ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 
[Обязанность по финансированию установки кнопки экстренного вызова полиции и круглосуточной охраны общеобразовательного учреждения возлагается на собственника имущества этого учреждения.]

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД


ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 3 ноября 2011 г. по делу N 33-24297


Судья Горина Р.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда

в составе:

Председательствующего Тегуновой Н.Г.

судей Гарновой Л.П., Алибердовой Н.А.

при секретаре С.

рассмотрев 3 ноября 2011 года в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Зарайского муниципального района Московской области на решение Зарайского городского суда Московской области от 26 сентября 2011 г. по делу по иску Зарайского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению Журавенская средняя общеобразовательная школа, Администрации Зарайского муниципального района Московской области о понуждении к совершению действий,

заслушав доклад судьи Алибердовой Н.А.,

объяснение и заключение прокурора Коханка К.В. об оставлении решения суда без изменения,


установила:


Зарайский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению Журавенская средняя общеобразовательная школа, Администрации Зарайского муниципального района Московской области о понуждении к совершению действий.

Свои требования мотивировал тем, что в соответствии с полномочиями, предусмотренными ст. ст. 21, 22 Федерального закона "О прокуратуре РФ" в рамках надзора за исполнением законов, Зарайской городской прокуратурой проведена проверка в деятельности МОУ Журавенская средняя общеобразовательная школа на предмет соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности объекта при подготовке к началу нового учебного года.

Проверка показала, что к началу нового учебного года в МОУ Журавенская средняя общеобразовательная школа необходимые меры для обеспечения надлежащей охраны с целью предотвращения незаконного проникновения в учреждение и совершения террористических актов не приняты: в учреждении не установлена кнопка экстренного вызова милиции и не заключен соответствующий договор на круглосуточную охрану МОУ Журавенская средняя общеобразовательная школа.

В соответствии с п. 6.1, п. 6,8 действующего Устава МОУ Журавенская средняя общеобразовательная школа, учреждение финансируется в соответствии с действующим законодательством. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами и принадлежащей ему собственностью. При недостаточности у учреждения указанных средств ответственность по его обязательствам несет собственник имущества, закрепленного за учреждением, в порядке, определяемом законом.

Учредителем и собственником имущества МОУ Журавенская средняя общеобразовательная школа, согласно п. 1.1, п. 6.4 Устава, является Администрация Зарайского муниципального района Московской области.

Учитывая отсутствие у МОУ Журавенская средняя общеобразовательная школа самостоятельных денежных средств, необходимых для устранения выявленных нарушений законодательства об антитеррористической защищенности, наличие субсидиарной ответственности Администрации Зарайского муниципального района по обязательствам учреждения, расходы по установке и обеспечению функционирования кнопки экстренного вызова милиции в МОУ Журавенская средняя общеобразовательная школа следует возложить на Администрацию Зарайского муниципального района Московской области.

Таким образом, осуществление деятельности МОУ Журавенская средняя общеобразовательная школа с перечисленными недостатками нарушает требования действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерба имуществу.

Перечисленные нарушения затрагивают интересы Российской Федерации в сфере антитеррористической безопасности, а также неопределенного круга лиц, посещающих МОУ Журавенская средняя общеобразовательная школа.

Прокурор просил суд: обязать Администрацию Зарайского муниципального района Московской области обеспечить здание МОУ Журавенская средняя общеобразовательная школа кнопкой экстренного вызова милиции, в срок до 01 декабря 2011 года;

обязать МОУ Журавенская средняя общеобразовательная школа оборудовать здание МОУ Журавенская средняя общеобразовательная школа кнопкой экстренного вызова милиции и заключить соответствующий договор на круглосуточную охрану МОУ Журавенская средняя общеобразовательная школа, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика Администрации Зарайского муниципального района по доверенности М. с заявленными требованиями не согласилась, считала их незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В 2007 году все образовательные учреждения Зарайского муниципального района оборудованы кнопками тревожного сигнала. Кнопки экстренного вызова наряда полиции в образовательных учреждениях не установлены.

В исковом заявлении прокурора в качестве основания возникновения обязательств ответчиков указаны: Федеральный закон "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ, Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации от 05.10.2009 г.

Однако, перечисленные государственные акты не содержат в себе обязательств по организации в образовательных муниципальных учреждениях системы вызова милиции и круглосуточной охраны.

