Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[Во всех общеобразовательных школах района отсутствует система технического контроля за обстановкой помещений и территорий школ - видеонаблюдение. Обязанность по оснащению зданий системами видеонаблюдения лежит на учреждении. В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Поскольку образовательные учреждения с заявками о приобретении и об установке системы видеонаблюдения помещений и территории школ к администрации муниципального района не обращались, администрация не несет обязанности по выделению денежных средств образовательным учреждениям на приобретение и установку системы видеонаблюдения помещений и территорий школ.]



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 июня 2014 г. по делу № 33-425/2014


Судья Сангаджи-Горяев Б.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Пюрвеевой А.А.

судей Басангова Н.А. и Шовгуровой Т.А.

при секретаре С.А.Б.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ики-Бурульского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к муниципальным общеобразовательным учреждениям "Манцинкецовская средняя общеобразовательная школа", "Кевюдовская средняя общеобразовательная школа", "Чолун-Хамурская средняя общеобразовательная школа", "Южненская средняя общеобразовательная школа", "Приманычская средняя общеобразовательная школа", "Ики-Бурульская средняя общеобразовательная школа им. А. Пюрбеева", "Оргакинская средняя общеобразовательная школа им. Э. Чоноскаева", "Бага-Бурульская средняя образовательная школа", "Хомутниковская средняя общеобразовательная школа", "Манычская средняя общеобразовательная школа", "Зултурганская средняя общеобразовательная школа", "Ут-Салинская средняя общеобразовательная школа", "Зундинская средняя общеобразовательная школа" о возложении обязанности приобрести и установить системы видеонаблюдения помещений и территории школ и к администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования о возложении обязанности выделить денежные средства на приобретение и установку систем видеонаблюдения помещений и территорий школ по апелляционной жалобе представителя администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия на решение Приютненского районного суда Республики Калмыкия от 25 апреля 2014 года.

Заслушав доклад судьи Пюрвеевой А.А., объяснения представителя администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия С.А.Г., прокурора Имкеновой Д.А., судебная коллегия,


установила:


Прокурор Ики-Бурульского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МКОУ "Манцинкецовская средняя общеобразовательная школа" о возложении обязанности приобрести и установить систему видеонаблюдения помещения и территории школы и к администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования о возложении обязанности выделить денежные средства на приобретение и установку системы видеонаблюдения помещения и территории школы.

Прокурор Ики-Бурульского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МКОУ "Кевюдовская средняя общеобразовательная школа" "о возложении обязанности приобрести и установить систему видеонаблюдения помещения и территории школы и к администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования о возложении обязанности выделить денежные средства на приобретение и установку системы видеонаблюдения помещения и территории школы.

Прокурор Ики-Бурульского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МКОУ "Чолун-Хамурская средняя общеобразовательная школа" о возложении обязанности приобрести и установить систему видеонаблюдения помещения и территории школы и к администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования о возложении обязанности выделить денежные средства на приобретение и установку системы видеонаблюдения помещения и территории школы.

Прокурор Ики-Бурульского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБОУ "Южненская средняя общеобразовательная школа" о возложении обязанности приобрести и установить систему видеонаблюдения помещения и территории школы и к администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования о возложении обязанности выделить денежные средства на приобретение и установку системы видеонаблюдения помещения и территории школы.

Прокурор Ики-Бурульского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБОУ "Приманычская средняя общеобразовательная школа" о возложении обязанности приобрести и установить систему видеонаблюдения помещения и территории школы и к администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования о возложении обязанности выделить денежные средства на приобретение и установку системы видеонаблюдения помещения и территории школы.

Прокурор Ики-Бурульского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБОУ "Ики-Бурульская средняя общеобразовательная школа им. А. Пюрбеева" о возложении обязанности приобрести и установить систему видеонаблюдения помещения и территории школы и к администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования о возложении обязанности выделить денежные средства на приобретение и установку системы видеонаблюдения помещения и территории школы.

Прокурор Ики-Бурульского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБОУ "Оргакинская средняя общеобразовательная школа им. Э. Чоноскаева" о возложении обязанности приобрести и установить систему видеонаблюдения помещения и территории школы и к администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования о возложении обязанности выделить денежные средства на приобретение и установку системы видеонаблюдения помещения и территории школы.

Прокурор Ики-Бурульского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБОУ "Бага-Бурульская средняя образовательная школа" о возложении обязанности приобрести и установить систему видеонаблюдения помещения и территории школы и к администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования о возложении обязанности выделить денежные средства на приобретение и установку системы видеонаблюдения помещения и территории школы.

