Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  
[Провозглашая право на образование в числе основных и неотъемлемых конституционных прав, государство обязано предпринимать все зависящие от него меры для наиболее полного осуществления этого права, создания социально-экономических условий, обеспечения правовых гарантий свободного функционирования и развития системы образования, получения гражданами не только основного общего и среднего профессионального, но и высшего образования. Граждане свободны в выборе формы получения высшего образования, образовательного учреждения, направления подготовки а также в выборе способа получения высшего образования впервые - за счет бюджетных средств (поступив в государственное или муниципальное высшее учебное заведение, пройдя конкурсный отбор) или на договорной (платной) основе.]

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


об отказе в принятии к рассмотрению жалобы

граждан Григоряна Арена Альбертовича,

Григоряна Карена Альбертовича и Бадрутдинова

Ильнура Минулловича на нарушение их конституционных прав

пунктом 3 статьи 5 Закона Российской Федерации

«Об образовании» и пунктом 4 статьи 2

Федерального закона «О высшем и послевузовском

профессиональном образовании»

от 5 октября 2001 г. № 187-О


Конституционный Суд Российской Федерации в составе судьи-секретаря Ю.М. Данилова, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи О.С. Хохряковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы граждан А.А. Григоряна, К.А. Григоряна и И.М. Бадрутдинова,


установил:


1. В жалобе граждан А.А. Григоряна, К.А. Григоряна и И.М. Бадрутдинова оспаривается конституционность положения, содержащегося в пункте 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года «Об образовании» (с последующими изменениями и дополнениями) и пункте 4 статьи 2 Федерального закона от 22 августа 1996 года «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с последующими изменениями и дополнениями), согласно которому гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего профессионального образования в государственных и муниципальных высших учебных заведениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Как следует из представленных материалов, заявители, окончившие экономический факультет Казанского государственного университета, где они проходили обучение на основе соответствующих договоров с оплатой его стоимости, приказом ректора этого университета от 22 сентября 1999 года были зачислены в число студентов первого курса заочного отделения юридического факультета (обучение на базе высшего образования). Однако после окончания первого курса им было объявлено, что приказ о зачислении их в число студентов, обучающихся за счет бюджетных средств, приказом ректора от 17 октября 2000 года признан ничтожным с момента издания в связи с нарушением предписаний пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации «Об образовании» и пункта 4 статьи 2 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а потому дальнейшее обучение их возможно лишь на договорной (платной) основе.

Вахитовский районный суд города Казани, куда А.А. Григорян, К.А. Григорян и И.М. Бадрутдинов обжаловали действия администрации Казанского государственного университета, решением от 23 октября 2000 года признал эти действия правомерными, соответствующими требованиям названных федеральных законов и в удовлетворении жалобы отказал. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 21 ноября 2000 года указанное судебное решение оставлено без изменения.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации заявители утверждают, что примененное в их деле положение пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации «Об образовании» и пункта 4 статьи 2 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» не соответствует статьям 15 (часть 1), 17 (часть 2), 18, 19 (часть 2), 43 (часть 3) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку лишает получивших высшее образование на платной основе и желающих приобрести другое (второе) высшее профессиональное образование конституционного права бесплатно получить его в государственном или муниципальном образовательном учреждении на равных с другими гражданами условиях.

2. Статья 43 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на образование (часть 1); гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных общеобразовательных учреждениях и на предприятиях (часть 2); каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятии (часть 3).

Провозглашая право на образование в числе основных и неотъемлемых конституционных прав, государство обязано предпринимать все зависящие от него меры для наиболее полного осуществления этого права, создания социально-экономических условий, обеспечения правовых гарантий свободного функционирования и развития системы образования, получения гражданами не только основного общего и среднего профессионального, но и высшего образования. При этом конституционно значимой целью является обеспечение (на основе равенства и в зависимости от способностей каждого) максимально широкого доступа к высшему образованию, что согласуется с провозглашенными статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целями Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Доступность высшего профессионального образования при существующем уровне доходов большинства населения нашей страны связана прежде всего с возможностью получить его бесплатно. Основой государственных гарантий получения гражданами Российской Федерации бесплатного высшего образования в пределах государственных образовательных стандартов является государственное и (или) муниципальное финансирование обучения в высших учебных заведениях. Исходя из этого, по смыслу статьи 43 (часть 3) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 7, 55 (часть 3) и 71 (пункты «в», «е», «з»), федеральный законодатель, устанавливая гарантии прав граждан в области высшего профессионального образования с учетом имеющихся у государства финансовых ресурсов в целях обеспечения для лиц, не имеющих высшего образования, бесплатного получения такого образования, вправе предусмотреть в качестве условия обучения граждан в государственных и муниципальных высших учебных заведениях за счет бюджетных средств получение гражданином образования данного уровня впервые.

Таким образом, положение, содержащееся в пункте 3 статьи 5 Закона Российской Федерации «Об образовании» и пункте 4 статьи 2 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», не может расцениваться как неправомерно ограничивающее закрепленное в статье 43 (часть 3) Конституции Российской Федерации право граждан на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования. Равным образом оно не может рассматриваться и как нарушающее конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина (статья 19, часть 2, Конституции Российской Федерации), поскольку граждане свободны в выборе формы получения высшего образования, образовательного учреждения, направления подготовки (пункт 5 статьи 2 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»), а также в выборе способа получения высшего образования впервые - за счет бюджетных средств (поступив в государственное или муниципальное высшее учебное заведение, пройдя конкурсный отбор) или на договорной (платной) основе.

3. Как следует из статей 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации принимает к рассмотрению жалобы граждан на нарушение законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, конституционных прав и свобод.

Поскольку оспариваемой нормой в деле заявителей их права, гарантированные статьями 15 (часть 1), 17 (часть 2), 18, 19 (часть 2), 43 (часть 3) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, нарушены не были, данная жалоба не может быть признана допустимой по смыслу Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации


определил:


1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Григоряна Арена Альбертовича, Григоряна Карена Альбертовича и Бадрутдинова Ильнура Минулловича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба может быть признана допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.


Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации

Ю.М.ДАНИЛОВ


Судья Конституционного Суда

Российской Федерации

В.О.ЛУЧИН