Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  
[Поскольку диплом о высшем экономическом образовании выдан учреждением, у которого отсутствует государственная аккредитация, следовательно, лицо, получившее диплом, не отвечает квалификационным требованиям об образовательном уровне руководителя страховой организации].

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 9 сентября 2008 г. по делу № А40-24047/08-154-279


Резолютивная часть решения объявлена 02 сентября 2008 г.

Решение в полном объеме изготовлено 09 сентября 2008 г.

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего: судьи Т. (единолично)

Протокол составлен судьей Т.

с участием:

от заявителя: Л. по дов. от 14.07.2008 г.,

от 1-го ответчика - Ш. по дов. от 27.12.2007 г. № 70,

от третьих лиц: от Рособрнадзор: Б. по дов. от 02.04.2008 г. № 01-173/09-01

в отсутствие представителей 2-го ответчика, Инспекции страхового надзора по ЦФО, и 3-го лица, Экономико-гуманитарного института,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО "Страховая компания "ТРАНСГАЗ-ЖИЗНЬ"

к заинтересованным лицам: Федеральной службе страхового надзора, Инспекции страхового надзора в ЦФО

с участием 3-их лиц: Экономико-гуманитарного института, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор),

о признании недействительным приказа от 26.03.2008 г. № 102 в части, касающейся отзыва лицензии С № 3560 77 от 16.07.2007 г. и лицензии П № 3560 77 от 16.07.2007 г.


установил:

ООО "Страховая компания "ТРАНСГАЗ-ЖИЗНЬ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к Федеральной службе страхового надзора, Инспекции страхового надзора в ЦФО с требованием о признании недействительным приказа от 26.03.2008 г. № 102 в части, касающейся отзыва лицензии С № 3560 77 от 16.07.2007 г. и лицензии П № 3560 77 от 16.07.2007 г.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает на то, что заявитель своевременно исполнил все требования органа страхового надзора, изложенные в Предписании и в дополнительном письме № И1-3082/ИН1 от 25.12.2007 г., направив в Инспекцию по ЦФО сначала разъяснение из ЭГИ № 87 от 11.12.2007 г., а потом письмом исх. № 201 предоставил копию диплома стандартного Российского образца о высшем экономическом образовании своего руководителя, поэтому Федеральная служба страхового надзора не имела законных оснований для вынесения оспариваемого Приказа.

При этом, заявитель, ссылаясь на письма Рособрнадзора № 02-52-372/АК от 02.11.2007 г. и № 02-52-99/АК от 14.03.2008 г., указывает, что негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Высший экономико-гуманитарный институт" (до 2007 г. - Экономико-гуманитарный институт (г. Москва) имеет лицензию Рособрнадзора на право ведения образовательной деятельности от 02.07.2007 г. серия А № 268815, рег. № 9176 со сроком действия до 31.12.2011 г. Ранее действовала лицензия Минобразования России от 28.05.2001 г. № 24-0409, выданная ЭГУ, в том числе и по специальности 080507 - Менеджмент организации.

В связи с изложенным, по мнению заявителя, диплом НВО 562701, выдан, руководителю заявителя Экономико-гуманитарным институтом в рамках своих полномочий и надлежащим образом подтверждает, что руководитель Заявителя - Ф. завершил обучение и прошел итоговую аттестацию по программе высшего профессионального образования по специальности "Менеджер организации".

В дополнение к вышеизложенному, заявитель подчеркивает, что законодатель не устанавливает связь между наличием диплома о высшем образовании государственного образца и занятием должностей в негосударственных организациях и учреждениях. Поскольку организация заявителя не является ни государственной, ни муниципальной, следовательно, к образовательному цензу руководителю компании Заявителя не могут быть предъявлены дополнительные специально не оговоренные в законе требования.

Заявитель считает, что поскольку в пункте 1 статьи 32.1 Закона "Об организации страхового дела" государство в лице законодательной власти не установило какие-либо специальные требования к упомянутому высшему учебному заведению, равно как отсутствует оговорка о том, что документ о высшем образовании должен быть дипломом государственного образца, то руководитель заявителя, имея диплом о высшем образовании, по специальности "Менеджмент организации", выданный Экономико-гуманитарным институтом, безусловно отвечает установленным в Законе квалификационным требованиям.

В судебном заседании заявитель поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлениям, в полном объеме.

Ответчики возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Рособрнадзор, являющийся третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований, представило письменные пояснения в порядке ст. 81 АПК РФ, в судебном заседании поддержало правовую позицию ответчика.

Экономико-гуманитарный институт (3-е лицо) письменных пояснений не представило, явку в судебное заседание не обеспечил.

Судебное заседание проведено в порядке статей 123, 156 АПК РФ в отсутствие второго ответчика в лице Инспекции страхового надзора в ЦФО и 3-го лица, Экономико-гуманитарного института, уведомленных о времени и месте его проведения. Доказательства надлежащего извещения в материалах дела имеются.

