Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  
[Правовое регулирование, закрепляющее условия получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования]

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 октября 2008 г. № 798-О-О


ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ

ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ БОРОДИЙ ЕЛЕНЫ НИКОЛАЕВНЫ НА НАРУШЕНИЕ

КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЕЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО СЫНА БОРОДИЯ

ВЛАДИМИРА ПАВЛОВИЧА ПУНКТОМ 2 СТАТЬИ 17 И ПУНКТОМ 10

СТАТЬИ 50 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«ОБ ОБРАЗОВАНИИ»


Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданки Е.Н. Бородий вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,


установил:


1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Е.Н. Бородий оспаривает конституционность пункта 2 статьи 17 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-I «Об образовании», закрепляющего, что образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников, и пункта 10 статьи 50 названного Закона, предусматривающего как создание специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп) для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые обеспечивают их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество, так и направление органами управления образованием с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии в указанные образовательные учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Как следует из представленных материалов, В.П. Бородий с 8 декабря 2005 года по 20 марта 2007 года обучался в государственном образовательном учреждении «Коряжемский детский дом - школа», являющемся специальной (коррекционной) школой VIII вида. Полагая, что он может обучаться в образовательных учреждениях среднего общего образования, Е.Н. Бородий обратилась в муниципальную среднюю общеобразовательную школу № 36 города Архангельска с просьбой зачислить ее сына в 6 класс. Заявительнице было предложено подтвердить уровень знаний В.П. Бородия по общеобразовательным программам 1 - 5 классов. В связи с отказом Е.Н. Бородий и В.П. Бородия от прохождения психолого-медико-педагогической комиссии, а также отсутствием в образовательном учреждении специального (коррекционного) класса VIII вида в зачислении в данную школу В.П. Бородия заявительнице было отказано.

Е.Н. Бородий было также отказано в приеме сына в государственные образовательные учреждения начального профессионального образования в связи с отсутствием у него основного общего образования.

По мнению заявительницы, названные нормы Закона Российской Федерации «Об образовании», предусматривающие возможность создания специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья, в которых реализуются не общеобразовательные, а специальные образовательные программы, нарушают право несовершеннолетнего В.П. Бородия на образование, гарантированное статьей 43 Конституции Российской Федерации, поскольку обучение в указанных учреждениях препятствует дальнейшему получению образования в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях начального профессионального образования.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Согласно статье 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование (часть 1); гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (часть 2); при этом обязательным является основное общее образование, получение которого детьми обеспечивается родителями или лицами, их замещающими (часть 4).

Провозглашение права на образование в числе основных конституционных прав предопределяет обязанность государства, исходя из конституционно значимой цели - обеспечения (на основе равенства и в зависимости от способностей каждого) максимально широкого доступа граждан к образованию, предпринимать необходимые меры для наиболее полного осуществления этого права, в том числе создавать условия для получения гражданами с ограниченными возможностями здоровья (имеющими недостатки в физическом и (или) психическом развитии) образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов (пункт 6 статьи 5 Закона Российской Федерации «Об образовании"). В специально созданных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья реализуются специальные образовательные программы, разработанные на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников (пункт 2 статьи 17 и пункт 10 статьи 50 данного Закона).

Особенности реализации общеобразовательных программ в специальных образовательных учреждениях обусловлены объективными обстоятельствами, связанными с ограниченными возможностями здоровья обучающихся, воспитанников.

Кроме того, предусмотрена возможность перевода обучающихся, воспитанников из специального (коррекционного) образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии в другое образовательное учреждение (пункт 28 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 года № 288).

Таким образом, правовое регулирование, закрепляющее условия получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права В.П. Бородия.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации


определил:


1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Бородий Елены Николаевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации

Ю.М.ДАНИЛОВ