Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[Требование ФГОС: учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать, в том числе, укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой. Орган местного самоуправления, на который возложена организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, должен обеспечить учащихся этой школы бесплатными учебниками на все 100%.]



АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 5 февраля 2014 г. по делу № 33-522/2014


Судья Сидорова Е.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Шустовой Т.П.,

судей областного суда Хаировой Д.Р., Сорокиной О.А.,

при секретаре К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хаировой Д.Р.

дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Камызякский район" Астраханской области на решение Камызякского районного суда Астраханской области от 4 декабря 2013 года по исковому заявлению прокурора Камызякского района Астраханской области к МБОУ "Волго-Каспийская СОШ", администрации муниципального образования "Камызякский район" Астраханской области, Министерству образования и науки Астраханской области об обязании обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учебного учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы,


установила:


Прокурор Камызякского района Астраханской области обратился в суд с иском, указав, что прокуратурой района проведена проверка на предмет исполнения действующего законодательства об образовании в части обеспечения учебными материалами по предметам образовательной программы. По результатам проверки установлено, что в нарушение требований действующего законодательства ответчики не обеспечили учащихся школы бесплатными учебниками и учебными пособиями. Обеспеченность библиотеки МБОУ "Волго-Каспийская СОШ" учебными материалами и учебниками составляет 43% от необходимого объема, исходя из количества обучающихся лиц.

В нарушение требований закона ответчики не приняли мер к истребованию из муниципального, федерального бюджетов дополнительных денежных средств для приобретения учебных пособий и учебников в необходимых объемах.

С учетом изложенного, прокурор просит обязать ответчиков обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда МБОУ "Волго-Каспийская СОШ" учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных и рекомендованных к использованию в учебном процессе.

В судебном заседании помощник прокурора Полежаева Е.В. поддержала исковые требования, просила их удовлетворить.

Представитель МБОУ "Волго-Каспийская СОШ" В. в судебном заседании исковые требования признала.

Представители администрации МО "Камызякский район" Астраханской области, Министерства образования и науки Астраханской области, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Решением Камызякского районного суда Астраханской области от 4 декабря 2013 года требования прокурора района удовлетворены. Суд обязал МБОУ "Волго-Каспийская СОШ", администрацию МО "Камызякский район" Астраханской области, Министерство образования и науки Астраханской области обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда МБОУ "Волго-Каспийская СОШ" учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных и рекомендованных к использованию в учебном процессе.

В апелляционной жалобе администрация МО "Камызякский район" Астраханской области ставит вопрос об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов фактическим обстоятельствам дела. Суд не учел, что в соответствии с положениями Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" органы местного самоуправления исполняют свои полномочия по организации предоставления общедоступного и бесплатного образования только в части создания юридического лица, утверждения устава учреждения, обеспечения условий по содержанию учреждения: тепло, свет, вода и т.д. Полномочия по финансовому обеспечению образовательного процесса отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Представитель администрации МО "Камызякский район" Астраханской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении жалобы в его отсутствие.

Представители Министерства образования и науки Астраханской области, МБОУ "Волго-Каспийская СОШ" в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом.

Учитывая надлежащее извещение в соответствии с требованиями статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав докладчика, прокурора Самодаеву К.В., возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене состоявшего по делу решения по следующим основаниям.

Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Аналогичное положение содержится в части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Камызякского района Астраханской области проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании в части обеспечения учебными материалами по учебным предметам основной образовательной программы.

В ходе проверки установлено, что в МБОУ "Волго-Каспийская СОШ" обучается 268 учащихся, однако обеспеченность библиотеки учебными материалами и учебниками составляет 43% от необходимого объема, исходя из количества обучающихся лиц.

Согласно сообщению МБОУ "Волго-Каспийская СОШ" от 2 октября 2013 года № 21 денежные средства на обеспечение обучающихся учебниками и учебными пособиями в 2011 - 2013 году не поступали.

Министерство образования и науки Астраханской области ежемесячно в рамках соглашения перечисляет платежным поручением в финансовое управление администрации муниципального образования "Камызякский район" средства на получение общедоступного образования, в том числе на обеспечение учебного процесса, после чего средства распределяются по муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждениям с учетом количества учащихся и суммы, приходящейся на одного ученика в месяц.

Из сведений администрации МО "Камызякский район" Астраханской области в 2013 году с учетом индексации сумма составила 377 рублей на 1 учащегося в год.

В силу частей 2, 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование в Российской Федерации является обязательным, при этом гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Общие вопросы воспитания и образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "е" ч. 1 ст. 72).

Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ РФ "Об образовании в Российской Федерации" гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни, что соответствует пункту 4 статьи 5 Федерального закона.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Согласно пункту 1 указанного Стандарта федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать, в том числе, укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой (ст. 26 Стандарта).

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответчиками, в обязанности которых входит организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, нарушаются требования действующего законодательства об образовании в части обеспечения учащихся МБОУ "Волго-Каспийская СОШ" учебными материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы, поскольку учащиеся этой школы обеспечены бесплатными учебниками не на 100%.

Доводы апелляционной жалобы о необоснованном возложении на администрацию МО "Камызякский район" Астраханской области обязанности обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда муниципального бюджетного образовательного учреждения "Волго-Каспийская СОШ" учебниками и учебными пособия не могут быть приняты во внимание как не основанные на нормах закона.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района отнесены к вопросам местного значения.

Согласно постановлению главы муниципального образования "Камызякский район" от 17.11.2005 года администрация района выступает в качестве учредителя муниципальных образований и дошкольных образовательных учреждений района.

30 декабря 2012 года главой администрации муниципального образования "Камызякский район" и Министром образования подписано Соглашение о взаимодействии, предметом которого является определение порядка взаимодействия между сторонами и взаимные обязательства в сфере образования в части предоставления межбюджетных трансфертов в виде субвенций на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях МО "Камызякский район" Астраханской области в целях улучшения качества предоставления услуг в сфере образования.

Таким образом, суд первой инстанции исходя из положений закона, Устава учреждения и Соглашения о взаимодействии, пришел к обоснованному выводу о возложении обязанности на администрацию муниципального образования "Камызякский район" обеспечить общеобразовательное учреждение учебниками и учебными пособиями.

При рассмотрении дела суд принял все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон и на основании надлежащей оценки имеющихся в материалах дела доказательств пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска прокурора Камызякского района Астраханской области ввиду того, что обеспечение МБОУ "Волго-Каспийская СОШ" учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы возложена не только на МБОУ "Волго-Каспийская СОШ" как в силу закона, так и в соответствии с Уставом учреждения, но и на администрацию муниципального образования "Камызякский район" как учредителя этого учебного учреждения, Министерство образования и науки Астраханской области.

Апелляционная жалоба не содержит указания на какие-либо обстоятельства, которые не приняты во внимание судом первой инстанции при вынесении решения. Суд объективно исследовал материалы дела, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил материальный закон, нарушений требований процессуального законодательства не допустил.

Принимая во внимание, что судом не допущено нарушений, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, которые являются основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Иные доводы апелляционной жалобы не влекут отмену решения суда, поскольку не имеют правовых оснований и направлены на переоценку выводов суда и иное применение и толкование закона, нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда


определила:


решение Камызякского районного суда Астраханской области от 4 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Камызякский район" Астраханской области - без удовлетворения.