Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[Законом гарантируется не только право на общедоступность дошкольного образования, но и на приоритетное предоставление доступа к нему определеныным категориям граждан. Органы местного самоуправления обязаны принимать меры для организации сети детских дошкольных образовательных учреждений, а в случае недостаточности - расширять их. При этом реализация прав одних граждан на получение дошкольного образования должна осуществляться не за счет ущемления прав других, а посредством увеличения числа мест в дошкольных учреждениях.] 



АРХАНГЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 30 июня 2014 г. № 33-3112



Судья Балакшина Ю.В.

Докладчик Пыжова И.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего Нибараковой С.Г.,

судей Пыжовой И.А., Рудь Т.Н.,

при секретаре О.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 30 июня 2014 года дело по апелляционной жалобе администрации МО "Котлас" на решение Котласского городского суда Архангельской области от 03 апреля 2014 года, которым постановлено:

"исковое заявление Т.Д.В. в интересах несовершеннолетнего Т.С.Д. к муниципальному образованию "Котлас" в лице администрации муниципального образования "Котлас" о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении удовлетворить.

Обязать муниципальное образование "Котлас" в лице администрации муниципального образования "Котлас" предоставить Т.С.Д., <...> <...> года рождения, место в дошкольном образовательном учреждении на территории города Котласа Архангельской области в срок до 1 сентября 2014 года".

Заслушав доклад судьи Пыжовой И.А., судебная коллегия


установила:


Т.Д.В. обратился в суд с заявлением в интересах несовершеннолетнего Т.С.Д. об обязании МО "Котлас" в лице администрации МО "Котлас" предоставить его ребенку место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

В обоснование заявленных требований указал, что он обратился в Управление по социальным вопросам администрации МО "Котлас" с заявлением о предоставлении ребенку места в детском саду, однако данная обязанность заинтересованным лицом не исполнена. Просил обязать МО "Котлас" в лице администрации МО "Котлас" предоставить его сыну место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в срок до 01 сентября 2014 года.

Заявитель в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Представитель администрации МО "Котлас" Н. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась. Ссылалась на отсутствие у органов местного самоуправления обязанности по предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования каждому ребенку. Указала на невозможность предоставить место в дошкольном образовательном учреждении сыну заявителя, так как тем самым нарушатся права других несовершеннолетних детей. Просила установить срок предоставления места в дошкольном образовательном учреждении до 01 августа 2015 года.

Суд вынес указанное решение, с которым не согласилась администрация МО "Котлас". В поданной апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, установив срок предоставления места ребенку заявителя в дошкольном образовательном учреждении до 01 августа 2015 года.

В обоснование доводов жалобы ссылается на невозможность предоставления ребенку заявителя места в дошкольном образовательном учреждении виду укомплектованности групп. Для возрастной категории детей, к которой относится ребенок заявителя, открывается только 24 группы укомплектованностью в 458 мест, тогда как ребенок состоит в очереди на предоставление места в дошкольном учреждении под номером <...>.

Судом при вынесении решения не были учтены возраст несовершеннолетнего, фактическое наличие мест в дошкольных образовательных учреждениях, реальная возможность предоставления ребенку заявителя места в дошкольном образовательном учреждении.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено, что Т.Д.В. является отцом Т.С.Д., <...> <...> года рождения.

Действуя как законный представитель несовершеннолетнего, Т.Д.В. 25 сентября <...> года обратился с заявлением в Управление по социальным вопросам администрации МО "Котлас" о предоставлении сыну места в дошкольном образовательном учреждении, но до настоящего времени несовершеннолетний Т.С.Д. не обеспечен местом в дошкольном образовательном учреждении.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции установил нарушение прав несовершеннолетнего Т.С.Д. на получение бесплатного дошкольного образования и пришел к выводу о наличии оснований для возложения на администрацию МО "Котлас" обязанности по предоставлению ребенку заявителя места в детском дошкольном образовательном учреждении на территории города Котласа.

С данным выводом судебная коллегия согласна, а доводы апелляционной жалобы находит несостоятельными.

В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.

В соответствии с п. п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Аналогичное положение закреплено в ст. 9 Федерального закона от 29.12.<...> № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Следовательно, на органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию сети дошкольных образовательных учреждений для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье.

Согласно ст. ст. 4, 5, 37 Устава МО "Котлас" администрация МО "Котлас" является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления МО "Котлас", который наделен полномочиями по решению вопросов местного значения МО "Котлас" в сфере организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории МО "Котлас". Учредителем муниципальных дошкольных учреждений является администрация МО "Котлас".

Постановлением главы МО "Котлас" от 06 марта 2014 года № 447 утвержден Порядок комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений на территории МО "Котлас" (далее по тексту - Порядок).

Согласно п. 1.7 Порядка комплектование МДОУ осуществляется в порядке очередности, определяемой по дате подачи заявления родителями (законными представителями).

Правила приема воспитанников в учреждения определяются учреждением самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2.1 Порядка).

В соответствии с п. 1.16 Порядка комплектование муниципальных образовательных дошкольных учреждений на территории МО "Котлас", дети сотрудника, имеющего специальное звание и проходящего службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, принимаются в МДОУ в первоочередном порядке.

Как следует из материалов дела, заявитель имеет звание лейтенанта внутренней службы, с 11 декабря 2006 года проходит службу в ФКУ ИК-<...> УФСИН России по Архангельской области, с 19 июня <...> года и по настоящее время состоит в должности оперуполномоченного оперативного отдела ФКУ ИК-<...> УФСИН России по Архангельской области.

Таким образом, Т.С.Д. имеет право на обеспечение местом в детском дошкольном учреждении в первоочередном порядке.

Между тем администрацией МО "Котлас" обязанность по обеспечению несовершеннолетнего Т.С.Д. местом в детском дошкольном учреждении не исполнена, чем нарушено конституционное право ребенка на бесплатное дошкольное образование.

Установив, что муниципальным образованием "Котлас" не исполнена обязанность по обеспечению ребенка местом в детском дошкольном учреждении, суд обоснованно возложил на администрацию МО "Котлас", осуществляющую комплектование муниципальных образовательных учреждений, обязанность обеспечить Т.С.Д. местом в детском дошкольном учреждении.

Довод апелляционной жалобы об укомплектованности групп дошкольных образовательных учреждений является необоснованным и не влечет отмену судебного решения, поскольку администрация МО "Котлас" обязана принимать меры для организации сети детских дошкольных образовательных учреждений, а в случае недостаточности - расширять их. При этом реализация прав одних граждан на получение дошкольного образования должна осуществляться не за счет ущемления прав других, а посредством увеличения числа мест в дошкольных учреждениях.

Довод апелляционной жалобы о необоснованности установленного судом срока исполнения возложенной на орган местного самоуправления обязанности - до 01 сентября 2014 года судебная коллегия также находит несостоятельным.

В соответствии с ч. 1 ст. 67 Федерального закона от 29.12.<...> № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев.

По делу достоверно установлен факт нарушения прав несовершеннолетнего на получение бесплатного дошкольного образования, а также то обстоятельство, что ребенок заявителя имеет право на прием в муниципальное образовательное учреждение в первоочередном порядке, в связи с чем установление более длительного срока для исполнения возложенной на заинтересованное лицо обязанности не обеспечит восстановление прав несовершеннолетнего в полном объеме.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены верно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, то судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенного судом решения.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия


определила:


решение Котласского городского суда Архангельской области от 03 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО "Котлас" - без удовлетворения.

Председательствующий

С.Г.НИБАРАКОВА

Судьи

И.А.ПЫЖОВА

Т.Н.РУДЬ