Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  
[Группа кратковременного пребывания - это форма дошкольного образования, направленная на обеспечение всестороннего развития детей, не посещающих группы полного дня, формирование у них основ готовности к обучению в общеобразовательном учреждении. В данных группах осуществляется дошкольное образование в соответствии с образовательной деятельностью, финансируемой учредителем. Группы кратковременного пребывания предназначены для получения ребенком бесплатного дошкольного образования. Оказание платных дополнительных услуг путем создания таких групп не является реализацией дополнительных образовательных услуг.]

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД


ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 12 мая 2011 г. по делу N 33-9923/2011


Судья Васильева Е.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего Лащ С.Н.

судей: Дмитриевой Е.С., Киреевой И.В.

при секретаре: Я.

с участием прокурора Московской областной прокуратуры Коханка К.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании от 12 мая 2011 года кассационную жалобу Администрации г. Юбилейного Московской области на решение Королевского городского суда Московской области от 09 февраля 2011 года по делу по заявлению прокурора г. Королева Московской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Юбилейного Московской области о признании нормативных правовых актов частично недействительными,

заслушав доклад судьи Дмитриевой Е.С.,

объяснения представителя МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 5 "Теремок" - К.Л., представителя Администрации г. Юбилейного Московской области - М.,

заключение прокурора Коханка К.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным,


установила:


Прокурор г. Королева Московской области в интересах неопределенного круга лиц, уточнив требования, обратился в суд с заявлением к Администрации г. Юбилейного Московской области о признании нормативных правовых актов частично недействительными.

В обоснование заявленных требований указал, что решением Совета депутатов г.о. Юбилейный Московской области от 29.03.2006 г. N 278 принято "Положение о порядке оказания платных дополнительных услуг муниципальными образовательными учреждениями г. Юбилейный Московской области", пункт 2 которого содержит перечень платных дополнительных образовательных услуг. В частности, в качестве платной дополнительной услуги указано посещение групп кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста. Полагал, что в указанной части Положение противоречит требованиям действующего законодательства.

На основании указанного решения Совета депутатов Главой г. Юбилейный Московской области издано постановление N 501 от 05.09.2009 г. "Об организации оказания платных дополнительных образовательных услуг в муниципальном дошкольном образовательном учреждении "Центр развития ребенка - детский сад N 5 "Теремок", которым утвержден прейскурант цен на платные услуги, и.о. Главы г. Юбилейного Московской области издано постановление N 532 от 02.10.2009 г. "Об утверждении прейскуранта цен на платные дополнительные образовательные услуги, оказываемые в муниципальном дошкольном образовательном учреждении "Центр развития ребенка - детский сад N 33 "Тополек". По, мнению заявителя, данное постановление также противоречит требованиям действующего законодательства.

В связи с изложенным, просил суд признать недействующим полностью со дня принятия Постановление, изданное Главой г. Юбилейного Московской области К.В., N 501 от 09.09.2009 г. "Об организации оказания платных дополнительных образовательных услуг в муниципальном дошкольном образовательном учреждении "Центр развития ребенка - детский сад N 5 "Теремок", которым утвержден прейскурант цен на платные услуги, как противоречащее закону; признать недействующим полностью со дня принятия Постановление и.о. Главы г. Юбилейного Московской области П. N 532 от 02.10.2009 г. "Об утверждении прейскуранта цен на платные дополнительные образовательные услуги, оказываемые в муниципальном дошкольном образовательном учреждении "Центр развития ребенка - детский сад N 33 "Тополек" как противоречащее закону.

В судебном заседании представитель прокуратуры поддержал заявленные требования.

Представитель Совета депутатов г.о. Юбилейный Московской области пояснила, что по результатам рассмотрения протеста прокурора г. Королева Московской области было принято решение Совета депутатов города N 268 от 28.12.2010 г., которым внесены Изменения в Положение о порядке оказания платных дополнительных образовательных услуг муниципальными образовательными учреждениями г. Юбилейный Московской области", утвержденное решение Совета депутатов г.о. Юбилейный Московской области 29.03.2006 г. N 278. Одним из изменений явилось исключение слов "кратковременного пребывания" из абз. 5 пп. 2.3.1 п. 2 Положения.

Представитель Администрации г. Юбилейный Московской области в судебное заседание не явился.

Решением Королевского городского суда Московской области от 09 февраля 2011 года иск удовлетворен.

В кассационной жалобе представитель Администрации г. Юбилейного Московской области ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора о законности принятого решения, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 43 Конституции РФ закреплены государственные гарантии реализации права граждан на образование: общедоступность и бесплатность.

Организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в соответствии с п. 13 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится к вопросам местного значения городского округа.

В силу ст. 45 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3226-1 "Об образовании" государственное и муниципальное образовательное учреждение вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами, а также образовательными стандартами.