Спор возник из публичных отношений об оспаривании решений государственных органов, поэтому он подлежит рассмотрению в порядке, установленном ст. ст. 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Выслушав мнение и доводы представителей сторон и лица, участвующего в деле, исследовав представленные доказательства в совокупности, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат в связи с нижеследующим.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Судом проверено и установлено, что срок на обращение в суд заявителем соблюден.

Федеральная служба страхового надзора является Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела) в силу п. 1. Положения о Федеральной службе страхового надзора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 330.

Согласно п. 3 ст. 30 Закона страховой надзор осуществляется органом страхового надзора и его территориальными органами.

Из материалов дела следует, что Инспекция страхового надзора по Центральному Федеральному округу (далее - Инспекция) осуществляет свою деятельность в соответствии с п. 5.1. Положения о территориальном органе Федеральной службы страхового надзора - Инспекции страхового надзора по Федеральному округу, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2004 № 126н, в том числе осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований страхового законодательства субъектами страхового дела. В соответствии п. 5.3. Положения Инспекция выдает в соответствии с законодательством Российской Федерации предписания субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства страховой организации.

При проверке соответствия руководителей страховых организаций квалификационным требованиям, Инспекцией страхового надзора по ЦФО были выявлены нарушения страхового законодательства, в частности, в нарушение п. 1 ст. 32.1 Закона руководитель ООО "Страховая компания газовой промышленности "ТРАНСГАЗ-ЖИЗНЬ" - Ф. не отвечает установленным квалификационным требованиям: наличие высшего экономического образования, подтвержденного документом о высшем экономическом или финансовом образовании, признаваемым в Российской Федерации.

Данный вывод основан на том, что Экономико-гуманитарный институт не имеет государственной аккредитации, а руководителю заявителя выдан диплом государственного образца (серия ВСБ № 0689216 от 11.02.2006 г., рег. № 203), то есть диплом выдан с нарушением п. 16 ст. 33 Закона Российской Федерации "Об образовании".

Согласно материалам дела, страховой организации ООО "Страховая компания "ТРАНСГАЗ-ЖИЗНЬ" было выдано предписание от 21.11.2007 № ПИ1-618/ИН1.

Страховой организации ООО "Страховая компания "ТРАНСГАЗ-ЖИЗНЬ" в ответ на предписание № ПИ1-618/ИН1 письмом от 19.12.2007 № 191 было представлено письмо ректора Экономико-гуманитарного института с разъяснением о том, что выпускник по специальности "Менеджмент организации" является специалистом с высшим профессиональным экономическим образованием, признаваемым в Российской Федерации.

При этом, Федеральной службой страхового надзора в адрес Рособрнадзора письмом (от 10.10.2007 г. № 6898/00) был направлен запрос по вопросу выдачи документов о высшем профессиональном образовании.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 300, осуществляет полномочия по лицензированию и государственной аккредитации образовательных учреждений.

Рособрнадзор письмом от 02.11.2007 № 02-52-372/АК направил в Росстрахнадзор информацию о порядке выдачи документов о высшем профессиональном образовании государственного образца, согласно которому, ввиду того, что негосударственное образовательное учреждение "Экономико-гуманитарный институт" (г. Москва) (ныне - негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Высший экономико-гуманитарный институт") не имело государственной аккредитации, дипломы государственного образца о высшем профессиональном образовании (в частности, диплом серия ВСБ № 0422505) были выданы им в нарушение действующего законодательства Российской Федерации в сфере образования.

При этом Рособрнадзор в указанном письме отметил, что не может квалифицировать уровень образования лиц, обучавшихся в образовательном учреждении, не имеющем государственной аккредитации, указывая на то, что данная позиция основывается на Законе Российской Федерации "Об образовании", в соответствии с которым экспертиза соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательного учреждения федеральным государственным образовательным стандартам, а также показателей деятельности образовательного учреждения, которые необходимы для определения его вида, осуществляется при проведении процедуры государственной аккредитации.

Между тем, рассмотрев документы, представленные заявителем письмом от 25.12.2007 № И1-3082/ИН1, Инспекция сообщила заявителю, что представленный в Службу диплом серии ВСБ № 0689216, выданный Экономико-гуманитарным институтом (г. Москва), не может служить документом, подтверждающим наличие высшего экономического или финансового образования, поскольку указанный диплом выдан с нарушением п. 16. ст. 33 Закона РФ "Об образовании" (что также подтверждается письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 02.11.2007 № 02-52-372/АН, указанным выше), предписание было признано неисполненным.

01.02.2008 г. с сопроводительным письмом за исх. № 201 Заявитель предоставил в инспекцию по ЦФО копию диплома (серия НВО № 562701 от 11.02.2006 г., рег. № 203) о высшем экономическом образовании своего руководителя и копию Акта ЭГИ № 11 от 30.01.2008 г., которым последний разъясняет, что новый диплом (как документ о высшем образовании) стандартного Российского образца выдан Ф. вместо предыдущего (№ ВСБ 0689216 от 11.02.2006 г., рег. № 203), который был оформлен неправильно.

