Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. К полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. Следовательно, суд обоснованно возложил обязанность на администрацию профинансировать, а на школу – оборудовать здание системой извещения о пожаре, передаваемой в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы (беспроводной пожарной сигнализацией), поскольку выполнение этой обязанности направлено на обеспечение пожарной безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса.]



ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 30 мая 2014 г. по делу № 33-5563/14


Судья Кузнецов А.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Грымзиной Е.В.,

судей: Бурковской Е.А., Алябьева Д.Н.,

при секретаре С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц - несовершеннолетних граждан Иловлинского муниципального района Волгоградской области к муниципальному образовательному учреждению "<.......>", администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области с привлечением третьего лица ОНД по Иловлинскому району УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области о понуждении устранить нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности,

по апелляционной жалобе Администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области

на решение Иловлинского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым иск Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц - несовершеннолетних граждан Иловлинского муниципального района Волгоградской области к муниципальному образовательному учреждению "<.......>", администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области с привлечением третьего лица ОНД по Иловлинскому району УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области о понуждении устранить нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности удовлетворен.

Администрация Иловлинского муниципального района Волгоградской области в течение полугода с момента вступления настоящего решения в законную силу, обязана профинансировать, а муниципальное образовательное учреждение "<.......>" оборудовать здание школы, расположенное по адресу: <адрес>, системой извещения о пожаре, передаваемой в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы.

Заслушав доклад судьи Грымзиной Е.В., объяснения прокурора Дружининой И.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда


установила:


Прокурор Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц - несовершеннолетних граждан Иловлинского муниципального района Волгоградской области обратился в суд с иском к муниципальному образовательному учреждению "<.......>") и администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области о понуждении администрации профинансировать, а МОУ "<.......>" оборудовать здание школы, расположенное по адресу: <адрес> системой извещения о пожаре, передаваемой в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы.

В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Иловлинского района была проведена проверка соблюдения требований антитеррористической безопасности в деятельности МОУ "<.......>", в ходе которой были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно установлено, что школа не оснащена системой извещения о пожаре, передаваемой в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы (беспроводной пожарной сигнализацией).

Согласно Уставу МОУ "<.......>" учредителем школы является Иловлинский муниципальный район Волгоградской области, функции и полномочия которого осуществляет администрация Иловлинского муниципального района. Также администрация является собственником имущества, переданного в оперативное управление школе.

Просил понудить МОУ "<.......>" оборудовать здание школы, расположенное по адресу: <адрес>, системой извещения о пожаре, передаваемой в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы.

Обязать администрацию Иловлинского муниципального района Волгоградской области профинансировать оборудование здания МОУ "<.......>", расположенное по адресу: <адрес> системой извещения о пожаре, передаваемой в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы.

Иловлинским районным судом Волгоградской области постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация Иловлинского муниципального района Волгоградской области оспаривает постановленное судом решение и просит его отменить.

Проверив материалы дела в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит причин для ее удовлетворения и отмены либо изменения судебного акта.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Положениями ст. 37 ФЗ от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно ст. 38 ФЗ от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

Из положений п. 14.4 СП 5.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования, следует, что на объектах класса функциональной опасности Ф1.1 и Ф4.1 извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы. Рекомендуется применять технические средства с устойчивостью к воздействиям электромагнитных помех не ниже 3-й степени жесткости по ГОСТ Р 53325-2009.

Статьей 32 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ (ред. от 2 июля 2013 года) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлена классификация зданий, сооружений и пожарных отсеков по функциональной пожарной опасности, где к классу Ф1.1 - отнесены здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций, а к классу Ф4.1 - здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (в ред. 3 февраля 2014 года) "Об образовании в РФ", образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу пункта 8 ч. 1 ст. 41 вышеуказанного Закона, следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Судом первой инстанции установлено, что МОУ "<.......>" не оснащена системой извещения о пожаре, передаваемой в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы (беспроводной пожарной сигнализацией), что подтверждается сообщением отдела образования, опеки и попечительства Администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области № <...> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).

В соответствии с п. 2.1 Устава МОУ "<.......>" учредителем школы является Иловлинский муниципальный район Волгоградской области. Функции и полномочия учредителя школы осуществляются администрацией Иловлинского муниципального района Волгоградской области в лице отдела образования, опеки и попечительства администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области.

Согласно ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в РФ", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции правильно применил нормы действующего законодательства, обоснованно возложил обязанность на администрацию профинансировать, а на МОУ "<.......>" оборудовать здание школы системой извещения о пожаре, передаваемой в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы (беспроводной пожарной сигнализацией), поскольку выполнение этой обязанности направлено на обеспечение пожарной безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса.

Выводы суда мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.

Доводы жалобы о том, что администрация, являясь собственником имущества МОУ "<.......>", не отвечает по обязательствам последнего и осуществляет свои полномочия, установленные ст. 9 Федерального закона "Об образовании в РФ" от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ в полном объеме, а также и то, что проверкой, проведенной прокуратурой не выявлено несоответствия здания МОУ "<.......>" требованиям ст. 8 Федерального закона РФ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ, судебной коллегией не принимаются, являются не состоятельными, поскольку данный довод не основан на законе и не освобождает ответчиков от принятия всех необходимых мер для предотвращения нарушений требований пожарной безопасности.

Иных правовых доводов в обоснование незаконности или необоснованности принятого решения апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь за собой отмену решения, не установлено.

При таких данных, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда


определила:


Решение Иловлинского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области - без удовлетворения.

Судья

Волгоградского областного суда

Е.В.ГРЫМЗИНА