Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  
[Признаны недействующими нормы регионального законодательства, не предусматривающие распространения мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение, отопление (теплоснабжение, в том числе поставок твердого топлива при наличии печного отопления), освещение на членов семей пенсионеров из числа педагогических работников, отработавших в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет, и допускающие ограничение предоставления социальной поддержки пределами регионального стандарта нормативной площади жилого помещения и нормативами потребления коммунальных услуг, снижая тем самым ранее достигнутый уровень социальной защиты названных лиц.]

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 сентября 2013 г. № 72-АПГ13-6


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пирожкова В.Н.

судей Еременко Т.И. и Ксенофонтовой О.А.

при секретаре Паршиной М.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Законодательного Собрания Забайкальского края и Губернатора Забайкальского края на решение Забайкальского краевого суда от 27 мая 2013 года, которым признаны не действующими со дня вступления решения в законную силу пункт 7 части 1 и часть 2 статьи 5 Закона Забайкальского края от 17 февраля 2009 года № 129-ЗЗК "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае" в той части, в которой пункт 7 части 1 статьи 5 исключает членов семьи, проживающих с пенсионерами из числа педагогических работников, имеющими общий стаж работы в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет, из состава лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение, отопление (теплоснабжение, в том числе доставку твердого топлива при наличии печного отопления), освещение, и в той части, в которой часть 2 статьи 5 допускает предоставление социальной поддержки по оплате за жилое помещение, отопление (теплоснабжение, в том числе доставку твердого топлива при наличии печного отопления), освещение пенсионерам из числа педагогических работников, имеющим общий стаж работы в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет, и проживающим с ними членам семьи только в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, устанавливаемых высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в соответствии с федеральным законом.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., объяснения представителя Губернатора Забайкальского края Лобач О.П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации


установила:

Законодательным Собранием Забайкальского края принят Закон Забайкальского края от 17 февраля 2009 года № 129-ЗЗК "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае". Закон опубликован 25 февраля 2009 года в газете "Забайкальский рабочий" № 35.

Частью 1 статьи 5 названного Закона предусмотрено предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающим (работавшим) в организациях, финансируемых из бюджета Забайкальского края и бюджетов муниципальных образований, проживающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) Забайкальского края. В частности, пенсионерам из числа педагогических работников, имеющим общий стаж работы в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет, предоставляется мера социальной поддержки по оплате за жилое помещение, отопление (теплоснабжение, в том числе доставка твердого топлива при наличии печного отопления), освещение при условии, что на момент выхода на пенсию им предоставлялись данные меры социальной поддержки (пункт 7 части 1 статьи 5).

Согласно части 2 статьи 5 Закона специалистам, перечисленным в настоящей статье, предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, устанавливаемых высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в соответствии с федеральным законом.

Моисеева Л.В., являясь педагогом-пенсионером со стажем работы в общеобразовательном учреждении сельской и приравненной к ней местности более 10 лет, обратилась в Забайкальский краевой суд с заявлением о признании пункта 7 части 1 и части 2 статьи 5 Закона Забайкальского края от 17 февраля 2009 года № 129-ЗЗК "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае" противоречащими федеральному законодательству и недействующими, полагая, что они ограничивают ее право педагога-пенсионера совместно с членами семьи бесплатно пользоваться жилым помещением с отоплением и освещением в соответствии с Законом РФ "Об образовании".

Заявитель указала, что таковое право педагогических работников и членов их семей после выхода на пенсию закреплено в Постановлении Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года № 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательной школ в сельской местности" и сохранило силу в Российской Федерации после изменения законодательства, поэтому ограничение этого права законом субъекта Российской Федерации снижает ранее достигнутый уровень их социальной защиты и противоречит федеральному законодательству.

Решением Забайкальского краевого суда от 27 мая 2013 года заявление Моисеевой Л.В. удовлетворено частично: оспариваемые ею в полном объеме нормы признаны не действующими в части.

В апелляционных жалобах Законодательного Собрания Забайкальского края и Губернатора Забайкальского края ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении заявления Моисеевой Л.В.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.