Прокурор Ики-Бурульского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБОУ "Хомутниковская средняя общеобразовательная школа" о возложении обязанности приобрести и установить систему видеонаблюдения помещения и территории школы и к администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования о возложении обязанности выделить денежные средства на приобретение и установку системы видеонаблюдения помещения и территории школы.

Прокурор Ики-Бурульского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МКОУ "Манычская средняя общеобразовательная школа" о возложении обязанности приобрести и установить систему видеонаблюдения помещения и территории школы и к администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования о возложении обязанности выделить денежные средства на приобретение и установку системы видеонаблюдения помещения и территории школы.

Прокурор Ики-Бурульского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБОУ "Зултурганская средняя общеобразовательная школа" о возложении обязанности приобрести и установить систему видеонаблюдения помещения и территории школы и к администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования о возложении обязанности выделить денежные средства на приобретение и установку системы видеонаблюдения помещения и территории школы.

Прокурор Ики-Бурульского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБОУ "Ут-Салинская средняя общеобразовательная школа" о возложении обязанности приобрести и установить систему видеонаблюдения помещения и территории школы и к администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования о возложении обязанности выделить денежные средства на приобретение и установку системы видеонаблюдения помещения и территории школы.

Прокурор Ики-Бурульского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МКОУ "Зундинская средняя общеобразовательная школа" о возложении обязанности приобрести и установить систему видеонаблюдения помещения и территории школы и к администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования о возложении обязанности выделить денежные средства на приобретение и установку системы видеонаблюдения помещения и территории школы.

Определением Приютненского районного суда Республики Калмыкия от 09 апреля 2014 года гражданские дела по указанным искам соединены в одно производство.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проверки исполнения требований законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений в Ики-Бурульском районе выявлены факты отсутствия систем видеонаблюдения в школах района. Отсутствие систем видеонаблюдения ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, находящихся в общеобразовательных учреждениях, в том числе и детей, чем нарушаются права неопределенного круга лиц. С учетом норм Конституции РФ, "Конвенции о правах ребенка", Федеральных законов "О противодействии терроризму", "Об образовании в Российской Федерации", "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" просит обязать указанные общеобразовательные учреждения района до **** года приобрести и установить системы видеонаблюдения помещений и территории школ, администрацию Ики-Бурульского районного муниципального образования выделить денежные средства на приобретение и установку систем видеонаблюдения помещений и территории школ района до **** года.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал.

Представитель администрации Ики-Бурульского РМО С.А.Г., не признавая требования прокурора, пояснил, что ни одна из приведенных норм не обязывает образовательные учреждения или их учредителя устанавливать на территориях и в помещениях школ системы видеонаблюдения. В школах имеются кнопки тревожной сигнализации, системы автоматической пожарной сигнализации, металлодетекторы, осуществляется пропускной режим и круглосуточная охрана штатными работниками учреждений.

Представители образовательных учреждений (школ) в судебное заседание не явились, представив в суд письменные объяснения, в которых признают требования прокурора и просят рассмотреть дело без их участия.

Решением Приютненского районного суда Республики Калмыкия от 25 апреля 2014 года исковые требования прокурора Ики-Бурульского района Республики Калмыкия удовлетворены. На муниципальные общеобразовательные учреждения "Манцинкецовская средняя общеобразовательная школа", "Кевюдовская средняя общеобразовательная школа", Чолун-Хамурская средняя общеобразовательная школа", "Южненская средняя общеобразовательная школа", "Приманычская средняя общеобразовательная школа", "Ики-Бурульская средняя общеобразовательная школа им. А. Пюрбеева", "Оргакинская средняя общеобразовательная школа им. Э. Чоноскаева", "Бага-Бурульская средняя образовательная школа", "Хомутниковская средняя общеобразовательная школа", "Манычская средняя общеобразовательная школа", "Зултурганская средняя общеобразовательная школа", "Ут-Салинская средняя общеобразовательная школа", "Зундинская средняя общеобразовательная школа" возложена обязанность до **** года приобрести и установить системы видеонаблюдения помещений и территории школ. На администрацию Ики-Бурульского районного муниципального образования возложена обязанность выделить денежные средства на приобретение и установку систем видеонаблюдения помещений и территорий школ до **** года.

В апелляционной жалобе действующий по доверенности представитель администрации Ики-Бурульского РМО просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в требованиях прокурора. Указывает, приведенное в решении законодательство не содержат обязательных предписаний оснащения общеобразовательных школ системами видеонаблюдения. Суд не принял во внимание, что в силу п. 2 ст. 120 ГК РФ собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственность по обязательствам бюджетных учреждений, вытекающим из правоотношений, возникших после 01 января 2011 года.