Учитывая изложенное, данные акты не порождают для ответчиков обязательств, предъявляемых истцом к исполнению.

Администрация Зарайского муниципального района считала, что право решения вопроса о необходимости оснащения муниципальных учреждений всех видов (здравоохранение, культуры, спорт, образование) дополнительными средствами обеспечения безопасности в настоящее время принадлежит исключительно исполнительным органам данных учреждений, должно финансироваться ими самостоятельно за счет субсидий или иных внебюджетных источников, и отсутствие средств реагирования полиции и круглосуточной охраны не влечет нарушение федерального законодательства о противодействии терроризму.

Представитель ответчика МОУ Журавенская средняя общеобразовательная школа директор К. иск признала и пояснила, что в настоящее время в школе оборудована тревожная кнопка, заключен договор на обслуживание тревожной кнопки с ЧОП <...> по ДД.ММ.ГГГГ. Однако кнопка тревожного сигнала не обеспечивает вызов полиции. Оборудовать кнопку экстренного вызова полиции и заключить соответствующий договор на круглосуточную охрану не представляется возможным, поскольку отсутствует финансирование. На совещании в августе 2011 года Управление образования сообщило, что в 2012 году на эти цели Администрацией выделяются денежные средства, и тогда они оборудуют кнопку экстренного вызова полиции и заключат соответствующий договор на круглосуточную охрану школы.

Решением Зарайского городского суда Московской области от 26 сентября 2011 г. исковые требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Администрация Зарайского муниципального района Московской области ставит вопрос об отмене решения суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда.

Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно исходил из того, что прокурором представлены бесспорные доказательства, подтверждающие непринятие ответчиками необходимых мер по оборудованию кнопкой экстренного вызова полиции и заключения соответствующих договоров на круглосуточную охрану МОУ Журавенская средняя общеобразовательная школа.

В ходе судебного разбирательства ответчиками не представлено доказательств того, что установленная кнопка тревожного сигнала в МОУ Журавенская средняя общеобразовательная школа обеспечивает экстренный вызов полиции и заключен соответствующий договор на круглосуточную охрану МОУ Журавенская средняя общеобразовательная школа ответчиками.

При этом, судом обоснованно указано, что согласно указанию Министерства образования и науки РФ, МЧС РФ и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12 марта 2008 года NN АФ-102/09, 43-828-19, 01/2050-8-23 "О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году", подготовку образовательных учреждений к новому учебному году необходимо вести в соответствии с перечнем мероприятий, направленных на создание единой системы обеспечения безопасности образовательных, научных учреждений и организаций РФ. В состав таких мероприятий включены, в том числе, обеспечение охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями; наличие тревожной сигнализации.

Согласно п. 7.1 ст. 14 и п. 6.1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 года N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Судом установлено, что до настоящего времени МОУ Журавенская средняя общеобразовательная школа не оборудована кнопкой экстренного вызова полиции. Имеющаяся тревожная кнопка сигнализации в учреждении не соответствует требованиям Постановления Правительства Московской области "О мерах по усилению антитеррористической защищенности объектов образования, здравоохранения...", поскольку данная кнопка не обеспечивает вызов полиции, а заключенный договор с ЧОП <...> не предусматривает обязательства по вызову полиции.

В связи с чем следует согласиться с выводом суда о том, что администрацией Зарайского муниципального района, МОУ Журавенская средняя общеобразовательная школа, допущено бездействие в обеспечении антитеррористической защищенности образовательного учреждения.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что в расходной части бюджета Зарайского муниципального района на 2012 год предусмотрены средства на установку в муниципальных образовательных учреждениях кнопки экстренного вызова полиции, ее обслуживание и оплату договоров по круглосуточной охране объектов.

По изложенным мотивам, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что обязанность по финансированию установки кнопки экстренного вызова полиции в МОУ Журавенская средняя общеобразовательная школа должна быть возложена на Администрацию Зарайского муниципального района.

Довод жалобы о том, что в указанном учреждении имеется тревожная кнопка тревожной сигнализации и заключен соответствующий договор с ЧОП <...>, не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку установленная кнопка и заключенный договор с охранным фирмой не обеспечивают экстренный вывоз полиции при нажатии тревожной кнопки сигнализации.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, доводы жалобы не опровергают выводы суда.

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия


определила:

решение Зарайского городского суда Московской области от 26 сентября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Зарайского муниципального района Московской области - без удовлетворения.