полномочия соответствующего муниципального района и в полномочия администрации Куменского района не входит. Суд не учел доводы администрации Куменского района, что их бюждет не предусматривает финансовые средства на осуществление транспортного обеспечения детей, проживающих на территории Оричевского района. Расходы на организацию бесплатной перевозки обучающихся не входят в расчет расходов, выделяемых субвенций.

В возражениях на жалобу прокурор просит решение суда оставить без изменения.

Представитель ответчика администрации Куменского района Кировской области Ж. доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представители МКОУ СОШ пгт. Нижнеивкино, глава администрации Кучелаповского сельского поселения Оричевского района Кировской области, МО "Оричевский муниципальный район" в суд апелляционной инстанции не явились, извещены о дне слушания дела, дело рассмотрено в их отсутствие.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав представителя администрации Куменского района, прокурора, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

Согласно ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обучающим предоставляются меры социальной поддержки и стимулирования, в том числе, транспортном обеспечение в соответствии со статьей 40 настоящего Федерального закона.

В силу ст. 40 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте. Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в МКОУ СОШ пгт. Нижнеивкино Куменского муниципального образования в связи с выбором родителей общеобразовательной организации и при наличии свободных мест в данной школе обучается 66 учащихся с 1 по 11 класс которые проживают на территории Кучелаповского сельского поселения Оричевского муниципального образования в 8 км от школы, общеобразовательное учреждение заинтересовано в обучение данных детей, которым предоставляется качественные образовательные услуги.

В ходе прокурорской проверки установлено, что с 01 сентября по 31.10.2013 года перевозка детей осуществлялась на рейсовом автобусе по договору заключенному с администрацией Оричевского района с ОАО "<данные изъяты>", при этом учредителем МКОУ СОШ пгт. Нижнеивкино является администрация Куменского района, между данными администрациями возник спор по перевозке детей.

Представителем МО "Куменский муниципальный район Кировской области" заявлено, что Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлен территориальный принцип исполнения полномочий муниципальных районов, органов местного самоуправления муниципальных районов и работы образовательных учреждений (организаций). Территория Кучелаповского сельского поселения не входит в границы МО "Нижнеивкинское городское поселение" и за МКОУ СОШ пгт. Нижнеивкино не закреплена. Граждане, проживающие на других территориях, незакрепленных за данным образовательным учреждением, могут приниматься в образовательное учреждение только при наличии свободных мест в нем. Организация перевозки детей, проживающих на территории Кучелаповского сельского поселения Оричевского района, входит в полномочия соответствующего муниципального района и в полномочия администрации Куменского района не входит.

Суд первой инстанции, проанализировав обстоятельства по делу, законодательство, регулирующее данные правоотношения пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора и обязал муниципальное образование "Куменский муниципальный район Кировской области" в лице администрации Куменского района Кировской области организовать бесплатную перевозку до МКОУ СОШ пгт.Нижнеивкино Куменского района Кировской области и обратно обучающихся в данном общеобразовательном учреждении и проживающих на территории Кучелаповского сельского поселения Оричевского района Кировской области.

Судебная коллегия пришла к выводу, что судом первой инстанции правильно истолкованы нормы права, устанавливающие обязанность органов местного самоуправления по организации получения бесплатного и общедоступного образования.

С 1 сентября 2013 года вступил в законную силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Согласно ст. 40 вышеуказанного Закона транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте.

В силу ч. 2 указанной статьи Закона организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций.

Таким образом, обязанность по организации бесплатного подвоза учащихся в образовательном учреждении во всех случаях лежит на учредителе образовательного учреждения.

В соответствии с Уставом МКОУ СОШ пгт. Нижнеивкино учредителем данного учебного заведения является администрация Куменского района.

Следовательно, обязанность по подвозу детей из Кучелаповского сельского поселения Оричевского района в МКОУ СОШ пгт. Нижнеивкино лежит с 01.09.2013 года на администрации Куменского района.

Суд правильно отверг доводы ответчика о том, что Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" не соответствует Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в котором установлен территориальный принцип исполнения полномочий муниципальных районов, в связи с чем организация перевозки детей, проживающих на территории Кучелаповского сельского поселения Оричевского района, не входит в полномочия администрации Куменского района, является несостоятельным.

В силу п. 5 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Довод апелляционной жалобы о том, что бюджет администрации Куменского района на 2013 год не предусматривает денежных средств на осуществление обязанности по доставке детей в школу, не может являться основанием для отмены решения, так как отсутствие финансирования не освобождает ответчика от исполнения возложенной на него обязанности.

Не может являться основанием для отмены судебного решения довод жалобы, что осуществление данных мероприятий повлечет нецелевое расходование бюджетных средств и нарушение требований бюджетного законодательства, поскольку довод жалобы фактически сводится к бюджетным отношениям между местными бюджетами и не затрагивает правоотношений, возникающих между гражданами (школьниками), имеющим право на организацию их перевозки.

В суде апелляционной инстанции представителем администрации Куменского района было заявлено ходатайство в письменной форме о направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации соответствует ли Конституции Российской Федерации положения части 2 статьи 40 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в той части в которой возложено на органы местного самоуправления одного муниципального образования, являющегося учредителем образовательного учреждения, обязанности по организации бесплатной перевозки обучающихся зарегистрированных и фактически проживающих на территории другого муниципального района.

В соответствии со ст. 102 Федерального закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" запрос суда допустим, если закон подлежит, по мнению суда, применению в рассматриваемом им конкретном деле.

Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности подлежащего применению в настоящем деле закона, является правом суда в случае обнаружения неопределенности в вопросе соответствия Конституции Российской Федерации указанного закона.

Судебная коллегия, не нашла правовых оснований для удовлетворения заявленного ходатайства.

С учетом изложенного постановленное по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным. Каких-либо нарушений или неправильного применения норм материального права судом при рассмотрении дела не допущено, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного постановления, не установлено. В связи с чем основания для отмены или изменения решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия


определила:


Решение Куменского районного суда Кировской области от 19 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.