Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  
[Не противоречит законодательству пункт 25 Типового положения о стипендиальном обеспечении, предусматривающий, что для получения государственной социальной стипендии студент представляет в образовательное учреждение выдаваемую органом социальной защиты населения по месту жительства справку. Такое правовое регулирование осуществлено Правительством Российской Федерации в пределах делегированных ему полномочий, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав студентов на получение мер социальной поддержки.]

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 24 апреля 2013 г. № АКПИ13-210


Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре А.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании недействующим пункта 25 Типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2001 г. № 487 (далее - Типовое положение),


установил:

согласно пункту 25 Типового положения право на получение государственной социальной стипендии имеет студент, представивший в образовательное учреждение выдаваемую органом социальной защиты населения по месту жительства справку для получения государственной социальной помощи. Эта справка представляется ежегодно.

Гражданин К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 25 Типового положения, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат статьям 1 и 13 Федерального закона от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", статьям 3, 7 и 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", статьям 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", и нарушают его право на получение государственной социальной стипендии.

В суде К. поддержал заявленные требования и пояснил, что является студентом МГУ имени М.В. Ломоносова и проживает в г. Москве в общежитии, но должен брать справку для представления в образовательное учреждение, выдаваемую органом социальной защиты населения по месту постоянной регистрации в г. Петрозаводске, где прожиточный минимум ниже, чем в г. Москве. С января 2013 г. ему прекратили выплату государственной социальной стипендии, хотя он является студентом, нуждающимся в социальной помощи.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству образования и науки Российской Федерации (поручение от 14 марта 2013 г. № ОГ-П8-1563).

Представитель Правительства Российской Федерации Д. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил в суде, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий высшего исполнительного органа государственной власти, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права граждан на получение социальной стипендии.

Выслушав объяснения К., представителя Правительства Российской Федерации Д., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого Типового положения, предусматривал, что порядок назначения и выплаты стипендий устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 16).

Таким образом, Типовое положение утверждено Правительством Российской Федерации во исполнение полномочия, возложенного на него федеральным законодателем. Типовое положение определяет порядок выплаты стипендий и оказания других форм материальной поддержки учащимся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, слушателям и студентам из числа граждан, проходивших военную службу, студентам, аспирантам и докторантам, обучающимся в образовательных учреждениях и научных организациях.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Социальные гарантии реализации права граждан на образование установлены в статье 50 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании". Приоритетность развития высшего и послевузовского профессионального образования согласно Федеральному закону "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" обеспечивается посредством предоставления обучающимся (студентам, аспирантам, докторантам и другим категориям обучающихся) в государственной системе высшего и послевузовского профессионального образования государственных стипендий, мест в общежитиях, иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством (статья 2).

Типовое положение утверждено Правительством Российской Федерации в целях осуществления государственной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов.

Нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" от 4 июля 2001 г., Собрании законодательства Российской Федерации от 9 июля 2001 г. № 28.

Стипендии, являясь денежной выплатой, назначаемой учащимся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, слушателям и студентам из числа граждан, проходивших военную службу, студентам, аспирантам и докторантам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях и научных организациях, представляют собой меру государственной поддержки и назначаются студентам, нуждающимся в социальной помощи.

Для получения государственной социальной стипендии в соответствии с пунктом 25 Типового положения студент представляет в образовательное учреждение выдаваемую органом социальной защиты населения по месту жительства справку. Такое правовое регулирование осуществлено Правительством Российской Федерации в пределах делегированных ему полномочий, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав студентов на получение мер социальной поддержки.

Понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законе Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и других нормативных актах.

Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" введен регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (статья 3), а в статье 2 раскрываются основные понятия. Закон местом жительства признает жилой дом, квартиру, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Следовательно, требования пункта 25 Типового положения о представлении студентом в образовательное учреждение справки, выдаваемой органом социальной защиты населения по месту жительства, соответствуют действующему законодательству.

Доводы заявителя о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта федеральным законам "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", "О государственной социальной помощи" являются несостоятельными. Предметом регулирования данных федеральных законов отношения, связанные с предоставлением студентам льгот и мер социальной поддержки, не являются.

Так, Федеральный закон "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" предусматривает порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи" (преамбула). Федеральный закон "О государственной социальной помощи" устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным данным Федеральным законом. Студенты как получатели социальной помощи в виде стипендий названным Федеральным законом не предусмотрены.

Если К. полагает, что его незаконно лишили права на получение государственной социальной стипендии, то он вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных прав и свобод.

В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации


решил:

заявление К. о признании недействующим пункта 25 Типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2001 г. № 487, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.


Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