Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[Суд обязал освободить помещения муниципальной дошкольной образовательной организации, переданные в пользование досугового центра при наличии зарегистрированной очереди в детский сад.] 



ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 мая 2014 г. по делу № 33-4723/2014


Судья: Улицкая Н.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Грымзиной Е.В.,

судей Козловской Е.В., Бурковской Е.А.

при секретаре Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Светлоярского муниципального района <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кировского сельского поселения Светлоярского муниципального района <адрес>, МКУ "Социально-культурный, досуговый центр семьи и молодежи "Мечта" Кировского сельского поселения", администрации Светлоярского муниципального района <адрес> о признании действий администрации Кировского сельского поселения Светлоярского муниципального района <адрес> незаконными и понуждении МКУ "Социально-культурный, досуговый центр семьи и молодежи "Мечта" Кировского сельского поселения" к высвобождению занимаемых помещений МКО "Чапурниковская НОШ" о понуждении администрации Светлоярского муниципального района <адрес> привести высвобождаемые помещения в соответствие с требованиями СанПин,

по апелляционной жалобе администрации Кировского сельского поселения Светлоярского муниципального района <адрес>

на решение Светлоярского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым на администрацию Кировского сельского поселения Светлоярского муниципального района <адрес> возложена обязанность высвободить занимаемые МКУ "Социально-культурный, досуговый центр семьи и молодежи "Мечта" Кировского сельского поселения" помещения МКОУ "Чапурниковская НОШ" с момента вступления решения суда в законную силу.

На администрацию Светлоярского муниципального района <адрес> возложена обязанность привести высвобожденные помещения в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденных постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Заслушав доклад судьи Козловской Е.В., объяснения прокурора Елансковой Л.Ф., полагавшей решение законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам


установила:


Прокурор Светлоярского муниципального района <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Кировского сельского поселения Светлоярского муниципального района <адрес>, МКУ "Социально-культурный, досуговый центр семьи и молодежи "Мечта" Кировского сельского поселения", администрации Светлоярского муниципального района <адрес> о признании действий администрации Кировского сельского поселения Светлоярского муниципального района <адрес> незаконными и понуждении к устранению выявленных нарушений.

В обоснование заявленных требований указал, что ответчиками нарушаются требования действующего законодательства в связи с нецелевым использованием помещений МКОУ "Чапурниковская НОШ" для размещения МКУ "Социально-культурный, досуговый центр семьи и молодежи "Мечта" Кировского сельского поселения", что влечет, в том числе, невозможность обеспечения всех нуждающихся местами в дошкольном образовательном учреждении.

Просил суд: обязать администрацию Кировского сельского поселения Светлоярского муниципального района <адрес>, как учредителя МКУ "Социально-культурный, досуговый центр семьи и молодежи "Мечта" Кировского сельского поселения" высвободить занимаемые МКУ "Социально-культурный, досуговый центр семьи и молодежи "Мечта" Кировского сельского поселения" помещения МКОУ "Чапурниковская НОШ" с момента вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию Светлоярского муниципального района <адрес> привести высвобожденные помещения в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденных постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация Кировского сельского поселения Светлоярского муниципального района <адрес> оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Статьей 64 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Удовлетворяя исковые требования прокурора Светлоярского муниципального района <адрес>, суд первой инстанции исходил из того, что допущенные администрацией Кировского сельского поселения, как учредителем МКУ "Социально-культурный, досуговый центр семьи и молодежи "Мечта" Кировского сельского поселения и администрацией <адрес> нарушения по нецелевому использованию нежилого помещения МКОУ "Чапурниковская НОШ" противоречат принципу законности.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами по следующим основаниям.

Приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1014 утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" согласно пунктам 1 и 6 которого порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (далее - Порядок) регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.

Согласно ч. 11 ст. 15 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации" к вопросам местного значения относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Кроме того, в концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года дошкольного образования рассматривается как один из факторов укрепления и сохранения здоровья детей, улучшения демографической ситуации в Российской Федерации.