В соответствии пунктами "е" и "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Предоставление мер социальной поддержки пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года № 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности". Названным Постановлением установлено, что за перешедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж их работы в школах сельской местности составляет не менее 10 лет.

Распоряжением Совета Министров СССР от 23 мая 1984 года № 1003 указанная мера социальной поддержки была распространена на перешедших на пенсию педагогических работников общеобразовательных школ всех типов, расположенных в поселках городского типа (рабочих поселках), и на проживающих с ними членов их семей.

Приведенные положения сохранили свое действие и применялись после принятия Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании".

В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании" в редакции, действовавшей до 11 января 2011 года, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Из содержания названной нормы следует, что педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) было гарантировано право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Это право не предполагало какого-либо ограничения ни размерами занимаемой жилой площади, ни нормативами потребления коммунальных услуг.

Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ норма абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" изложена в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Изменение формы предоставления мер социальной поддержки (с натуральной на компенсационную) не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение.

Правильность такой правовой позиции подтверждается статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", согласно которой нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании", не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.

Таким образом, наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.

По мнению Судебной коллегии, суд обоснованно не согласился с доводами представителей Законодательного Собрания Забайкальского края и Губернатора Забайкальского края о том, что меры социальной поддержки, ранее предоставлявшиеся педагогам-пенсионерам сельской и приравненной к ней местности в соответствии с законодательством СССР, не применяются с момента вступления в силу Конституции РФ и Закона РФ "Об образовании", сославшись на Определение Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2009 года № 553-О-П, согласно которому положение Постановления Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года № 255, установившее, что за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ в сельской местности и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж их работы в школах сельской местности составляет не менее 10 лет, сохраняло свое действие и применялось после принятия в 1992 году Закона РФ "Об образовании".

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что оспариваемые в настоящем деле нормы не предусматривают распространения мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение, отопление (теплоснабжение, в том числе поставок твердого топлива при наличии печного отопления), освещение на членов семей пенсионеров из числа педагогических работников, отработавших в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет, и допускают ограничение предоставления социальной поддержки пределами регионального стандарта нормативной площади жилого помещения и нормативами потребления коммунальных услуг, снижая тем самым ранее достигнутый уровень социальной защиты названных лиц, следует согласиться с выводом суда о признании оспариваемых норм не действующими в этой части и применительно к пенсионерам из числа педагогических работников, имеющим общий стаж работы в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет.

Доводы апелляционных жалоб приведенного выше вывода суда не опровергают, поэтому основаниями к отмене решения суда явиться не могут.

Что касается довода апелляционной жалобы Губернатора Забайкальского края об отсутствии у Моисеевой Л.В. права на льготу в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года № 255 и распоряжением Совета Министров от 23 мая 1983 года № 1003р, то он также не может явиться основанием к отмене решения суда. Судом установлено, что Моисеева Л.В. проживает в ЗАТО поселок Горный Улетовского района Забайкальского края, являющемся поселком городского типа согласно статье 6 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 320-ЗЗК "Об административно-территориальном устройстве Забайкальского края". На момент назначения пенсии (15 июня 1996 года) и фактического выхода на пенсию (26 октября 2009 года) у нее имелось не менее 10-ти лет стажа педагогической работы в Оловяннинской районной вечерней (сменной) общеобразовательной школе, расположенной в поселке городского типа Калангуй Оловяннинского района Забайкальского края (ранее Читинской области). При таких данных следует согласиться с выводом суда о том, что Моисеева Л.В. вправе была обратиться в суд с настоящим заявлением об оспаривании норм Закона Забайкальского края от 17 февраля 2009 года № 129-ЗЗК "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае", устанавливающих меры социальной поддержки пенсионеров из числа педагогических работников, имеющих общий стаж работы в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет, проживающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) Забайкальского края.

Не усматривая оснований к отмене решения суда по доводам апелляционных жалоб, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации


определила:

решение Забайкальского краевого суда от 27 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Законодательного Собрания Забайкальского края и Губернатора Забайкальского края - без удовлетворения.