Из материалов дела усматривается, что на основании решения Совета депутатов г.о. Юбилейный Московской области от 29.03.2006 г. N 278, принявшим "Положение о порядке оказания платных дополнительных услуг муниципальными образовательными учреждениями г. Юбилейный Московской области", Главой г. Юбилейный Московской области издано постановление N 501 от 05.09.2009 г. "Об организации оказания платных дополнительных образовательных услуг в муниципальном дошкольном образовательном учреждении "Центр развития ребенка - детский сад N 5 "Теремок", которым утвержден прейскурант цен на платные услуги, и.о. Главы г. Юбилейного Московской области издано постановление N 532 от 02.10.2009 г. "Об утверждении прейскуранта цен на платные дополнительные образовательные услуги, оказываемые в муниципальном дошкольном образовательном учреждении "Центр развития ребенка - детский сад N 33 "Тополек".

Согласно указанным нормативным актам установлено взимание платы за пребывание детей в группах кратковременного пребывания в дошкольном муниципальном образовательном учреждении и установлена плата в размере 8200 рублей в месяц.

Из прейскуранта цен, утвержденного постановлением Главы города, усматривается, что предоставляемые платные услуги в группе кратковременного пребывания являются основной образовательной деятельностью дошкольного учреждения.

В соответствии с Типовым Положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. N 666 (п. 4), дошкольное образовательное учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного образования. Данное Типовое Положение предусматривает возможность оказания дошкольными учреждениями платных услуг.

Однако, согласно п. 22 Типового Положения, дошкольное образовательное учреждение может реализовать услуги за пределами определяющих его статус образовательным программ. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой учредителем.

Судебная коллегия не может согласиться с доводами кассационной жалобы о том, что платные услуги оказываются муниципальными дошкольными образовательными учреждениями детям, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, так как из самих постановлений не усматривается, что платные услуги предоставляются детям, не посещающих дошкольные учреждения. Кроме того, согласно приложению к постановлению Главы города от 02.10.2009 г. N 532, утвержден прейскурант цен, в котором указано, что платные дополнительные образовательные услуги, оказываются в группе кратковременного пребывания.

Между тем, в соответствии с п. 8 Типового Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. N 666 функционирование групп кратковременного пребывания является разновидностью режимов времени пребывания детей в дошкольном учреждении. Группа кратковременного пребывания - это форма дошкольного образования, направленная на обеспечение всестороннего развития детей, не посещающих группы полного дня, формирование у них основ готовности к обучению в общеобразовательном учреждении. В данных группах осуществляется дошкольное образование в соответствии с образовательной деятельностью, финансируемой учредителем.

Таким образом, дав оценку указанным выше фактическим обстоятельствам дела, суд первой инстанции обоснованно указал в решении, что группы кратковременного пребывания предназначены для получения ребенком бесплатного дошкольного образования. Оказание платных дополнительных услуг путем создания таких групп не является реализацией дополнительных образовательных услуг.

При таком положении, суд пришел к правильному выводу о том, что Постановление и.о. Главы г. Юбилейного Московской области N 532 от 02.10.2009 г. "Об утверждении прейскуранта цен на платные дополнительные образовательные услуги, оказываемые в муниципальном дошкольном образовательном учреждении "Центр развития ребенка - детский сад N 33 "Тополек" нарушает конституционные принципы общедоступности и бесплатности дошкольного образования, в силу чего обоснованно признал его недействующим полностью со дня принятия.

Судебная коллегия находит выводы суда в указанной части постановленного судом решения правильными, основанными на материалах дела и требованиях закона.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда в части признания недействующим полностью со дня принятия Постановления, изданное Главой г. Юбилейного Московской области N 501 от 09.09.2009 г. "Об организации оказания платных дополнительных образовательных услуг в муниципальном дошкольном образовательном учреждении "Центр развития ребенка - детский сад N 5 "Теремок", поскольку на момент рассмотрения дела судом указанное Постановление фактически утратило силу в связи с изданием Постановления Главы города от 08.09.2010 г. N 499 "Об утверждении прейскурантов цен на платные дополнительные образовательные услуги, оказываемые в муниципальном образовательном учреждении "Центр развития ребенка - детский сад N 5 "Теремок", опубликованное в газете "Спутник" от 15.09.2010 г. N 71 (1309), в соответствии с которым утверждены прейскуранты цен, действующие с 01.09.2010 г.

На основании изложенного, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда первой инстанции в указанной части и производство по делу прекратить.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия


определила:


Решение Королевского городского суда Московской области от 09 февраля 2011 года в части признания недействующим полностью со дня принятия постановления, изданное Главой г. Юбилейный Московской области N 501 от 09.09.2009 г. "Об организации оказания платных дополнительных образовательных услуг в муниципальном дошкольном образовательном учреждении "Центр развития ребенка - детский сад N 5 "Теремок", которым утвержден прейскурант цен на платные услуги, как противоречащее закону отменить, производство по делу в указанной части прекратить.

В остальной части решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.