ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 

[На органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию сети дошкольных образовательных учреждений. При достижении несовершеннолетними установленного возраста и наличии заявления родителей, поданного в установленном порядке, у детей возникает право на обеспечение местом в детском дошкольном учреждении. Поскольку ребенок не был включен в список детей, которым будет предоставлено место в детском саду, суд пришел к выводу о нарушении конституционного права несовершеннолетнего на бесплатное дошкольное образование.]



АРХАНГЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 30 июня 2014 г. по делу № 33-3118/14


Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего судьи Нибараковой С.Г.,

судей Пыжовой И.А., Рудь Т.Н.,

при секретаре О.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 30 июня 2014 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Вельский муниципальный район" Архангельской области на решение Вельского районного суда Архангельской области от 18 апреля 2014 года, которым постановлено:

"заявление Н.А.А. в интересах несовершеннолетнего Б. о признании бездействия администрации муниципального образования "Вельский муниципальный район" по непредоставлению места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении - удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования "Вельский муниципальный район" по непредоставлению Б., "..." года рождения, места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования "Вельский муниципальный район" предоставить несовершеннолетнему Б., "..." года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в пределах города "...", в срок не позднее 19 октября 2014 года".

Заслушав доклад судьи Рудь Т.Н., судебная коллегия


установила:


Н.А.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации МО "Вельский муниципальный район" по непредоставлению места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении незаконным и возложении обязанности предоставить Б. место в дошкольном образовательном учреждении в пределах г. "..." в срок не позднее 19 октября 2014 года.

В обоснование заявленных требований указала, что 6 июня 2013 года обратилась в управление образования администрации МО "Вельский муниципальный район" с заявлением о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении ее сыну Б., "..." года рождения, но до настоящего времени место в детском саду не предоставлено.

Н.А.А., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание первой инстанции не явилась, в представленном заявлении требования поддержала, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

Администрация МО "Вельский муниципальный район" и управление образования администрации МО "Вельский муниципальный район" своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Из представленного отзыва следует, что управление образования МО "Вельский муниципальный район" с заявленными требованиями не согласно, просило рассмотреть дело без участия представителя.

Суд принял указанное выше решение, с которым не согласилась администрация МО "Вельский муниципальный район" Архангельской области, просит его отменить.

В апелляционной жалобе представитель Р. указывает на то, что Б. в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении не отказано, место будет предоставлено в порядке очередности. Внеочередное предоставление места в детском саду сыну заявителя будет противоречить действующему федеральному законодательству и нормативно-правовым актам, определяющим порядок приема детей в образовательные учреждения, а также нарушать права несовершеннолетних детей, родители которых обратились с заявлениями ранее.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, которые извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что Н.А.А. приходится матерью Б., "..." года рождения.

Заявитель и несовершеннолетний Б. зарегистрированы и проживают в г. "...", "..." области.

6 июня 2013 года Н.А.А. обратилась в управление образования администрации МО "Вельский муниципальный район" с заявлением о предоставлении ребенку места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении. Данное заявление было принято.

До настоящего времени сын заявителя не включен в список детей, которым будет предоставлено место в детском саду.

Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности требований, поскольку администрацией МО "Вельский муниципальный район" нарушено право несовершеннолетнего Б. на бесплатное дошкольное образование.

С данным выводом судебная коллегия согласна, так как он основан на законе и исследованных в судебном заседании материалах дела.

В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное.

Закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.

В силу пп. 11 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

Аналогичное положение закреплено в ст. 9 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании", вступившего в силу с 1 сентября 2013 года.

Следовательно, на органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию сети дошкольных образовательных учреждений.

Согласно Уставу МО "Вельский муниципальный район" администрация муниципального образования является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и обладает полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере организации предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Вельского муниципального района.

Постановлением администрации МО "Вельский муниципальный район" от 24 апреля 2013 года № 681 утвержден Порядок комплектования дошкольных групп детских садов - структурных подразделений муниципальных образовательных учреждений МО "Вельский муниципальный район", реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования, согласно которому прием детей в дошкольные образовательные учреждения в возрасте от 2 месяцев до 7 лет осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей).

Таким образом, при достижении несовершеннолетними указанного возраста и наличии заявления родителей (законных представителей), поданного в установленном порядке, у детей возникает право на обеспечение местом в детском дошкольном учреждении.

Как следует из материалов дела, Б., "..." года рождения, имеет право на обеспечение местом в дошкольном образовательном учреждении.

Между тем, администрацией МО "Вельский муниципальный район" обязанность по обеспечению ребенка местом в детском дошкольном образовательном учреждении не исполнена, в связи с чем, нарушено конституционное право на бесплатное дошкольное образование.

При таких обстоятельствах, суд обоснованно обязал администрацию МО "Вельский муниципальный район" предоставить место сыну заявителя в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, представленные доказательства оценил в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального законодательства не допустил, поэтому оснований для отмены решения суда не имеется.

Доводы апелляционной жалобы, направленные на иную оценку установленных судом фактических обстоятельств дела, в силу ст. 330 ГПК РФ не могут служить основанием к отмене его решения.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия


определила:


решение Вельского районного суда Архангельской области от 18 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Вельский муниципальный район" Архангельской области - без удовлетворения.

Председательствующий

С.Г.НИБАРАКОВА

Судьи

И.А.ПЫЖОВА

Т.Н.РУДЬ