Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  
[пункт 5 постановления Правительства г. Москвы "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в г. Москве и Московской области" от 30 марта 1999 г. № 241-28 противоречит статье 43 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. В соответствии со ст. 16 Закона РФ "Об образовании" учредитель должен обеспечить прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. Согласно Типовому положению "Об общеобразовательном учреждении", утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 1994 г. № 1008, п. 46, гражданам, не проживающим на данной территории, может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении]

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 мая 2001 года


Дело № 5-Г01-53


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:


председательствующего Нечаева В.И.,

судей Александрова Д.П.,

Горохова Б.А.


рассмотрела в судебном заседании 15 мая 2001 г. кассационные жалобы представителей правительства г. Москвы Павкиной В.Д., Щербакова В.В. и Парфенова А.В. на решение Московского городского суда от 25 декабря 2000 г., которым признан недействительным пункт 5 постановления правительства г. Москвы "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в г. Москве и Московской области" от 30 марта 1999 г. № 241-28; подпункт 2.3, абзацы 1, 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в г. Москве и Московской области в новой редакции (приложение 1 к постановлению правительства г. Москвы и правительства Московской области от 30 марта 1999 г. № 241-28); последние абзацы пунктов 1 - 3 Перечня документов, являющихся основанием для вселения (заселения) граждан в жилые помещения в г. Москве и Московской области, представляемых жилищными органами в органы регистрационного учета (приложение 2 к постановлению правительства г. Москвы и правительства Московской области от 30 марта 1999 г. № 241-28); в остальной части заявление оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Нечаева В.И., объяснения представителей правительства г. Москвы Павкиной В.Д. и Щербакова В.В., правительства Московской области Хомиченко Е.Н., Московского комитета образования Тимашовой А.В., паспортного управления Главного управления внутренних дел г. Москвы Маленкова В.И. и Главного управления внутренних дел Московской области Берзина В.А., исследовав материалы дела, коллегия


установила:


региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и вынужденным переселенцам "Гражданское содействие" обратилась в суд с заявлением о признании недействительными пунктов 2, 4, 5 постановления правительства г. Москвы и правительства Московской области "Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в г. Москве и Московской области" от 30 марта 1999 г. № 241-28 и подпунктов 1.1, 1.9, 2.2, 2.3, 3.2 приложения № 1 к указанному постановлению, приложение № 2. Заявление обосновано тем, что указанные положения противоречат федеральному законодательству и нарушают права вынужденных переселенцев и беженцев на свободу передвижения и выбор места жительства.

Рассмотрев дело, суд вынес приведенное выше решение. В кассационных жалобах, как следует из их содержания, представители правительства г. Москвы Павкина В.Д., Щербаков В.В. и Парфенов А.В. просят отменить решение суда в части удовлетворения заявления, считая его неправильным.

Обсудив доводы кассационных жалоб, коллегия не находит оснований для их удовлетворения. Законность и обоснованность решения суда проверяется в пределах кассационных жалоб.

Пунктом 5 оспариваемого постановления предписано органам образования административных округов г. Москвы, муниципальных образований Московской области осуществлять прием в детские дошкольные учреждения (сады, ясли), а также общеобразовательные школы детей, родители которых проживают в г. Москве или Московской области и зарегистрированы как по месту жительства, так и по месту пребывания. В связи с этим постановлением Московским комитетом образования был издан приказ от 21 сентября 1999 г. № 567, подпунктом 1.1 которого приказано начальникам окружных учреждений образования и руководителям учреждений образования городского подчинения осуществлять прием иногородних детей в общеобразовательные школы и школы-интернаты только при наличии регистрационных документов.

Приведенный пункт 5 постановления противоречит статье 43 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. В соответствии со ст. 16 Закона РФ "Об образовании" учредитель должен обеспечить прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. Согласно Типовому положению "Об общеобразовательном учреждении", утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 1994 г. № 1008, п. 46, гражданам, не проживающим на данной территории, может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении.

Подпунктом 2.3 Правил предусмотрено, что оформление регистрации граждан по месту пребывания производится в общем порядке на период временного проживания, обусловленном в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации формой собственности на жилое помещение и условиями его предоставления (абз. 1). Регистрация по месту пребывания граждан, получивших в установленном порядке статус беженца или вынужденного переселенца в миграционной службе г. Москвы или Московской области, производится на период действия соответствующего удостоверения на жилую площадь родственников, а также в домах, предназначенных для временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев в соответствии с решениями правительства г. Москвы или правительства Московской области (абз. 3).

Из содержания приведенной правовой нормы видно, что первый абзац пункта 2.3 Правил вводит ограничение времени пребывания граждан, что противоречит Закону РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ". Регистрация граждан по этому Закону носит уведомительный характер. Третий абзац пункта 2.3 ограничивает права беженцев и вынужденных переселенцев, поскольку предусматривает регистрацию на территории г. Москвы и Московской области граждан, получивших статус беженца или вынужденного переселенца только в миграционной службе г. Москвы или Московской области, а также содержит исчерпывающий перечень жилой площади, на которой могут быть зарегистрированы указанные лица. Данная норма Правил противоречит п. 7 ст. 4, п. 7 ст. 7 Федерального закона "О беженцах", подп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона "О вынужденных переселенцах".

В последних абзацах пунктов 1, 2 и 3 приложения 2 к постановлению предусмотрено, что период временного вселения граждан на жилую площадь наймодателя определяется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. При временном вселении граждан в жилые помещения размер жилой площади, приходящейся на одного проживающего с учетом вселяемых, должен соответствовать санитарной норме проживания в общежитии (последний абзац п. 1). Вселение граждан в жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется в соответствии с законодательством о норме жилой площади на одного человека, кроме вселения несовершеннолетних детей, супруга, а также близких родственников (с членами семьи), зарегистрированных по месту жительства в г. Москве или Московской области (последний абзац п. 2). Вселение граждан в жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, осуществляется независимо от размера жилой площади. Вселение на жилую площадь собственников жилых помещений других лиц, являющихся нанимателями (пользователями) этой жилой площади, осуществляется с соблюдением требований законодательства о норме жилой площади на одного человека, кроме вселения несовершеннолетних детей, супруга, а также близких родственников (с членами семьи), зарегистрированных по месту жительства в г. Москве или Московской области (последний абзац п. 3).

Приведенные правовые нормы, изложенные в последних абзацах пунктов 1, 2 и 3 приложения 2, Перечень документов, являющихся основанием для вселения (заселения) граждан в жилые помещения в г. Москве и Московской области, представляемых жилищными органами в органы регистрационного учета, ограничивают право граждан на выбор места жительства, право граждан на распоряжение своей собственностью, поскольку ставят в зависимость регистрацию от нормы жилой площади, приходящейся на человека. Данные положения противоречат Закону Российской Федерации "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ". Кроме того, последний абзац п. 2 противоречит ст. 53 и ст. 54 ЖК РСФСР; последний абзац п. 3 противоречит ст. ст. 209, 288, 292 ГК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 304, 305, 311 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, коллегия


определила:


оставить решение Московского городского суда от 25 декабря 2000 г. в обжалуемой части без изменения, кассационные жалобы представителей правительства г. Москвы Павкиной В.Д., Щербакова В.В. и Парфенова А.В. - без удовлетворения.