Помимо этого, Федеральным законом № 51-ФЗ от 10 апреля 2000 года утверждена Федеральная программа развития образования, как организационная основа государственной политики Российской Федерации в области образования.

Данная программа предусматривает, в том числе, основные направления развития дошкольного образования, а именно: обеспечение государством общедоступности услуг образовательных дошкольные учреждений для всех групп населения; создание условий для наиболее полного развития способностей и интересов детей дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, на основе индивидуального подхода; сохранение и развитие системы различных видов дошкольных образовательных учреждений и обеспечение и функционирования в соответствии с потребностями населения; поддержка и развитие разнообразных форм оздоровительной работы в образовательных учреждениях различных типов и видов; разработка программного и учебно-методического обеспечения государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ дошкольного образования содействие семьям в обучении и воспитании детей дошкольного возраста, посещающих дошкольных образовательных учреждений; обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, развитие интеграции дошкольных образовательных учреждений с образовательными учреждениями общего и дополнительного образования, внедрение новых образовательных технологий в системе дошкольного образования совершенствование воспитательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ожидаемыми результатами реализации Программы являются: создание и функционирование системы дошкольных образовательных учреждены различных видов в соответствии с потребностями населения; реализации новых подходов к формированию развивающей среды, наиболее полном выявлению и развитию способностей и интересов детей; обеспечение квалифицированного педагогического консультирования родителей; расширение перечня дополнительных услуг, предоставляемых детям, не посещающим дошкольных образовательных учреждений; введение дифференцированных норм финансирования дошкольного образования.

Из материалов дела усматривается, что на территории Кировского сельского поселения Светлоярского муниципального района осуществляет образовательную деятельность муниципальное казенное образовательное учреждение Чапурниковской начальной общеобразовательной школы Светлоярского муниципального района <адрес> (далее - МКОУ "Чапурниковская НОШ"), что подтверждается копией лицензии на право ведения образовательной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о государственной аккредитации от ДД.ММ.ГГГГ, копией свидетельства о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно п. п. 1.1, 1.6 Устава МКОУ "Чапурниковская НОШ" учреждение создано в целях обеспечения гарантированного государством права граждан на получение общедоступного бесплатного общего образования в переделах государственного стандарта общего образования, учредителем является администрация Светлоярского муниципального района <адрес> (далее - Учредитель).

В соответствии с п. п. 3.2, 3.3 Устава порядок комплектования МКОУ "Чапурниковская НОШ" воспитанниками определяется Учредителем. В дошкольные группы принимаются дети в возрасте от 2 лет до 7 лет. Прием осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей).

Пунктом 3.5 Устава определено, что в МКОУ "Чапурниковская НОШ" может функционировать четыре дошкольные группы: раннего возраста - от двух до трех лет; вторая младшая - средняя - от трех до пяти лет; старшая группа - от пяти до шести лет; подготовительная - от шести до семи лет. В соответствии с современными психолого-педагогическими и медицинскими требованиями, группы комплектуются по одновозрастному принципу. В случае большего количества детей одного возраста допускается комплектование групп детьми разных возрастов.

МКОУ "Чапурниковская НОШ" рассчитано на 4 дошкольные группы наполняемостью 75 детей дошкольного возраста.

Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права нежилое помещение СКОУ Чапурниковская НОШ находится в оперативном управлении администрации <адрес>.

Как следует из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ дошкольные группы не функционируют. Согласно информации отдела образования администрации Светлоярского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № <...> в МКОУ "Чапурниковская НОШ" обучается в 1 классе - 16 человек, во 2 классе - 6 человек, в 3 классе - 5 человек, в 4 классе - 4 человека.

Проверкой установлено, что помещения двух групповых ячеек МКОУ "Чапурниковская НОШ" используются не по назначению - МКУ "Социально-культурный, досуговый центр семьи и молодежи "Мечта" Кировского сельского поселения, который включает в себя поселковый клуб и библиотеку.

