Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[Расходы на обеспечение прав граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование, должны производиться из местных бюджетов, а при недостаточности собственных источников финансирования - за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке компенсации дополнительных расходов. Администрация района не в состоянии удовлетворить потребности населения в полном объеме в обеспечении всех нуждающихся местами в МДОУ по причине отсутствия финансовой возможности. Вместе с тем, суд не вправе вмешиваться в хозяйственную, экономическую, финансовую деятельность органов местного самоуправления по организации дополнительных дошкольных образовательных учреждений. Материальный закон для понуждения к совершению действий по организации дополнительных дошкольных образовательных учреждений отсутствует.]


КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 июня 2012 г. по делу № 33-5188/2012


Судья Пархоменко Н.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Киселевой А.А.,

судей Браун Г.В., Гареевой Е.Б.,

с участием прокурора прокуратуры Красноярского края Грековой Л.Р.,

при секретаре З.М.,

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Гареевой Е.Б.

гражданское дело по иску прокурора Туруханского района Красноярского края к администрации Туруханского района Красноярского края о защите прав неопределенного круга лиц об обязании обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем увеличения количества муниципальных дошкольных образовательных учреждений, обеспечивающих устранение нуждаемости населения в данных учреждениях

по апелляционному представлению Прокурора Туруханского района Красноярского края З.Д.

на решение Туруханского районного суда Красноярского края от 12 апреля 2012 года, которым постановлено:

"Исковые требования прокурора Туруханского района к администрации Туруханского района об обязании ответчика обеспечить на территории с. Туруханск в срок до 01.09.2015 года, предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования, путем увеличения количества муниципальных дошкольных образовательных учреждений, обеспечивающих устранение нуждаемости населения в данных учреждениях, оставить без удовлетворения."

Заслушав докладчика, судебная коллегия


установила:

Прокурор Туруханского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Туруханского района Красноярского края об обязании ответчика обеспечить на территории с. Туруханск в срок до 01.09.2015 года предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем увеличения количества муниципальных дошкольных образовательных учреждений, обеспечивающих устранение нуждаемости населения в данных учреждениях. Требования мотивировал тем, что законом на ответчика возложена обязанность по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, в том числе на создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений. По сведениям Управления образования администрации района по состоянию на 10 февраля 2012 года на учете по определению в дошкольные образовательные учреждения с. Туруханск состоит 221 ребенок в возрасте до 7 лет, нуждающиеся в предоставлении места в дошкольных образовательных учреждениях, из них 139 детей достигли возраста, разрешенного для посещения детского сада (от 1 года до 7 лет). Имеющиеся на территории с. Туруханск три дошкольных образовательных учреждения не достаточны для устранения нуждаемости детей дошкольного возраста в местах в детских образовательных учреждениях. Полагают, что ответчиком ненадлежащим образом исполняются возложенные на них законом обязанности, нарушаются конституционные права детей и их родителей на доступное дошкольное образование.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор Туруханского района Красноярского края З.Д. ставит вопрос об отмене решения суда, так как выводы суда не обоснованны, вынесены без учета фактических обстоятельств по делу.

Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, проверив материалы дела, решение суда, обсудив доводы апелляционного представления, заслушав заключение прокурора, поддержавшую доводы апелляционного представления, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.

Согласно ч. 3, 5 ст. 5 Закона РФ от 10 июля 1992 года "Об образовании" государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования.

Статьей 29 ч. 1 п. 6.1, 6.2 указанного Закона предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относятся: обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст. 26.3 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации отнесено решение вопросов обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации их полномочий.

Таким образом, обязанность по обеспечению прав граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование возложена как на органы местного самоуправления, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Расходы на обеспечение прав граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование, должны производиться из местных бюджетов, а при недостаточности собственных источников финансирования - за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке компенсации дополнительных расходов.

Согласно ст. 28, 31 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации основана на определенных принципах, в том числе, самостоятельности бюджетов. Принцип самостоятельности бюджетов означает: право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ).

Из материалов дела следует, что администрацией Туруханского района Красноярского края принимаются меры по исполнению обязанности предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Администрация района выполняет требования закона в пределах своих полномочий, однако удовлетворить потребности населения в полном объеме в обеспечении всех нуждающихся местами в МДОУ не может по причине отсутствия финансовой возможности.

Согласно ст. 10 Конституции Российской Федерации, государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Согласно ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Заявляя требования об обязании ответчика обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем увеличения количества муниципальных дошкольных образовательных учреждений истец фактически просит суд вмешаться в деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных полномочий, что, исходя из принципа разделения властей, является недопустимым.

Суд не вправе вмешиваться в хозяйственную, экономическую, финансовую деятельность органов местного самоуправления по организации дополнительных дошкольных образовательных учреждений в с. Туруханск. Материальный закон для понуждения к совершению действий по организации дополнительных дошкольных образовательных учреждений отсутствует.

Кроме того, согласно ст. 28, 31 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система РФ основана на определенных принципах, в том числе самостоятельности бюджетов, который означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ).

Кроме того, исходя из того, что решение суда является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.

В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд, кто и какие конкретно действия должен произвести, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (ч. 5 ст. 198, ст. ст. 204 - 207 ГПК РФ).

Учитывая, что исковые требования об обязании ответчика обеспечить на территории с. Туруханск в срок до 01.09.2015 года предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем увеличения количества муниципальных дошкольных образовательных учреждений, обеспечивающих устранение нуждаемости населения в данных учреждениях не конкретны (не понятно какого типа учреждения, где именно, каким способом, за счет каких средств должны быть построены) суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в их удовлетворении.

Указанные в апелляционном представлении доводы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права. Других доводов, опровергающих выводы суда, апелляционное представление не содержит.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановленного судом решения, судебной коллегией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия


определила:

Решение Туруханского районного суда Красноярского края от 12 апреля 2012 года оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Туруханского района Красноярского края З.Д. - без удовлетворения