Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[Суд признал незаконным отказ отдела по образованию в предоставлении педагогу мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг. Совместно с заявителем проживают члены ее семьи, которые пользуются льготами по оплате жилья и коммунальных услуг. Право на получение социальных льгот по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг возникает при отсутствии такого права у заявителя по иному предоставленному законом основанию, при этом выбор основания на получение льготы законом предоставлено заявителю.]



ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 апреля 2014 г. по делу № 33-4402/2014


Судья Усков Г.В.

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Андреева А.А.

судей: Кравцовой Е.В., Тертышной В.В.

при секретаре М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Р. о признании незаконным отказа отдела по образованию Дубовского муниципального района Волгоградской области в предоставлении ей как педагогу мер социальной поддержки, возложении обязанности устранить допущенные нарушения

по апелляционной жалобе Р.

на решение Дубовского районного суда Волгоградской области от 10 февраля 2014 года, которым в удовлетворении заявления Р. о признании незаконным отказа отдела по образованию Дубовского муниципального района Волгоградской области в предоставлении ей мер социальной поддержки как педагогу, проживающему и работающему в сельской местности, признании за ней права на меры социальной поддержки по уплате коммунальных платежей, возложении на отдел по образованию Дубовского муниципального района Волгоградской области обязанности включить Р. в списки педагогических работников, имеющих право на получение мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг отказано.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Кравцовой Е.В., Судебная коллегия


установила:


Р. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа отдела по образованию Дубовского муниципального района Волгоградской области в предоставлении ей как педагогу мер социальной поддержки, признании за ней права на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг как педагогического работника, возложении на отдел по образованию Дубовского муниципального района Волгоградской области обязанности включить ее в список педагогических работников, имеющих право на получение мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг.

В обоснование заявленных требований указала, что с 1999 года по настоящее время она работает учителем МКОУ "<.......>" Дубовского муниципального района. Проживает в принадлежащем ей на праве собственности жилом доме, расположенном в селе <.......> вместе с родителями. Полагая, что имеет право на получение мер социальной поддержки, установленных Законом Волгоградской области от 13 августа 2007 года № 1518-ОД "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг, предоставляемых педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках городских типов (поселках городского типа) на территории Волгоградской области" она в конце 2013 года обратилась в отдел по образованию администрации Дубовского муниципального района с заявлением по вопросу реализации своих прав на меры социальной поддержки, на которое получила отказ со ссылкой на ч. 6 ст. 2 Закона Волгоградской области № 1019-ОД от 04.03.2005 г. "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Волгоградской области", то есть потому, что меры социальной поддержки, установленные указанным законом, уже получает один из ее родителей. Считает данный отказ незаконным, поскольку предоставляемые указанными выше законами меры социальной поддержки различны по своему содержанию, и законодательство не исключает случаев предоставления в разных формах мер социальной поддержки по разным основаниям.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Р. оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить. В доводах апелляционной жалобы указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неверное толкование норм материального права.

Стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

На основании положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене исходя из следующего.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 254 ГПК РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; к таким действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Как следует из материалов дела, обращаясь в суд с настоящим заявлением, Р. просила признать незаконным отказ отдела по образованию Дубовского муниципального района Волгоградской области, выраженный в письме от 25.11.2013 года № <...>, в предоставлении ей как педагогу мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый заявителем отказ отдела по образованию Дубовского муниципального района Волгоградской области соответствует требованиям действующего законодательства и оснований для признания его незаконным не имеется.

Судебная коллегия с указанным выводом суда первой инстанции согласиться не может исходя из следующего.

Предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения регулируется положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившим в силу с 01 сентября 2013 года.

Согласно ч. 8 ст. 47 указанного Федерального закона, педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливается Правительством Российской Федерации и обеспечивается за счет ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Из материалов дела следует и никем из заинтересованных лиц не оспаривается, что заявитель является педагогическим работником муниципальной образовательной организации МКОУ "<.......>" Дубовского муниципального района Волгоградской области.

Как указано выше, размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в Волгоградской области установлены Законом Волгоградской области от 13.08.2007 года № 1518-ОД (в редакции от 11.10.2013 года) "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг, предоставляемых педагогическим работникам образовательных организаций, проживающим в Волгоградской области и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Волгоградской области", принятым Волгоградской областной Думой 31.07.2007 года.

В силу ст. 2 указанного Закона, возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг педагогическим работникам, производится уполномоченным исполнительным органом государственной власти Волгоградской области в порядке, установленном Правительством Волгоградской области (п. 1). Основанием для возмещения расходов являются согласованные с соответствующими органами управления образованием списки педагогических работников, имеющих право на получение мер социальной поддержки, и документы, подтверждающие объем расходов, понесенных ими (п. 3).

В соответствии с данным Законом, Постановлением Администрации Волгоградской области от 09 марта 2010 года № 45-П, утвержден Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг, предоставляемых педагогическим работникам образовательных организаций, проживающим в Волгоградской области и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Волгоградской области.

Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что педагогическим работникам образовательных организаций, проживающим в Волгоградской области и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Волгоградской области возмещаются расходы на отопление, освещение и плату за пользование жилым помещением, занимаемым педагогическим работником.

Согласно пункту 4 вышеуказанного Порядка при наличии у педагогического работника права на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг, предоставляемых педагогическим работникам образовательных организаций, проживающим в Волгоградской области и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Волгоградской области, в соответствии с Законом Волгоградской области от 13 августа 2007 г. № 1518-ОД "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг, предоставляемых педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим в Волгоградской области и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Волгоградской области", а также в соответствии с иными нормативными правовыми актами меры социальной поддержки предоставляются по одному из оснований по выбору самого педагогического работника (в ред. постановлений Правительства Волгоградской обл. от 22.05.2012 № 116-п, 14.10.2013 № 534-п).