В связи с неисполнением указанного предписания, в соответствии со ст. 32.6 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон) действие лицензии Заявителя было приостановлено приказом Федеральной службы страхового надзора (далее - Служба) от 25.01.2008 № 20.

Заявителю было направлено письмо (заказное с уведомлением) Службы от 04.02.2008 № У98/03-03, в котором сообщалось о приостановлении действия лицензии, а также о том, что в случае неустранения заявителем допущенных нарушений в течение 30 календарных дней со дня вступления в силу приказа к нему будут применены меры страхового надзора (указанный приказ опубликован в "Финансовой газете" от 31.01.2008 № 5 и вступил в силу с момента опубликования).

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 32.8 Закона, орган страхового надзора принимает решение об отзыве лицензии в случае неустранения субъектом страхового дела в установленный срок нарушений страхового законодательства, явившихся основанием для ограничения или приостановления действия лицензии.

В связи с тем, что заявитель не устранил выявленное нарушение, Приказом от 26.03.2008 г. № 102 лицензия С № 3560 77 от 16.07.2007 г. и лицензия П № 3560 77 от 16.07.2007 г. были отозваны у Общества.

Из изложенного следует вывод, что ввиду отсутствия у Экономико-гуманитарного института государственной аккредитации диплом серии ВСБ № 0689216 выдан руководителю Общества Ф. в нарушение действующего законодательства Российской Федерации в сфере образования.

В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворение заявленного требования.

Согласно пунктам 16 и 17 статьи 33 Закона Российской Федерации "Об образовании" права образовательного учреждения на выдачу документа государственного образца о соответствующем уровне образования и на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации возникают с момента его государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации.

В соответствии со статьей 27 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, выдают документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.

Указанные в документах государственного образца о соответствующем уровне образования квалификации дают право их обладателям заниматься профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном порядке определены обязательные квалификационные требования к соответствующему образовательному цензу.

Свидетельство о государственной аккредитации подтверждает государственный статус образовательного учреждения, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, дает право на выдачу документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 125-ФЗ имеет дату 22.08.1996, а не 22.08.2006.

В соответствии с п. 4 ст. 10 ФЗ РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22.08.2006 г. № 125-ФЗ лицензия на ведение образовательной деятельности по образовательным программам высшего и послевузовского образования выдается Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, на основании заключения экспертной комиссии.

Согласно п. 10 ст. 6 вышеуказанного Закона лица, обучающиеся в не имеющих государственной аккредитации высших учебных заведениях или успешно окончившие их, имеют право на текущую и итоговую государственную аттестацию в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию на условиях экстерната.

Учитывая, что установленные в законодательстве определенные условия, при наличии которых лицо, окончившие высшее учебное заведение, может получить диплом государственного образца, являются условиями осуществления данного права.

Согласно п. 2 ст. 27 Закона РФ "Об образовании" образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы выдают лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, заверяемые печатью соответствующего образовательного учреждения.

В соответствии с п. 4 ст. 27 Закона РФ "Об образовании" документ государственного образца о соответствующем уровне образования является необходимым условием для продолжения обучения в государственном или муниципальном

Указанные в документах высшем профессиональном образовании квалификации дают право их обладателям заниматься профессиональной деятельностью в том числе занимать должности, для которых в установленном порядке определены обязательные квалификационные требования соответствующему образовательному цензу.

Вновь представленный заявителем диплом не является дипломом государственного образца, в связи, с чем федеральная служба по надзору в сфере образования и науки не может квалифицировать уровень образования лиц, обучавшихся в образовательном учреждении, не имеющем государственной аккредитации.

Таким образом, суд признает оспариваемое решение обоснованным и вынесенным в соответствии с законом. Учитывая, что оспариваемое решение вынесено ответчиком обоснованно, нарушение прав и законных интересов заявителя в рассматриваемом деле судом не установлено. При указанных обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании изложенного, руководствуясь Законом РФ "Об образовании", ст. ст. 27 - 29, 33, 64 - 68, 71, 75, 81, 102, 110, 156, 167 - 170, 176, 189, 197 - 201 АПК РФ, суд


решил:

проверив на соответствие Закону РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации", Закону РФ "Об образовании", Закону РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", отказать в удовлетворении требований ООО "Страховая компания "ТРАНСГАЗ-ЖИЗНЬ" к Федеральной службе страхового надзора, Инспекции страхового надзора в ЦФО о признании недействительным приказа от 26.03.2008 г. № 102 в части, касающейся отзыва лицензии на право осуществления страховой деятельности лицензий С № 3560 77 от 16.07.2007 г. и П № 3560 77 от 16.07.2007 г. и обязании Федеральной службы страхового надзора возобновить действие лицензии ООО "Страховая компания "ТРАНСГАЗ-ЖИЗНЬ" на право осуществления страховой деятельности лицензий С № 3560 77 от 16.07.2007 г. и П № 3560 77 от 16.07.2007 г.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в месячный срок с момента его принятия.