Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  
[Исковые требования о понуждении к совершению действий по созданию условий для предупреждения и пресечения терроризма удовлетворены правомерно, поскольку отсутствие в дошкольном учреждении указанных условий угрожает нарушением прав граждан РФ на защиту их жизни и здоровья при чрезвычайных ситуациях.]

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД


ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 октября 2011 г. по делу N 33-24280


Судья Горина Р.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Гаценко О.Н.,

судей Кирщиной И.П., Дмитриевой Е.С.

при секретаре А.

рассмотрела в заседании 27 октября 2011 года кассационную жалобу Администрации Зарайского муниципального района Московской области на решение Зарайского городского суда Московской области от 27 сентября 2011 года по делу по иску Зарайского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению центр развития ребенка - детский сад N 8 "Березка", Администрации Зарайского муниципального района Московской области о понуждении к совершению действий,

заслушав доклад судьи Московского областного суда Гаценко О.Н.,

объяснения представителя Администрации Зарайского муниципального района Московской области М.

заключение помощника Мособлпрокурора Тришиной В.В., полагавшей, что оснований для отмены судебного решения не имеется


установила:

Зарайский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ центр развития ребенка - детский сад N 8 "Березка", Администрации Зарайского муниципального района Московской области о понуждении к совершению действий.

В обоснование требований указал, что в результате проверки дошкольного учреждения МДОУ центр развития ребенка - детский сад N 8 "Березка" установлено, что в МДОУ центр развития ребенка - детский сад N 8 "Березка" в нарушение требований закона, а также п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона "Об образовании", не созданы условия для предупреждения и пресечения терроризма: в учреждении не установлена кнопка экстренного вызова милиции и не заключен соответствующий договор на круглосуточную охрану МДОУ центр развития ребенка - детский сад N 8 "Березка". Осуществление деятельности МДОУ центр развития ребенка - детский сад N 8 "Березка" нарушает требования действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерба имуществу.

Представитель ответчика МДОУ центр развития ребенка - детский сад N 8 "Березка" против иска возражала, пояснила, что в настоящее время в учреждении оборудована тревожная кнопка, заключен договор на обслуживание тревожной кнопки с ЧОП "Роман". Кнопка тревожного сигнала не обеспечивает вызов полиции. Оборудовать кнопку экстренного вызова полиции и заключить соответствующий договор на круглосуточную охрану не представляется возможным, поскольку отсутствует финансирование.

Представитель ответчика Администрации Зарайского муниципального района против иска возражал, пояснил, что все образовательные учреждения Зарайского муниципального района оборудованы кнопками тревожного сигнала. Кнопки экстренного вызова наряда полиции в образовательных учреждениях не установлены. Закон не содержит в себе обязательств по организации в образовательных муниципальных учреждениях системы вызова милиции и круглосуточной охраны. Муниципальное образовательное учреждение может самостоятельно заключать договор на оказание охранных услуг, в том числе и связанных с противодействием терроризму, с любым поставщиком услуг, а не только с полицией. Кроме того, постановление Правительства Московской области "О мерах по усилению антитеррористической защищенности объектов образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры и спорта, расположенных на территории Московской области", на которое ссылается истец, предусматривает финансирование на указанные цели из бюджета субъекта, которого не производилось.

В настоящее время бюджет муниципального района на 2012 год формируется. В нем предусматриваются средства на установку в муниципальных образовательных учреждениях кнопки экстренного вызова полиции, ее обслуживание и оплату договоров по круглосуточной охране объектов.

Решением суда исковые требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Администрация Зарайского муниципального района просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, как постановленного в соответствии с требованиями закона.

Из материалов дела усматривается, что начальником отдела МВД России по Зарайскому району в Зарайскую городскую прокуратуру направлено обращение о неисполнении школами и дошкольными учреждениями установки средств экстренного вызова наряда милиции с заключением соответствующих договоров следует, Постановления Правительства Московской области от 22.09.2004 года N 579/37 "О мерах по усилению антитеррористической защищенности объектов, расположенных на территории Московской области", в связи с чем просил принять меры прокурорского реагирования.

Из письма начальника управления образования следует, что в 23 сельских образовательных учреждениях установлены КТС с выводом на пульт ЧОП "Роман". Для установок кнопок экстренного вызова полиции в сельских образовательных учреждениях, в управлении образования администрации Зарайского муниципального района отсутствуют денежные средства.

МДОУ центр развития ребенка - детский сад N 8 "Березка" не оборудован кнопкой экстренного вызова полиции.

Удовлетворяя заявленные требования суд исходил из того, что отсутствие кнопки экстренного вызова полиции и договора по круглосуточной охране в МДОУ центр развития ребенка - детский сад N 8 "Березка" препятствует оперативному контролю за состоянием противодиверсионной защищенности объекта с массовым пребыванием детей, а, следовательно, угрожает нарушением прав воспитанников и работников, находящихся в здании учреждения, на защиту их жизни и здоровья при чрезвычайных ситуациях. Невыполнение ответчиками своих обязанностей, нарушает права и свободы человека и гражданина, отсутствие финансирования в данном случае не может служить основанием для неисполнения требования п. 4.2 Постановления Правительства Московской области "О мерах по усилению антитеррористической защищенности объектов образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры, спорта, расположенных на территории Московской области". Обязанность по обеспечению и оборудованию кнопками экстренного вызова полиции лежит на администрации Зарайского муниципального района и Муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда.

Согласно указанию Министерства образования и науки РФ, МЧС РФ и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12 марта 2008 года N АФ-102/09, 43-828-19, 01/2050-8-23 "О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году", подготовку образовательных учреждений к новому учебному году необходимо вести в соответствии с перечнем мероприятий, направленных на создание единой системы обеспечения безопасности образовательных, научных учреждений и организаций РФ. В состав таких мероприятий включены, в том числе, обеспечение охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями; наличие тревожной сигнализации.

Согласно п. 7.1 ст. 14 и п. 6.1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с п. 4.2. Постановления Правительства Московской области "О мерах по усилению антитеррористической защищенности объектов образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры и спорта, расположенных на территории Московской области" от 22.09.2004 г. N 579/37 главам муниципальных образований Московской области - председателям антитеррористических комиссий необходимо обеспечить совместно с руководителями объектов образования, находящихся в собственности муниципальных образований Московской области установление кнопок экстренного вызова милиции и заключение соответствующих договоров на круглосуточную охрану объектов.

Таким образом, данным постановлением предписано обязательная установка кнопок экстренного вызова милиции (полиции), а не иных служб безопасности, вневедомственной охраны, частными охранными предприятиями и заключение соответствующих договоров на круглосуточную охрану объектов.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона о Полиции полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

При этом полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти и наделяется рядом прав и полномочий, взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, может использовать возможности государственных и муниципальных органов, которыми не наделены иные, созданные на коммерческой основе охранные организации, что в свою очередь делает возможным в короткие сроки пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму и в обеспечении правового режима контртеррористической операции, а также в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов.

В данном случае прокурор действовал на основании и во взаимосвязи с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре российской Федерации" в интересах неопределенного круга лиц, выступая их представителем, а заявленные требования фактически сводятся к требованиям о понуждении ответчика совершить определенные действия по устранению соответствующих нарушений, несоблюдение которых может повлечь негативные последствия для неопределенного круга лиц и, по сути, направлены на их предотвращение.

Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену.

Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому кассационная жалоба не может быть удовлетворена.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия


определила:

решение Зарайского городского суда Московской области от 27 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации Зарайского муниципального района Московской области - без удовлетворения.