На основании информации администрации Светлоярского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № <...> с ДД.ММ.ГГГГ дошкольная группа в Чапурниковской начальной школе закрыта в связи с низкой наполняемостью и неплатежеспособностью населения. Пустующие помещения по распоряжению главы Кировского сельского поселения в ДД.ММ.ГГГГ были использованы для размещения клуба и библиотеки, так как Чапурниковский сельский клуб, в котором располагалась, в том числе библиотека, пришел в негодность. Подтверждающие документы отсутствуют.

Также судом первой инстанции установлено, что согласно списку очередников на предоставление места в дошкольном образовательном учреждении МКОУ "Чапурниковская НОШ" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ состоит 36 человек.

Вместе с тем, несмотря на неоднократные представления прокуратуры <адрес> об устранении выявленных в результате проверки нарушений действующего законодательства по нецелевому использованию помещения МКОУ "Чапурниковская НОШ" ответчиками до настоящего времени выявленные нарушения устранены небыли.

Учитывая вышеизложенное, у суда первой инстанции имелись предусмотренные законом основания для удовлетворения требования прокурора о возложении на администрацию Кировского сельского поселения Светлоярского муниципального района <адрес>, как учредителя МКУ "Социально-культурный, досуговый центр семьи и молодежи "Мечта" Кировского сельского поселения" обязанности высвободить занимаемые МКУ "Социально-культурный, досуговый центр семьи и молодежи "Мечта" Кировского сельского поселения" помещения МКОУ "Чапурниковская НОШ" с момента вступления решения суда в законную силу.

Кроме того, в соответствии с ч. ч. 1, 1.1 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Федеральные санитарные правила, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к условиям воспитания и обучения, утверждаются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Пунктом 1.6 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" определено, что функционирование дошкольных образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу, осуществляется при наличии заключения, подтверждающего его соответствие санитарному законодательству и настоящим санитарным правилам, выданного органом, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей в целях лицензирования образовательной деятельности.

При таких обстоятельствах, судом первой инстанции постановлено обоснованное решение в части возложения на администрацию Светлоярского муниципального района <адрес>, как на лицо, владеющее указанным помещением на праве оперативного управления, обязанности привести высвобожденные помещения в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденных постановление Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № <...> "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Ссылка заявителя в апелляционной жалобе на закрытие дошкольной группы в Чапурниковской начальной школы в связи с низкой наполняемостью и неплатежеспособностью населения судебная коллегия признает несостоятельной, поскольку указанные обстоятельства, согласно имеющейся в материалах дела информации имели место в 1998 году, при том, что по состоянию на дату принятия решения, имеется очередь на получение путевки в дошкольное учреждение из 36 детей.

Доводы апеллянта о том, что дети, указанные в списке очередности на предоставление места, еще не достигли возраста, с которого возможно его посещение, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам.

Довод апелляционной жалобы о том, что истец выбрал неверный способ защиты прав, поскольку МКУ "Социально - культурный, досуговый центр семьи и молодежи "Мечта" Кировского сельского поселения" является самостоятельным юридическим лицом, не может служить основанием для отмены постановленного решения суда, поскольку основан на неверном толковании норм материального права.

Как указывалось выше, администрация Кировского сельского поселения Светлоярского муниципального района <адрес> является учредителем МКУ "Социально - культурный, досуговый центр семьи и молодежи "Мечта" Кировского сельского поселения" и собственником имущества, предоставляемого в оперативное управление и фактическое пользование. Как следует из материалов дела, спорное помещение занято в ДД.ММ.ГГГГ библиотекой и клубом на основании распоряжения главы администрации Кировского поселения.

Других доводов, ставящих под сомнение законность и обоснованность решения суда, а также подрывающих правильность выводов суда первой инстанции или свидетельствующих о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия


определила:


решение Светлоярского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Кировского сельского поселения Светлоярского муниципального района <адрес> - без удовлетворения.