Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  
[Не подлежат удовлетворению требования МО о взыскании с Минфина РФ расходов, связанных с предоставлением льгот на питание учащихся дошкольных образовательных учреждений с ограниченными возможностями здоровья, чьи родители освобождены от внесения родительской платы за их содержание, поскольку по своей юридической природе спорные расходы не являются льготами, а представляют собой одну из форм общегосударственных гарантий доступности получения образования и подлежат финансированию из местного бюджета]

По вопросу об отказе в передаче в Президиум ВАС РФ дела № А05-3784/2008 для пересмотра в порядке надзора данного постановления см. определение ВАС РФ от 21.05.2009 № ВАС-5660/09.


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 февраля 2009 г. по делу № А05-3784/2008


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Бычковой Е.Н., Кирейковой Г.Г., рассмотрев 18.02.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.08.2008 (судья Антонова Н.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2008 (судьи Романова А.В., Зайцева А.Я., Козлова С.В.) по делу № А05-3784/2008,


установил:


муниципальное образование "Котлас" (далее - МО "Котлас") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин), Архангельской области в лице департамента финансов администрации Архангельской области (далее - Департамент) о взыскании 198.791 руб. 23 коп. расходов, образовавшихся в связи с предоставлением в ноябре и декабре 2007 года льгот в виде освобождения родителей от обязанности вносить плату за содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также детей с туберкулезной интоксикацией, находящихся в указанных образовательных учреждениях.

Решением от 27.08.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.11.2008, с Минфина за счет средств казны Российской Федерации в пользу МО "Котлас" взыскано 198.791 руб. 23 коп. расходов, связанных с предоставлением льгот. В иске к Департаменту отказано.

В кассационной жалобе Минфин, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить и в иске отказать. По мнению подателя жалобы, в соответствии с пунктом 3 статьи 52.2 Федерального закона от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании) финансирование расходов, с иском о компенсации которых обратилось МО "Котлас", является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Лица, участвующие в деле, надлежаще уведомлены о времени и месте его рассмотрения, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 52.1 Закона об образовании учредители образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей или законных представителей (далее - родительская плата) за содержание ребенка в указанных учреждениях, если иное не установлено названным Законом и иными федеральными законами.

Согласно пункту 2 статьи 52.1 Закона об образовании размер родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не может превышать 20 процентов затрат на содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, - 10 процентов указанных затрат. За содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также детей с туберкулезной интоксикацией, находящихся в указанных образовательных учреждениях, родительская плата не взимается.

Указанная норма введена в действие с 01.01.2007 Федеральным законом от 05.12.2006 № 207-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей".

Исполняя требования Закона об образовании, Глава МО "Котлас" издал постановление от 12.11.2007 № 1427, согласно которому освобождение родителей (законных представителей) от внесения родительской платы и определение в связи с этим источника финансирования расходов следует осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации и Архангельской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления МО "Котлас".

В ноябре и декабре 2007 года истец профинансировал расходы дошкольных образовательных учреждений, расположенных на территории муниципального образования, на питание детей с ограниченными возможностями здоровья, чьи родители освобождены от внесения родительской платы за их содержание.

Полагая, что названные расходы являются убытками бюджета муниципального образования и подлежат возмещению, МО "Котлас" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Ссылаясь на положения статьи 132 Конституции Российской Федерации, статьи 6 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ), а также то, что федеральным законодателем не установлен порядок компенсации расходов, понесенных нижестоящими бюджетами в связи с освобождением родителей от обязанности вносить плату за содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о необходимости взыскания спорных расходов с казны Российской Федерации в лице Минфина.

Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, кассационная инстанция приходит к следующему.

Суды правильно отклонили довод Минфина о том, что источник финансирования расходов истца определен в пункте 3 статьи 52.2 Закона об образовании.

Как указывалось выше, учредители образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, вправе устанавливать родительскую плату за содержание ребенка в указанных учреждениях, предельный размер которой установлен в пункте 2 статьи 52.1 Закона об образовании.

Поскольку важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (части 1 и 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства, статьей 52.2 Закона об образовании установлен порядок компенсации родителям части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Согласно пункту 3 названной статьи финансирование расходов, связанных с предоставлением компенсации, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Именно во исполнение указанной нормы Закона об образовании постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 846 утверждены Правила предоставления в 2007 году финансовой помощи из федерального бюджета в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

В отношении остальной части расходов на содержание детей в дошкольных учреждениях, а также расходов на содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, чьи родители освобождены от внесения родительской платы, необходимо отметить следующее.

В соответствии с законом Архангельской области от 23.09.2004 № 258-внеоч.-ОЗ "О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области" МО "Котлас" наделено статусом городского округа.

Согласно пункту 13 статьи 16 Закона № 131-ФЗ организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относится к вопросам местного значения.

В целях решения этого вопроса органы местного самоуправления создают и финансируют муниципальные учреждения (подпункт 3 пункта 1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ).

В силу пункта 2 статьи 18 Закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

Так, в подпункте 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" указано, что субъект Российской Федерации за счет средств своего бюджета обеспечивает государственные гарантии прав граждан на получение в том числе общедоступного и бесплатного дошкольного образования путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

Те же положения содержатся в устанавливающих компетенцию городских округов и субъектов Российской Федерации в области образования статьях 29 и 31 Закона об образовании.

Коль скоро расходы на питание детей с ограниченными возможностями здоровья не обеспечиваются субвенциями бюджета субъекта, эти расходы должны финансироваться из местного бюджета.

По своей юридической природе спорные расходы не являются льготами, а представляют собой одну из форм общегосударственного гарантирования доступности получения образования в детских дошкольных учреждениях, предопределяемого конституционными положениями.

Поскольку судами неправильно применены нормы материального права, решение и постановление подлежат отмене. В иске следует отказать.

Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа


постановил:


решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.08.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2008 по делу № А05-3784/2008 в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 198.791 руб. 23 коп. расходов отменить.

В иске отказать.

В остальной части решение и постановление оставить без изменения.

Взыскать с муниципального образования "Котлас" в пользу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 2000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций.

Председательствующий

В.В.СТАРЧЕНКОВА

Судьи

Е.Н.БЫЧКОВА

Г.Г.КИРЕЙКОВА