Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[Признаны недействующими отдельные положения Закона Республики Саха (Якутия) «Об образовании» как принятые с превышением нормотворческих полномочий в сфере образования. Указанное регулирование нарушает принцип единства федерального культурного и образовательного процесса и развития системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства, закрепленный ст. 2 Закона РФ «Об образовании» в качестве одного из базовых принципов государственной политики в области образования. В оспариваемой части региональный акт ограничивает права физических и юридических лиц в области образования по сравнению с установленным законодательством Российской Федерации.]


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 апреля 2013 г. № 74-АПГ13-5


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пирожкова В.Н.,

судей Борисовой Л.В. и Ксенофонтовой О.А.

при секретаре Тихонове М.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании недействующими отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 23 мая 1995 г. 3 № 59-1 "Об образовании" по апелляционной жалобе Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) на решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 22 января 2013 г. об удовлетворении заявления.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации


установила:

заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании недействующими п. 2 ч. 1 ст. 7, ч. ч. 3, 6 ст. 7 Закона Республики Саха (Якутия) от 23 мая 1995 г. 3 № 59-1 "Об образовании". В обоснование требований указал, что эти нормы приняты законодателем субъекта Российской Федерации с превышением полномочий и противоречат федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Верховным судом Республики Саха (Якутия) постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), полагая, что оно вынесено без достаточных на то оснований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о том, что судебное постановление отмене не подлежит.

Установлено, что 23 мая 1995 г. Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) принят Закон 3 № 59-1 "Об образовании" (далее - Закон Республики Саха (Якутия).

Пункт 2 ч. 1 ст. 7 названного Закона гласит: "Реализация принципа учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей осуществляется через учебные программы соответствующих предметов и курсов на основе федерального государственного образовательного стандарта, разрабатываемые и вводимые в пределах полномочий Республики Саха (Якутия) и образовательных организаций.".

Часть 3 этой же статьи Закона Республики Саха (Якутия) предусматривает: "Региональные, национальные и этнокультурные особенности реализуются в примерных основных общеобразовательных программах уполномоченными органами государственной власти и в учебных программах соответствующих предметов и курсов. Указанные программы включают в себя:

1) соотношение вариативной части учебных планов образовательных программ республиканского заказа и общественного образовательного запроса;

2) условия реализации примерных основных общеобразовательных программ по родным (нерусским) языкам и литературе, национальным культурам народов Республики Саха (Якутия), предметам познания окружающего мир и этнокультурной направленности, трудового, физического воспитания, подготовки к жизни, в том числе кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия;

3) планируемые результаты освоения обучающимися учебных программ соответствующих предметов и курсов, которые отражают региональные, национальные и этнокультурные особенности".

Часть 6 ст. 7 Закона Республики Саха (Якутия) устанавливает: "Планируемые результаты освоения и содержания национально-регионального компонента (составляющего) соответствующих примерных основных образовательных программ разрабатываются не реже одного раза в десять лет".

Удовлетворяя заявление, суд исходил из вывода о том, что в оспариваемой части региональный нормативный правовой акт принят с превышением полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации в сфере образования, и противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Указанный вывод суда основан на законе, соответствует материалам дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.

Согласно п. "е" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания и образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Законодательное разграничение полномочий в указанной сфере закреплено Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1).

К полномочиям федеральных органов государственной власти в соответствии со ст. 28.1 названного Закона относятся том числе разработка и реализация государственной политики, принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, установление федеральных государственных требований, обеспечение государственных гарантий прав граждан в области образования.

Уполномоченные федеральные государственные органы обеспечивают разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности, которые могут включать в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и должны учитывать региональные, национальные и этнокультурные особенности (п. п. 5.1, 5.2, 5.3 ст. 14 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1).

Федеральные государственные образовательные стандарты представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Указанные стандарты включают требования к структуре основных образовательных программ, к результатам освоения основных образовательных программ и утверждаются не реже одного раза в десять лет (п. п. 1, 4, 7 ст. 7 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1).

Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, региональных, национальных и этнокультурных особенностей и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся (п. 6 ст. 9 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1).

Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами (п. 5 ст. 14 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1).

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации подп. 2, 5.2 п. 1 ст. 29 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 отнесено принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области образования, участие в разработке на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей).

Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 не наделяет ни субъекты Российской Федерации, ни образовательные организации теми полномочиями, о которых возник спор.

Не содержит действующее законодательство и такого термина, как "учебные программы соответствующих предметов и курсов", введенного законодателем Республики применительно к полномочиям образовательных организаций.

Сравнительный анализ положений ст. 7 Закона Республики Саха (Якутия) от 23 мая 1995 г. 3 № 59-1 с федеральными установлениями приводит к выводу о том, что оспариваемое регулирование осуществлено законодателем Республики Саха (Якутия) с превышением нормотворческих полномочий в сфере образования, предоставленных ему федеральным законодательством, и не соответствует актам большей юридической силы. Указанное регулирование нарушает принцип единства федерального культурного и образовательного процесса и развития системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства, закрепленный ст. 2 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 в качестве одного из базовых принципов государственной политики в области образования. В оспариваемой части региональный акт ограничивает права физических и юридических лиц в области образования по сравнению с установленным законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части.

Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены решения, в том числе тех, ссылки на которые имеются в апелляционной жалобе.

Ссылки Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) на несогласие с решением суда не являются предусмотренными законом основаниями для отмены судебного акта.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации


определила:

решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 22 января 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.