В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

В суде апелляционной инстанции представитель администрации Ики-Бурульского РМО С.А.Г. доводы апелляционной жалобы поддержал.

Прокурор Имкенова Д.А. согласилась с доводами апелляционной жалобы в части необоснованного возложения на администрацию Ики-Бурульского РМО обязанности по выделению школам денежных средств на установку систем видеонаблюдения помещений и территории общеобразовательных учреждений в силу п. 2 ст. 120 ГК РФ. Из резолютивной части решения подлежит исключению сроки указания приобретения и установки систем видеонаблюдения помещений и территории общеобразовательных учреждений. В остальной части, жалобу считает необоснованной.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия С.А.Г., прокурора Имкеновой Д.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из пункта 3 статьи 3 Конвенции ООН о правах ребенка следует, что государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

В силу статей 2, 20, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.

Статьей 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" определено, что одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма.

На основании пункта 1 части 13 статьи 30 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, в том числе в зданиях образовательных учреждений, должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Согласно пункту 2 и 15 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

Пунктом 2 статьи 6 и частью 7 статьи 28 приведенного закона предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Закона об образовании, охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В целях выполнения указанных мероприятий Министерством образования и науки Российской Федерации издан приказ от 11.11.2009 года № 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений", которым предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).

Таким образом, исполнение приведенных требований законов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью образовательных учреждений, поскольку выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.

Из материалов дела усматривается, что во всех общеобразовательных школах района отсутствует система технического контроля за обстановкой помещений и территорий школ - видеонаблюдение.

Указанное обстоятельство, как правильно признал суд, нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательных учреждений, а также иных лиц, посещающих учреждения, в части их безопасного пребывания в нем.

При таких обстоятельствах, утверждение суда о наличии оснований для возложения на образовательные учреждения-школы Ики-Бурульского района Республики Калмыкия обязанности по оборудованию помещений школ и их территорий системой видеонаблюдения, является правильным.

Вместе с тем, из мотивировочной и резолютивной части решения подлежит исключению указание суда на срок его исполнения до **** года, поскольку правового обоснования применения такого срока, суд в решении не привел.

Указанное исключение на существо решения, его законность и обоснованность не влияет.

Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о возложении обязанности на администрацию Ики-Бурульского районного муниципального образования выделить денежные средства на приобретение и установку систем видеонаблюдения помещений и территорий школ до **** года.

Согласно п. 6 ст. 21 ФЗ "Об образовании в РФ" муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом).

При этом в силу п. 1 ст. 28 этого закона, образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности.

Все образовательные учреждения района, согласно их Уставам, являются юридическими лицами, состоят в Едином государственном реестре юридических лиц, учредителями являются муниципальные органы.

В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Как видно из материалов дела, образовательные учреждения с заявками о приобретении и об установке системы видеонаблюдения помещений и территории школ к администрации муниципального района не обращались.

Учитывая изложенное, решение суда о возложении обязанности на общеобразовательные учреждения приобрести и установить системы видеонаблюдения помещений и территории школ не препятствует его исполнению в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, а вопросы же прохождения бюджетных средств от распорядителей к получателям не могут быть предметом рассмотрения данного спора.

При таких обстоятельствах суд неправомерно возложил обязанность на администрацию Ики-Бурульского районного суда Республики Калмыкия выделить денежные средства образовательным учреждениям на приобретение и установку системы видеонаблюдения помещений и территорий школ.

Иные приведенные в жалобе доводы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции.

С учетом изложенного, оспариваемое решение суда в части возложения обязанности на администрацию Ики-Бурульского районного суда Республики Калмыкия выделить денежные средства на приобретение и установку системы видеонаблюдения помещений и территорий школ не может быть признано законным и подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске прокурора в этой части.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия


определила:


Решение Приютненского районного суда Республики Калмыкия от 25 апреля 2014 года в части возложения обязанности на администрацию Ики-Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия выделить денежные средства на приобретение и установку системы видеонаблюдения помещений и территорий школ до **** отменить.

В удовлетворении иска прокурора Ики-Бурульского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия о возложении обязанности выделить денежные средства на приобретение и установку системы видеонаблюдения помещений и территорий школ до 01 августа 2014 года отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения, исключив из мотивировочной и резолютивной части указание суда о сроке выполнения общеобразовательными учреждениями обязанности по приобретению и установке системы видеонаблюдения до **** года.

Апелляционную жалобу удовлетворить частично.

Председательствующий

А.А.ПЮРВЕЕВА

Судьи

Н.А.БАСАНГОВ

Т.А.ШОВГУРОВА