Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[Основанием для предъявления органом санитарно-эпидемиологического контроля к юридическому лицу требований о понесенных дополнительных расходах в соответствии с пунктом 6 Порядка проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, утвержденного Приказом Минздрава Российской Федерации от 15.08.2001 № 326, является факт виновного причинения вреда юридическим лицом вследствие нарушения санитарного законодательства. В ходе проверки установлено, что вспышка острой кишечной инфекции среди воспитанников дошкольного учреждения произошла из-за употребления в пищу некачественного молочного продукта. В связи с выявленными нарушениями объективно возникла необходимость в проведении дополнительных санитарно-эпидемиологических мероприятий по ликвидации инфекционных заболеваний в учреждении. Так как факт нарушения образовательным учреждением норм санитарно-эпидемиологического законодательства установлен, а сумма затрат, понесенных в связи с проведением дополнительных санитарно-эпидемиологических мероприятий по ликвидации инфекционных заболеваний в учреждении подтверждается материалами дела, суд счел, что имеются основания для удовлетворения требований о возмещении затрат].


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 28 августа 2007 г. Дело № А51-6182/2007 32-217 


(извлечение)


Арбитражный суд Приморского края установил:

ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к муниципальному специальному (коррекционный) образовательному учреждению для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии "Специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад" п. Кавалерово о взыскании 60621 рубля 53 копейки убытков, вызванных проведением противоэпидемических мероприятий по случаю санитарно-эпидемиологической проверки факта вспышки острых кишечных инфекций.

В судебном заседании представитель ответчика указал на изменение своего наименования - согласно Постановлению главы администрации Кавалеровского муниципального района от 17.11.2006 № 974 муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии "Специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад" п. Кавалерово переименовано в муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Начальная школа - детский сад компенсирующего вида" п. Кавалерово.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, указав, что просит взыскать сумму долга с учреждения, являющегося ответчиком по данному делу.

Ответчик исковые требования оспорил, считает, что у учреждения в соответствии с пунктом 8 статьи 51 Федерального закона Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" № 52-ФЗ от 30.03.99 отсутствует обязанность по оплате оказанных услуг.

Исследовав материалы дела, изучив доводы представителей сторон, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела судом установлено, что в период с 04.08.2006 по 08.08.2006 в МСКОУ "Специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад" была зарегистрирована вспышка острых кишечных инфекций неустановленной этиологии, охватившая 10 человек.

В целях ликвидации последствий массового заболевания населения истцом проведены расследования по установлению причин и выявлению условий возникновения и распространения кишечной инфекции. В результате проводимых мероприятий сумма дополнительных расходов составила 60621 рубль 53 копейки.

Невозмещение ответчиком расходов на проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий в добровольном порядке послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе:

- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

- осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Нарушение, в частности, требований статей 11, 15, 17 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также требований Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов влечет за собой применение мер административного, уголовного преследования, а также мер гражданско-правовой ответственности.

Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" № 52-ФЗ от 30.03.99 в дошкольных и иных образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Частью 1 статьи 51 Закона Российской Федерации "Об образовании" № 3266-1 от 10.07.92 установлена обязанность учреждения по созданию условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников.

Статьей 47 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что финансирование Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации осуществляется за счет средств, получаемых от граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в порядке возмещения дополнительно понесенных органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации расходов на проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Основанием для предъявления органом санитарно-эпидемиологического контроля к юридическому лицу требований о понесенных дополнительных расходах в соответствии с пунктом 6 Порядка проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, утвержденного Приказом Минздрава Российской Федерации от 15.08.2001 № 326, является факт виновного причинения вреда юридическим лицом вследствие нарушения санитарного законодательства.

В соответствии с пунктом 6 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.08.2001 № 326 "О порядке проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок" на безвозмездной и безвозвратной основе органы и учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации осуществляют проведение экспертиз в рамках государственного санитарно-эпидемиологического надзора, включая проведение санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), за исключением случаев, когда лица, виновные в причинении вреда вследствие нарушения санитарного законодательства, были установлены, и они обязаны в соответствии с действующим законодательством возместить органам и учреждениям Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации понесенные расходы в полном объеме.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.12.1999 № 452 утверждено Положение о порядке возмещения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами дополнительно понесенных органами и учреждениями Госсанэпидслужбы России расходов на проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий (далее Положение). Согласно указанному документу, к дополнительным отнесены расходы, связанные с проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при возникновении инфекционных заболеваний, в том числе вспышек и эпидемий, пищевых и иных отравлений людей. Дополнительные расходы санитарно-профилактических учреждений, связанные с ликвидацией последствий нарушения санитарного законодательства Российской Федерации, возмещаются гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в добровольном порядке, а в случае отказа от добровольного возмещения - в установленном порядке (п. 4 Положения).

Данный порядок установлен пунктом 3 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" от 08.08.2001 № 134-ФЗ, который предусматривает, что орган государственного контроля (надзора) может обращаться в суд с требованием о возмещении расходов на проведение исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований.

Судом установлено, что проверка по установлению причин возникновения инфекций проводилась Филиалом ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае" г. Дальнегорск, результаты ее зафиксированы в донесении и.о. главного врача Филиала ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае" г. Дальнегорск № 137 от 07.08.06.

Согласно данному документу в ходе проверки установлено, что вспышка острой кишечной инфекции среди воспитанников дошкольного учреждения произошла из-за употребления в пищу некачественного молочного продукта. В связи с выявленными нарушениями объективно возникла необходимость в проведении дополнительных санитарно-эпидемиологических мероприятий по ликвидации инфекционных заболеваний в учреждении МСКОУ Специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад. Поскольку заболевания людей, зарегистрированные учреждениями здравоохранения, подлежат расследованию специалистами государственного санитарно-эпидемиологического надзора, истец на основании ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" произвел расследование причин заболевания, были взяты пробы и проведены различного рода исследования.

Объем и стоимость выполненных работ подтверждены прейскурантами цен стоимости работ и услуг по бактериологической лаборатории ЦГСЭН в Приморском крае, а также расчетом экономических затрат, утвержденных и.о. главного врача ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае". Расчет затрат, составленный истцом, проверен судом и признан обоснованным.

Так как факт нарушения ответчиком норм санитарно-эпидемиологического законодательства установлен, а сумма затрат, понесенных в связи с проведением дополнительных санитарно-эпидемиологических мероприятий по ликвидации инфекционных заболеваний в учреждении подтверждается материалами дела, суд считает, что имеются основания для удовлетворения требований истца.

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины относятся на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд


РЕШИЛ:

Взыскать с муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Начальная школа - детский сад компенсирующего вида" п. Кавалерово в пользу федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае" 60621 (шестьдесят тысяч шестьсот двадцать один) рубль 53 копейки убытков, а также 2318 (две тысячи триста восемнадцать) рублей 65 копеек расходов по оплате государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня принятия решения.