В соответствии с п. 6 Порядка органы управления образованием муниципальных районов и городских округов составляют списки педагогических работников, имеющих право на меры социальной поддержки, на основании следующих документов: заявлений педагогических работников; надлежаще заверенных копий паспортов; надлежаще заверенных копий договоров найма жилого помещения (либо документов, подтверждающих право собственности на жилое помещение); справок из органов социальной защиты о неполучении мер социальной поддержки по федеральному и иному нормативному правовому акту другими лицами, проживающими по данному адресу.

Как следует из материалов дела и установлено судебной коллегией, Р. в собственности имеет жилой дом <адрес>, где вместе с ней зарегистрированы и проживают ее родители: Н.И., А.Я.

На обращение Р. 13 ноября 2013 года в отдел по образованию администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области по вопросу реализации своих прав на меры социальной поддержки был получен письменный отказ от 25 ноября 2013 года № <...> начальника отдела по образованию со ссылкой на ч. 6 ст. 2 Закона Волгоградской области № 1019-ОД от 04.03.2005 г. "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Волгоградской области" на том основании, что члены ее семьи являются получателями мер социальной поддержки из областного и федерального бюджета.

Между тем, из статьи 1 Закона Волгоградской области № 1019-ОД от 04 марта 2005 года "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Волгоградской области", устанавливающей категории граждан, имеющих в право на возмещение расходов по оплате жилья, электроосвещения и отопления жилья в соответствии с указанным Законом следует, что Р. не относится к числу лиц, на которые распространяется действие данного Закона.

Таким образом, оспариваемый заявителем отказ отдела по образованию администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области в предоставлении Р. мер социальной поддержи, основан на положениях Закона, действие которого на заявителя не распространяется, в связи с чем, не может быть признан законным.

При этом вывод суда о том, что из содержания оспариваемого отказа следует, что правовым основанием к отказу явилось получение совместно проживающими с заявителем членами ее семьи социальной поддержки из областного и федерального бюджета (п. 6 Порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг, предоставляемых педагогическим работникам образовательных организаций, проживающим в Волгоградской области и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Волгоградской области), судебная коллегия находит надуманным, и, следовательно, вывод о том, что ссылка в оспариваемом отказе на положения Закона Волгоградской области от 04.03.2005 г. № 1019-ОД, не влияет на законность оспариваемого решения, ошибочным.

Принимая во внимание изложенное, отказ отдела по образованию администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области в предоставлении Р. мер социальной поддержи со ссылкой на положения ч. 6 ст. 2 Закона Волгоградской области № 1019-ОД от 04.03.2005 г. "О мерах социальной поддержки по оплате и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Волгоградской области" является незаконным.

При таких данных, постановленное судом решение об отказе в удовлетворении заявленных Р. требований не соответствует требованиям ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности судебного решения, в связи с чем, судебная коллегия считает необходимым его отменить и принять по делу новое решение.

В силу ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Из обстоятельств дела следует, что совместно с Р. проживают члены ее семьи, которые пользуются льготами по оплате жилья и коммунальных услуг.

В соответствии с Порядком возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг, предоставляемым педагогическим работникам образовательных организаций, проживающим в Волгоградской области и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Волгоградской области, утвержденным постановлением администрации Волгоградской области от 09 марта 2010 года, право на получение социальных льгот по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг возникает при отсутствии такого права у заявителя по иному предоставленному законом основанию.

При этом выбор основания на получение льготы законом предоставлено заявителю.

Между тем, ни отделом по образованию Дубовского муниципального района Волгоградской области, ни судом первой инстанции не выяснялось то обстоятельство, распространяются ли льготы по социальной оплате жилья и коммунальных услуг предоставляемые родителям на Р., как на члена семьи.

Предметом судебного разбирательства настоящего дела указанные обстоятельства также не являлись. Вместе с тем без установления данных обстоятельств невозможно решить вопрос о возможности реализации права на меры социальной поддержки по уплате коммунальных платежей в соответствии с Законом Волгоградской области от 13.08.2007 года № 1518-ОД "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг, предоставляемых педагогическим работникам образовательных организаций, проживающим в волгоградской области и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Волгоградской области".

С учетом изложенного судебная коллегия считает, что мерой для восстановления в полном объеме нарушенного права для заявителя является возложение обязанности на отдел по образованию администрации Дубовского муниципального района повторно рассмотреть заявление Р. о предоставлении этой социальной льготы, с учетом мотивов и оснований по которым решение об отказе в предоставлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, как педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности отдела по образованию признано незаконным.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия


определила:


решение Дубовского районного суда Волгоградской области от 10 февраля 2014 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым заявленные требования Р. удовлетворить.

Признать незаконным отказ отдела по образованию Дубовского муниципального района Волгоградской области, выраженный в письме от 25.11.2013 года № <...>, в предоставлении Р. мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг как педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности.

Возложить на отдел по образованию Дубовского муниципального района Волгоградской области обязанность рассмотреть заявление Р. о предоставлении ей мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг как педагогическому работнику сельской местности в рамках Закона Волгоградской области от 13.08.2007 года № 1518-ОД "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг, предоставляемых педагогическим работникам образовательных организаций, проживающим в Волгоградской области и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Волгоградской области".